г. Санкт-Петербург |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А56-103298/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Липняговой Е.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14329/2018) Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2018 по делу N А56-103298/2017 (судья Хорошева Н.В.), принятое
по иску Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", Предприятие, Организация ВКХ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, Учреждение, абонент) с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований 138 769 рублей 07 копеек долга за прием сточных вод и загрязняющих веществ в период с 01.04.2017 по 30.04.2017, 20 663 рублей 25 копеек пени за период просрочки с 27.07.2017 по 20.04.2018, а также пени, начиная с 21.04.2018 по дату фактического исполнения основного обязательства на основании Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоотведении и водоснабжении".
Решением суда от 04.05.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить путем снижения суммы, подлежащей взысканию.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем применение истцом повышенных тарифов неправомерно; исковые требования должны быть рассчитаны с применением тарифов, установленных для исполнителей коммунальных услуг.
Учреждение также полагает, что взыскание с него государственной пошлины неправомерно, так как ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ выступает по делу в качестве государственного органа, в силу чего освобождено от уплаты государственной пошлины.
03.07.2018 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" поступил отзыв на апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
12.07.2018 стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании апелляционного суда не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с действующим законодательством о водоснабжении и водоотведении на основании письма ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (организация ВКХ) в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (абонент) контракт N 11-043259-Б-ВО водоотведения считается заключенным 23.06.2017 в редакции истца.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" осуществляло прием сточных вод ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в спорный период на основании контракта от 23.06.2017 N 11-043259-Б-ВО водоотведения (далее - контракт N 11-043259-Б-ВО).
Согласно пункту 1 указанного контракта Организация ВКХ приняла на себя обязательства по осуществлению приема сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения, по обеспечению их транспортировки, очистки и сброса в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, установленных государственным контрактом.
В пункте 4 данного контракта установлено, что датой начала приема сточных вод является 01.04.2017.
В соответствии с пунктом 6 контракта N 11-043259-Б-ВО оплата по контракту осуществляется абонентом по тарифам на водоотведение, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)
Приложение N 1 содержит сведения о разграничении балансовой принадлежности канализационных сетей организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента, приложение N 2 - о разграничении эксплуатационной ответственности принадлежности канализационных сетей организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
Местом исполнения обязательств по настоящему контракту является граница эксплуатационной ответственности в отношении объекта: ВСОК ВМФ (военный городок N 37), расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пр. Малоохтинский, д. 80/2, лит. А.
Порядок расчетов указан в разделе 3 спорного контракта.
Из пункта 7 данного контракта следует, что абонент вносит оплату по настоящему договору в следующем порядке: 30 процентов стоимости объема сточных вод, сброшенных абонентом за предыдущий месяц, вносится до 18-го числа текущего месяца; оплата за фактически оказанные услуги водоотведения в истекшем месяце с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
На основании контракта N 11-043259-Б-ВО ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" оказало услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в период с 01.04.2017 по 30.06.2017, выставил счета-фактуры на общую сумму 1529565 рублей за водоотведение и канализирование стоков и питьевой воды в период с 01.04.2017 по 30.06.2017.
С учетом частичной оплаты оказанных услуг долг Учреждения составил 138 769 рублей 07 копеек.
Поскольку ответчик оказанные истцом услуги оплатил не в полном объеме, истец направил ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ претензию от 31.07.2017 N 313-9-02-1302, которая оставлена последним без ответа и без удовлетворения.
В связи с тем, что ответчик в добровольном порядке обязательства по контракту N 11-043259-Б-ВО не исполнил, истец, в соответствии с положениями пункта 6.2 статьи 13, статьи 14, а также пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) начислил неустойку и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В рассматриваемом случае факт надлежащего оказания ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" услуг по водоотведению подтвержден материалам и дела и ответчиком не оспорен.
Довод ответчика о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем истец не вправе требовать оплаты услуг по завышенным тарифам, подлежит отклонению.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 155 от 02.03.2017 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ определено исполнителем услуг по эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, с закреплением для осуществления деятельности на праве оперативного управления имущества (котельные, ЦТП, КНС, артезианские скважины, сети, прочее имущество).
Как следует из статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Государственное регулирование цен на поставку, передачу холодной воды и отведению сточных вод осуществляется, в том числе Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", в редакции от 24.12.2015, вместе с "Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его.
В силу пункта 6 контракта N 11-043259-Б-ВО оплата осуществляется абонентом по тарифам на водоотведение, устанавливаемым в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).
В пункте 72 указанного контракта содержится условие о том, что цена настоящего договора за период с 01.04.2017 по 31.12.2017 составляет 4 764 664 рубля 92 копейки с НДС; цена договора может быть изменена путем оформления дополнительных соглашений к договору, исходя из фактического объема водоснабжения абонента, изменения тарифов и пр.
Доказательства того, что стороны заключали дополнительные соглашения к договору в связи с изменением тарифов или фактического водопотребления, в материалах дела не представлены.
Кроме того, из приложения N 3 к спорному контракту, в котором указан объект, в отношении которого истцом оказывались услуги - военный городок N 37, не следует, что отведение сточных вод осуществлялось исключительно из жилых домов.
Подлежит отклонению довод ответчика о неправомерном возложении судом на Учреждение расходов по государственной пошлине.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Между тем освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Суд первой инстанции правомерно возложил на проигравшую сторону расходы по уплате государственной пошлины в силу части 1 статьи 110 АПК РФ. Данная норма не предусматривает освобождения от уплаты расходов по госпошлине в связи с наличием статуса государственного органа.
Согласно указанной норме, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявитель не уплатил государственную пошлину по апелляционной жалобе, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации с подателя апелляционной жалобы подлежат взысканию в доход федерального бюджета Российской Федерации 3 000 рублей государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2018 по делу N А56-103298/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета Российской Федерации 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.