г. Хабаровск |
|
19 июля 2018 г. |
А73-18935/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Алгусейнова Физули Мирзаджан оглы: Тузова А.В. представителя по доверенности от 24.08.2017 (сроком до 24.08.2020);
от Управления ветеринарии Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления ветеринарии Правительства Хабаровского края
на решение от 08.05.2018
по делу N А73-18935/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Алгусейнова Физули Мирзаджан оглы
к Управлению ветеринарии Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алгусейнов Физули Мирзаджан оглы (далее - глава КФХ Алгусейнов Ф.М. оглы; заявитель; глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления ветеринарии Правительства Хабаровского края (далее - Управление; административный орган) от 17.11.2017 N 170, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 8.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 45000 руб.
Решением суда от 08.05.2018 оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено; главе КФХ из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 300 руб.
Суд установил: факт направления предписания Управления N 137 от 26.07.2017 (о представлении документов подтверждающих убой или сдачу на убой крупного рогатого скота с показателями крови, характерными для лейкоза) в адрес главы КФХ ненадлежащим образом (нарушены пункт 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России N 234 от 31.07.2014 (далее - Правила N 234), пункты 20.12, 20.17 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного Приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п (далее - Порядок N 114-п) - на указанном регистрируемом почтовом отправлении (далее - РПО) отсутствуют какие-либо отметки, подписанные почтовым работником, о выписке как первичного, так и вторичного извещения; что не доказано событие вменяемого правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления главы КФХ отказать.
Заявитель жалобы утверждает следующее: он не согласен с выводом суда о том, что предписание Управления N 137, за неисполнение которого заявитель привлечен к административной ответственности, было направленно в адрес последнего с грубым нарушением правил доставки РПО; указанное предписание было направлено главе КФХ заказным письмом с уведомлением 26.07.2017 и возвращено в Управление 20.09.2017 (оно прибыло в место вручения 28.07.2017 и 18.09.2017 было выслано обратно отправителю по причине истечения срока хранения), вместе с тем, указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии в действиях последнего состава и события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8.1 статьи 19.5 КоАП РФ; неполучение заявителем корреспонденции по адресу его государственной регистрации является риском последнего, который несет все неблагоприятные последствия; ни один из пунктов Правил N 234 и Порядка N 114-п не содержит обязанности работников почты в проставлении на оборотной стороне РПО отметки о вручении первичного извещения, так как пунктом 20.17 Порядка N 114-п, установлена обязанность работника почты проставления на оборотной стороне РПО отметки о дате и времени выписки только вторичного извещения; административный орган не может контролировать или влиять на исполнение или неисполнение работниками почты своих обязанностей, в связи с чем, при направлении корреспонденции административный орган может соблюдать Правила N 234 только в той части, в которой это возможно, а именно пункт 21 указанных правил, согласно которому отправитель обязан указать точные адреса отправителя и адресата.
Представитель административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие административного органа согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель главы КФХ отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, сообщил о наличии, на дату судебного заседании, судебного акта ВС РФ по делу А73-14250/2017 (определение ВС РФ от 16.07.2018 N 303-АД18-9186).
Заслушав представителя главы КФХ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 26.07.2017 в адрес главы КФХ Алгусейнова Ф.М. оглы Управлением направлено предписание N 137, согласно которому глава КФХ должен предоставить в Управление ветеринарии Правительства Хабаровского края документы, подтверждающие убой или сдачу на убой крупного рогатого скота с показателями крови, характерными для лейкоза крупного рогатого скота согласно результатам лабораторных исследований в срок до 18.09.2017, вместе с тем, в ходе внеплановой документарной проверки было установлено, что предписание Управления N 137 главой КФХ Алгусейновым Ф.М. оглы не исполнено; в рамках проведения проверки сделан запрос в КГБУ "Хабаровская районная станция по борьбе с болезнями животных", согласно ответу которого установлено, что глава КФХ Алгусейнов Ф.М. не обращался для оформления ветеринарных сопроводительных документов на крупный рогатый скот с показателями крови, характерными для лейкоза крупного рогатого скота для сдачи на убой или для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы туш и других продуктов убоя крупного рогатого скота; результаты проверки зафиксированы в акте от 29.09.2017 N 170.
07.11.2017 Управлением в отношении главы КФХ Алгусейнова Ф.М. оглы составлен протокол N 170 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 8.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 17.11.2017 N 170 глава КФХ Алгусейнов Ф.М. оглы признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8.1 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 45000 руб.
Несогласие с постановлением административного органа, послужило основанием для обращения главы КФХ в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу положений статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), ответственность за здоровье, содержание и использование животных возложена на их владельцев, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - на производителей этих продуктов; владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Правила по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 11.05.1999 N 359 (далее - Правила N 359), в соответствии с разделом 5 которых организации, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства - владельцы животных и продуктов животноводства обязаны осуществлять оздоровительные мероприятия в неблагополучных по лейкозу хозяйствах, в том числе, фермерских (отделение, ферма, скотный двор) путем изоляции зараженных вирусом лейкоза крупного рогатого скота и немедленной сдачи на убой больных животных.
Частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил.
Действия (бездействие), предусмотренные частью 8 настоящей статьи, совершенные в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), влекут административную ответственность, предусмотренную частью 8.1 статьи 19.5 КоАП РФ
Согласно положениям статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
По материалам настоящего дела установлено, что 26.07.2017 в адрес главы КФХ Алгусейнова Ф.М. оглы Управлением направлено предписание N 137, согласно которому он должен предоставить в Управление документы, подтверждающие убой или сдачу на убой крупного рогатого скота с показателями крови, характерными для лейкоза крупного рогатого скота согласно результатам лабораторных исследований в срок до 18.09.2017.
Данное предписание N 137 направлено по юридическому адресу (адресу регистрации по месту жительства) Алгусейнова Ф.М. оглы заказным письмом с почтовым идентификатором 68000207082636., которое возвращено отправителю почтовым отделением за истечением срока хранения.
Согласно пунктам 33, 34 Правил N 234 вручение регистрируемых почтовых отправлений осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность; почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи; срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя); при неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение; по истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.
По пунктам 20.12 и 20.17 Порядка N 114-п, при невозможности вручить регистрируемое почтовое отправление (далее - РПО), доставляемое по адресу, указанному на РПО, извещение ф. 22 опускается в ячейку абонентского почтового шкафа, почтовые абонентские ящики, почтовый шкаф опорного пункта; при этом на накладной поименованной ф. 16 в графе "Особые отметки" проставляется причина невручения и делается отметка "изв. оп. в п/я" (дата, время), которая подписывается работником, производившим доставку; при неявке адресатов за РПО в течение 5 рабочих дней (для РПО разряда "судебное" в течение 3-х рабочих дней) после доставки первичных извещений ф. 22 им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения ф. 22-в; на оборотной стороне РПО или сопроводительного адреса к посылке делается отметка о дате и времени выписки вторичного извещения, которая подписывается почтовым работником.
Вместе с тем, при исследовании подлинного почтового конверта, копия которого приобщена к материалам дела, судом первой инстанции верно установлено, что в нарушение пункта 34 Правил N 234 и пунктов 20.12. и 20.17 Приказа N 114-п на указанном РПО отсутствуют какие-либо отметки, подписанные почтовым работником, о выписке как первичного, так и вторичного извещения.
При этом, представитель Алгусейнова Ф.М. оглы в судебном заседании суда первой инстанции отрицал факт направления главе КФХ почтовых извещений, о поступивших на его имя почтовых отправлениях.
Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 68000207082636 почтовое отправление прибыло в место вручения 28.06.2017, и этим же числом датируется неудачная попытка вручения, следующая запись датируется 18.09.2017 - "Срок хранения истек. Выслано обратно отправителю".
При обстоятельствах, установленных выше у суда обоснованно возникли сомнения, относительно соблюдения работниками почтовой связи правил и порядка доставки и вручения адресату РПО, в том числе - сомнения в фактическом направлении работниками почты в адрес заявителя почтовых извещений о поступившем в его адрес почтовом отправлении.
Таким образом, как верно установлено судом, предписание Управления N 137 направлено в адрес Алгусейнова Ф.М. оглы ненадлежащим образом, и поскольку выбранный способ доставки не позволяет проверить и проконтролировать факт получения адресатом либо факт отказа от получения (неявки за его получением, несмотря на почтовое извещение) указанного уведомления, а иных доказательств извещения главы КФХ в материалах дела нет, то обоснован вывод суда о том, что при доставке почтового отправления, содержащего предписание административного органа, организацией почтовой связи были грубо нарушены правила доставки регистрируемых почтовых отправлений, что привело к фактическому неполучению данного документа Алгусейновым Ф.М. оглы.
Следовательно, так как почтовое отправление, содержащее предписание административного органа Алгусейновым Ф.М. оглы не получено, и не могло быть исполнено, то обоснован вывод суда первой инстанции о том, что событие административного правонарушения, в данном случае отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, руководствуясь приведенными выше нормами КоАП РФ и АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться правовым основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08 мая 2018 года по делу N А73-18935/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.