г. Ессентуки |
|
20 июля 2018 г. |
Дело N А61-296/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28 апреля 2018 года по делу N А61-296/2018,
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Козаева Марата Автандиловича ОГРНИП - 314151416800022, ИНН - 150601568191,
к Администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия - Алания ОГРН - 1021500858697, ИНН - 1506003030,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - Министерство экономического развития РСО-Алания,
о признании незаконным бездействие, выразившееся в нарушении требований пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ и об обязании устранить допущенное нарушение (судья Акимцева С.А.),
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Козаев Марата Автандиловича (далее - Козаев М.А., Глава КФХ, предприниматель) обратился в суд с заявлением к Администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия - Алания (далее - Администрация, АМС МО Ардонский район) о признании бездействий АМС МО Ардонского района незаконными, выразившихся в нарушении требований пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и об обязании АМС МО Ардонского района устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления о предоставлении на праве аренды земельного участка с КН 15:06:0020102:272 площадью 6070886кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения в целях его использования для производства сельскохозяйственной продукции, расположенного по адресу: РСО-Алания, Ардонский район.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28 апреля 2018 года требования главы крестьянского (фермерского) хозяйства Козаева Марата Автандиловича удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции признал незаконным бездействие Администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район РСО-Алания по не рассмотрению заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Козаева М.А. от 13.12.2017 о предоставлении в аренду земельного участка с КН 15:06:0020102:272 площадью 6070886кв.м., расположенного в Ардонском районе РСО-Алания.
Суд первой инстанции обязал Администрацию местного самоуправления муниципального образования Ардонский район РСО-Алания рассмотреть заявление Козаева М.А. от 13.12.2017 о предоставлении ему земельного участка с КН 15:06:0020102:272 площадью 6070886кв.м., расположенного в Ардонском районе РСО-Алания, в течение десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Суд первой инстанции взыскал с Администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район РСО - Алания в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Козаева Марата Автандиловича расходы по государственной пошлине в сумме 300 (триста) рублей.
Решение мотивировано нарушением прав и интересов заявителя, поскольку заявление Козаева М.А. не рассмотрено в установленном порядке, в письме от 18.01.2018 отсутствуют основания для отказа в рассмотрении его заявления, и, более того, отсутствуют доказательства направления Администрацией этого ответа в адрес Козаева М.А.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает о том, что ИП Козаевым М.А. не было предоставлено никаких документов, подтверждающих его участие в государственные поддержки в сфере развития сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; ему было рекомендовано предоставить указанные документы, для дальнейшего принятия решения по предоставлению или отказе в предоставлении земельного участка.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28 апреля 2018 года по делу N А61-296/2018, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
Козаев Марат Автандилович зарегистрирован Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу 29.01.2016 как Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем в ОГРНИП внесены соответствующие сведения (314151416800022). Регистрация КФХ была осуществлена 17.06.2014 с основным видом деятельности - выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур (л.д.21).
13.12.2017 Глава КФХ Козаев М.А. обратился в АМС Ардонского района с заявлением о предоставлении для сельскохозяйственного производства на праве аренды земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, а именно, земельного участка с КН 15:06:0020102:272 площадью 6070886кв.м., расположенного в РСО-Алания, Ардонский район (л.д.10).
В связи с неполучением ответа от Администрации о рассмотрении его заявления, Козаев М.А. обратился в суд с настоящим заявлением о признании бездействий АМС МО Ардонского района незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий (бездействия) на соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из заявления Козаева М.А., 13.12.2017 он обратился в Администрацию с просьбой о предоставлении в аренду земельного участка для сельскохозяйственного производства, а именно, земельного участка с КН 15:06:0020102:272, расположенного в Ардонском районе РСО-Алания.
Заявление основано на подпункте 12 пункта 2 статьи 39.6 и на статье 39.18 Земельного кодекса РФ (л.д.10).
Гражданин, в силу пункта 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101 -ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Закона РСО-Алания от 14.05.2004 N 17-РЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия-Алания" определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, прошедшие государственный кадастровый учет, находящиеся в государственной собственности Республики Северная Осетия-Алания или муниципальной собственности, могут быть переданы в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.
Указанные выше нормы действующего законодательства свидетельствуют о том, что Глава КФХ вправе подать в соответствующий орган заявление о предоставлении ему земельного участка, в том числе на праве аренды, а лицо, распоряжающееся земельными участками на испрашиваемой территории обязано рассмотреть такое заявление в установленными законом сроки.
Положения пунктов 1 - 5 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которые ранее предоставляли возможность получения для целей создания либо расширения крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка без проведения торгов, были изменены, соответствующие положения из текста данной статьи исключены. Пункт 1 статьи 12 изложен как бланкетная норма права. Указано, что порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается ЗК РФ.
Статья 39.6 ЗК РФ в числе случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов указывает, в том числе, предоставление земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (п. 12), а также предоставление земельного участка крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса (п. 15).
В частности, согласно статье 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Суд первой инстанции верно указал, что право на получение земельного участка крестьянскими фермерскими хозяйствами без проведения торгов сохранено законодателем с включением в закон ранее выработанных судебной практикой требований о необходимости обеспечения прозрачности и публичности соответствующих процедур, а также проведения торгов при наличии конкурирующих заявок.
Довод апелляционной жалобы о том, что ИП Козаевым М.А. не было предоставлено никаких документов, подтверждающих его участие в государственные поддержки в сфере развития сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; ему было рекомендовано предоставить указанные документы, для дальнейшего принятия решения по предоставлению или отказе в предоставлении земельного участка - отклоняется.
В данном случае Администрацией не отрицалось, что заявление Козаевым М.А. было подано.
Представитель Администрации, представив письмо от 18.01.2018 N 53, ссылался на дачу заявителю своевременного ответа на заявление, однако не представил доказательств направления письма в адрес Козаева М.А. На день рассмотрения спора такие доказательства также представлены не были, что свидетельствует о правомерности доводов Козаева М.А. о бездействии Администрации по направлению ему ответа на заявление от 13.12.2017.
Согласно письму от 18.01.2018 N 53 Администрация, сославшись на подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 и на статью 39.18 ЗК РФ, приведя положения пункта 8 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", просила Козаева М.А. о предоставлении им документов, подтверждающих его участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства для ведения сельского хозяйства или осуществления иной деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством (л.д.35-36).
Таким образом, ответ от 18.01.2018 не содержит решения о предоставлении, либо отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка с указанием ссылок на законы и иные нормативные правовые акты.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данное письмо представляет собой отказ Козаеву М.А. в рассмотрении его заявления по существу в установленном порядке, т.е. является формальным, не основан на требованиях законодательства, что изначально препятствует реализации его права на получение обоснованного ответа на возможность предоставления ему земельного участка в аренду в соответствии с законом и в установленные сроки.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении прав и интересов заявителя, поскольку заявление Козаева М.А. не рассмотрено в установленном порядке, в письме от 18.01.2018 отсутствуют основания для отказа в рассмотрении его заявления, и, более того, отсутствуют доказательства направления Администрацией этого ответа в адрес Козаева М.А.
При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются в силу статьи 10 Гражданского кодекса РФ, а в данном случае АМС МО Ардонский район в нарушение правил статей 65 и 200 АПК РФ иное не доказано.
В данном случае суд не вправе решить вопрос о наличии или отсутствии оснований для предоставления Козаеву М.А. испрошенного им земельного участка, поскольку его заявление от 13.12.2017 не было рассмотрено в установленном порядке, в связи с чем, суд первой инстанции верно указал, что надлежащим способом для устранения нарушений будет являться рассмотрение заявления о предоставлении Козаеву М.А. в аренду земельного участка с КН 15:06:0020102:272 по существу в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что документов и сведений, подтверждающих позицию АМС МО Ардонский район, в материалы дела не представлено, а потому заявленные Козаевым М.А. требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд первой инстанции правильно установил, что ответ администрации содержит лишь разъяснения, какие документы нужны для предоставления земельного участка без торгов. Между тем, заявитель просил предоставить земельный участок независимо от способа: на торгах или без торгов. По существу заявления он ответа не получил, доказательств инициирования процедуры предоставления земельного участка или мотивированного отказа не имеется.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28 апреля 2018 года по делу N А61-296/2018.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28 апреля 2018 года по делу N А61-296/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-296/2018
Истец: Глава Крестьяно фермерского хозяйства Козаев Марат Автандилович, Ип Глава Кфх Козаев Марат Автандилович
Ответчик: АМС Ардонского района
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ, Администрация местного управления Ардонского района
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6106/20
18.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2559/18
25.02.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2559/18
12.12.2018 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2559/18
20.07.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2559/18
28.04.2018 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-296/18