г. Ессентуки |
|
20 июля 2018 г. |
Дело N А61-3695/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.02.2018 по делу N А61-3695/2017 (судья Родионова Г.С.)
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ОГРН 1112651028676, ИНН 2626800494)
к обществу с ограниченной ответственностью "Севкоопторг" (ОГРН 1111513000301, ИНН 1513004080),
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Биопромпродукт", Сохиева Диана Алановна, Тараев Казбек Сосланович, Каллагова Рая Батырбековна, Гудиев Алан Зелимханович, Лохов Сослан Эльбрусович,
при участии в судебном заседании: от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу - Жарикова А.М. по доверенности N дов8-1 от 09.01.2018, Антонова Е.И. по доверенности N дов8-4 от 09.01.2018,
от общества с ограниченной ответственностью "Севкоопторг"- Кундухова Э.Т. по доверенности от 14.03.2018,
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Биопромпродукт" - Гутнов В.А. по доверенности от 12.04.2018,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о привлечении ООО "Севкоопторг" (далее - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ) с конфискацией предметов административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Биопромпродукт", Сохиева Диана Алановна, Тараев Казбек Сосланович, Каллагова Рая Батырбековна, Гудиев Алан Зелимханович, Лохов Сослан Эльбрусович.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.02.2018 в удовлетворении требований заявителя отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств совершения именно обществом вменяемого правонарушения, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим административную ответственность.
Не согласившись с решением, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Одновременно управление ходатайствовало о восстановлении пропущенного срока на апелляционное обжалование. В обоснование ходатайства апеллянт ссылается на позднюю публикацию обжалуемого решения в сети интернет.
Согласно части 3, 4 статьи 113 АПК РФ процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.
В соответствии с приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.06.2011 N 66 (далее - Приказ N 66) тексты судебных актов в полном объеме должны быть размещены в информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" через 24 часа с момента их подписания и передачи из систем автоматизации судопроизводства.
Несвоевременное размещение судом первой (апелляционной) инстанции судебного акта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не продлевает срока на апелляционное (кассационное) обжалование, но при наличии соответствующего ходатайства заявителя является основанием для восстановления пропущенного срока.
Для обжалования данного решения ст. 211 Кодекса предусмотрен десятидневный срок со дня вынесения решения в полном объеме.
Обжалуемый судебный акт в полном объеме изготовлен 06.02.2018 и опубликован в информационно-коммуникационной сети интернет 08.02.2018.
Таким образом, десятидневный срок подачи апелляционной жалобы с момента опубликования обжалуемого решения в сети интернет и с учетом выходных дней истекал 22.02.2018. Как видно из штампа суда на апелляционной жалобе она поступила в суд первой инстанции 22.02.2018, то есть в последний день истечения срока подачи жалобы с момента опубликования обжалуемого решения в сети интернет.
Исследовав материалы дела с учетом того, что апеллянтом не пропущен шестимесячный срок, предусмотренный ст. 259 АПК РФ, в целях реализации права на обращение в арбитражный суд, обеспечения доступности правосудия и равноправия сторон, суд считает необходимым восстановить пропущенный по уважительной причине срок на подачу апелляционной жалобы.
Определением от 07.05.2018 рассмотрение дела отложено на более поздний срок.
В составе суда произошли изменения, так судья Афанасьева Л.В., принимавшая участие в рассмотрении дела, в связи с нахождением в очередном отпуске заменена на судью Семенова М.У.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением от 04.06.2018 рассмотрение дела отложено на более поздний срок.
В составе суда произошли изменения, так судья Белов Д.А., принимавший участие в рассмотрении дела в связи с нахождением в очередном отпуске, заменен на судью Афанасьеву Л.В.
В судебном заседании объявлен перерыв. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети интернет.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением на основании письма ОП N 1 Управления МВД России по г. Владикавказ РСО-Алания от 03.06.2017 исх. N 4/9673 о выявлении на территории, расположенной по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 3, факта хранения концентрата головных примесей этилового спирта и его переработки посредством эксплуатации оборудования кустарного производства, 04.06.2017 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КОАП РФ и назначено проведение административного расследования в отношении неустановленного лица, осуществляющего деятельность по производству и обороту этилового спирта и (или) спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии (определение от 04.06.2017 N07-17/407).
Согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по указанному выше адресу юридические лица лицензию на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не имеют.
04.06.2017 произведен осмотр территории и установлен факт хранения в металлических и полимерных емкостях разного объема прозрачной бесцветной жидкости с характерным запахом этилового спирта и прозрачной жидкости светло-желтого цвета с характерным запахом головной фракции этилового спирта. Управлением обнаружено технологическое оборудование: два блока розлива жидкости в тару, а также поддоны с фурнитурой, используемой для производства алкогольной продукции (картонные коробки, крышки, этикетки и контрэтикетки с надписями "водка "Берёзовая корона 0,5л 40%"); горизонтальные и вертикальные металлические емкости в количестве 31 штуки, условно пронумерованные 1 - 12, 15-31; две установки непрерывного действия (разгонные колонны) под условными номерами У1, У2; два холодильника; распределительный коллектор; 5 полимерных бочек; автотранспортное средство марки "Freightliner" с государственным регистрационным номером X 979 КР 777 регион с полуприцепом с государственным регистрационным номером ЕВ 8176 77 регион с емкостью; автотранспортное средство "Freightliner" с государственным номером X 979 КР 777 с полуприцепом с государственным номером ЕВ 8176 77 регион припарковано автотранспортное средство "DAF" с государственным номером Н 166 УТ 93 регион с полуприцепом с государственным номером АА 4848 15 регион; полуприцеп-цистерна серого цвета с государственным регистрационным номером ЕТ 7251 23 рус.
По данному факту в отношении неустановленного лица, осуществляющего деятельность по производству и обороту этилового спирта и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов от 04.06.2017 N 07-17/407-1.
Осмотр и обследование помещений, расположенных по вышеуказанному адресу, проведены с участием старшего следователя ОП N 1 СУ УМВД России по г. Владикавказ РСО-Алания Кокоева Ч.Т. и двух понятых.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04.06.2017 N 07-17/407-1 произведен отбор проб и составлен протокол отбора проб и образцов от 04.06.2017 N07- 17/407-2.
Управлением в качестве проб и контрольных образцов взята спиртосодержащая продукция, которая пронумерована N 1-N 31.
Управлением в соответствии со статьей 27.1 КОАП РФ произведено изъятие: прозрачной спиртосодержащей жидкости с характерным запахом головной фракции этилового спирта из горизонтальных металлических емкостей под номерами 1-8, 15-18 в количестве 29 500 дал., из вертикальных металлических и полимерных емкостей под номерами 9 - 12, 19 - 23 в количестве 22 080 дал. (всего - 51 580 дал.); горизонтальных металлических емкостей под номерами 1-8, 15-18, вертикальных металлических и полимерных емкостей под номерами 9-12, 19-23; двух установок непрерывного действия кустарного производства высотой приблизительно 12 метров каждая; двух конденсаторов, установленных на колонны установок непрерывного действия кустарного производства; двух холодильников, подключенных к конденсаторам установок непрерывного действия кустарного производства; автоцистерны с государственным регистрационным номером ЕТ 7251 23 регион емкостью примерно 2000 дал с обнаруженной внутри прозрачной жидкостью светложелтого цвета с характерным запахом головной фракции этилового спирта (установить количество жидкости не представилось возможным); автоприцепа с государственным регистрационным номером ЕБ 8176 77 регион, закрепленный к автомашине "FREIGHTLINER" с государственным регистрационным номером X 979 КР 777 регион с обнаруженной внутри прозрачной жидкостью светложелтого цвета с характерным запахом головной фракции этилового спирта (установить количество жидкости не представилось возможным); автоприцепа с государственным регистрационным номером ЕБ 8176 77 регион, закрепленный к автомашине "FREIGHTLINER" с государственным регистрационным номером X 979 КР 777 регион с обнаруженной внутри прозрачной жидкостью светложелтого цвета с характерным запахом головной фракции этилового спирта (установить количество жидкости не представилось возможным); автоприцепа с государственным регистрационным номером АА 4848 15 регион, закрепленный к автомашине "DAF" с государственным регистрационным номером Н 166 УТ 93 регион с обнаруженной внутри прозрачной жидкостью светло-желтого цвета с характерным запахом головной фракции этилового спирта (установить количество жидкости не представилось возможным).
Изъятые вещи подлежали досудебному вывозу ОАО "Росспиртпром" с места обнаружения. 05.06.2017 управлением подана заявка N у 8 - 9547/07 в ОАО "Росспиртпром" о вывозе и приеме на хранение продукции и (или) предметов в соответствии с государственным контрактом от 17.04.2017 N 0173100005117000002 (далее - уголовное дело), а именно прозрачной жидкости согласно протоколу изъятия вещей и документов от 04.06.2017 N -7-17/407-3.
Аналогичная заявка о вывозе и приеме на хранение основного технологического оборудования, изъятого в рамках уголовного дела N 117019000200190, возбужденного 06.06.2017 ОП N 1УМВД России по г. Владикавказ РСО-Алания, подана управлением 09.06.2017 N у8-9919/07.
ОП N 1УМВД России по г. Владикавказ РСО-Алания в своем письме от 09.06.2017 N 5/11051 на имя руководителя управления выразило согласие на передачу и на хранение изъятого в рамках уголовного дела основного технологического оборудования.
Управлением составлена справка о месте нахождения арестованных предметов административного правонарушения, согласно которой спиртосодержащая жидкость в количестве 51 580 дал. и технологическое оборудование находятся на ответственном хранении в ОАО "Росспиртопром", а автотранспортные средства признаны вещественными доказательствами по уголовному делу и приобщены к нему.
Определением управления от 09.06.2017 N 07-17/407-4 назначена физико-химическая экспертиза, проведение которой поручено экспертно-аналитическому отделу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу. В распоряжение эксперта предоставлены пробы жидкости под номерами 1-31. Перед экспертом поставлены вопросы: соответствует ли представленные пробы прозрачной жидкости под номерами 1-12, 17-18, 20,21,23, 25-28, 30,31 требованиям ГОСТ Р 55983-2014 "Фракция головная этилового спирта. Технические условия"; соответствуют ли пробы прозрачной жидкости с характерным запахом этилового спирта под номерами 15-16, 19, 22, 24, 29 требованиям ГОСТ Р 5962-2013 "Спирт этиловый ректификованный их пищевого сырья" Технические условия".
На основании определения от 21.06.2017 N 07-17/407-5 управлением истребованы у УФНС по РСО-Алания сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих предпринимательскую деятельность по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 3.
Исходя из выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 05.07.2017 общество создано 26.01.2011, основным видом уставной деятельности является разборка и снос зданий. Одним из дополнительных видов деятельности общество указало производство алкогольных напитков.
В соответствии с выпиской из ЕГРН, выданного по запросу управления от 29.06.2017, нежилое здание, площадью 1584 кв.м., расположенное по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 3, принадлежит на праве собственности ООО "Севкоопторг".
Определением об истребовании сведений N 07-17/407-8 от 05.07.2017 у ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ" были истребованы сведения (документы) об актуальных заключенных договорах поставки газа и обслуживания с организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 3; сведения (документы) о потреблении газа организациями, индивидуальными предпринимателями по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 3, за период с 01.01.2017 по 04.06.2017.
ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ" письменно от 10.07.2017 N 72-15-842- МП, от 13.07.2017 N вх8-4667 представило копию договора поставки газа N 39-2- 12141/17 от 15.12.2017 г. и сведения о потреблении газа за период с 01.01.2017 по 30.06.2017. Из договора поставки газа от 15.12.2017 N 39-2-12141/17 следует, что покупателем ООО "Севкоопторг" за период с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г. потреблено газа в количестве 17 104 м.
Управлением на основании определения от 05.07.2017 N 07-17/407-9 истребованы сведения у общества, а именно: учредительные документы ООО "Севкоопторг" (ИНН 1513004080) (устав, свидетельство о постановке на учет, свидетельство о государственной регистрации, документы, подтверждающие полномочия директора ООО "Севкоопторг", паспорт директора ООО "Севкоопторг"); документы, подтверждающие право собственности на земельный участок, производственные, складские и иные здания, расположенные по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 3; выписка из 01 счета баланса ООО "Севкоопторг"; правоустанавливающие документы на основное технологическое оборудование, расположенное по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 3; технический паспорт территории, зданий и помещений по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 3; актуальные на дату 04.07.2017 договоры аренды, субаренды (если таковые имеются) на территорию, здания и помещения, расположенные по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 3; документы на закупку жидкостей с характерным запахом этилового спирта, обнаруженных в емкостях и автоцистернах, расположенных по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 3; объяснительную по факту хранения жидкостей с характерным запахом этилового спирта, а также по факту обнаруженного производства спиртосодержащей жидкости в зданиях по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 3.
Указанное выше определение об истребовании сведений, а также копии материалов дела 06.07.2017 N у 8 - 11239/07 направлены в адрес ООО "Севкоопторг".
Согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО "Севкоопторг" лицензии не имеет.
Согласно экспертному заключению экспертно-аналитического отдела (испытательной лаборатории) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 11.07.2017 N 124 представленным образцам присвоены идентификационные номера (шифры). Номер протокола испытаний соответствует идентификационному номеру образца. По результатам проведённых испытаний сделаны следующие выводы: представленные на исследование пробы прозрачной жидкости светло-жёлтого цвета с характерным запахом головной фракции этилового спирта под номерами 00924.090.0617 - 00935.090.0617, 00938.090.0617, 00939.090.0617, 00944.090.0617, 00946.090.0617, 00947.090.0617, 00948.090.0617, 00949.090.0617, 00951.090.0617, 00952.090.0617 не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55983-2014 "Фракия головная этилового спирта. Технические условия". Все указанные образцы представляют собой спиртосодержащие жидкости с различной объёмной долей этилового спирта. Конкретные величины значений объёмной доли этилового спирта для каждого образца указаны выше; образцы под номерами 00941.090.0617, 00942.090.0617 соответствует требованиям ГОСТ Р 55983-2014 "Фракия головная этилового спирта. Технические условия"; представленные на исследование пробы прозрачной бесцветной жидкости с характерным запахом этилового спирта под номерами 00936.090.0617, 00937.090.0617, 00940.090.0617, 00943.090.0617, 00945.090.0617, 00950.090.0617 не соответствует требованиям ГОСТ Р 5962-2013 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия". Все указанные образцы представляют собой спиртосодержащие жидкости с различной объёмной долей этилового спирта. Конкретные величины значений объёмной доли этилового спирта для каждого образца указаны.
Протоколы испытаний и экспертное заключение получены управлением 14.07.2017. 24.07.2017 с сопроводительным письмом N у 8-12013/07 в адрес общества направлены определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.06.2017 N07-17/407, протокол осмотра от 04.06.2017 N07-17/407-1, протокол о взятии проб и образцов от 04.06.2017 N 07-17/407-2, протокол изъятия вещей и документов от 04.06.2017 N 07-17/407-3, определение об истребовании сведений от 05.07.2017 N07- 17/407-9. Управление направило в адрес общества извещения: от 24.07.2017 Nу8-12017/07 о необходимости явки 27.07.2017 в 10 час. для ознакомления с материалами дела. Согласно уведомлению о вручении телеграммы N606/2738 23 от 27.07.2017 16 час. 19 мин., 25.07.2017 организация закрыта, оставлено извещение; от 24.07.2017 N07-17/407-12 о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ 03.08.2017 в 17 час. 00 мин. (сопроводительное письмо от 24.07.2017 Nу8-12014/07); (телеграмма) о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ 03.08.2017 в 17 час. 00 мин (сопроводительное письмо от 24.07.2017 Nу8-12023/07). Согласно уведомлению о вручении телеграммы N606/2740 23 от 27.07.2017 16 час. 19 мин., телеграмма Nу8-12023/07 25.07.2017 организация закрыта, оставлено извещение; от 27.07.2017 о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ 03.08.2017 в 17 час. 00 мин. Согласно отметке на извещении 27.07.2017 извещение вручено нарочно охраннику общества.
С сопроводительным письмом от 28.07.2017 N у8-12333/07 в адрес общества направлено экспертное заключение от 11.07.2017 N 124.
Управлением с сопроводительным письмом от 01.08.2017 N у8-12447/07в адрес общества направлена телеграмма о необходимости явки 03.08.2017 в 17 час. 00 мин. для составления протокола. Согласно уведомлению о вручении 0/02 1/08 телеграмма вручена 2\08 11 час. 00 мин. заместителю директора Дзускаеву.
03.08.2017 в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола (телеграмма N у8-12447/07), составлен протокол об административном правонарушении N 07-17/407-13, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ по факту осуществления 04.07.2017 (время совершения административного правонарушения уточнено управлением в судебном заседании, которое принято судом) по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-ая Промышленная, 3 производства и оборота обществом спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в нарушение положений пункта 2 статьи 18, статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
На основании изложенного управление обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции неправильно отказал управлению в удовлетворении заявления, в связи со следующим.
Так, частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, производство и (или) оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Субъектами данного административного правонарушения являются юридические лица. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.
Статьей 26.2 КоАП РФ определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 3 ст. 14.17 (в редакции, действующей на сегодня и на момент составления протокола об административном правонарушении) производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Указанная редакция введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 265-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции" и действует с 30.07.2017.
Поскольку в рассматриваемом случае административное правонарушение было выявлено 04.08.2017 подлежит применению новая редакция санкции ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Закон N 171-ФЗ.
При этом, согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа данной продукции.
В соответствии с положениями пункта 1 и абзаца 10 пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности.
В силу статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также хранение и поставка произведенной продукции, хранение, закупка и поставка как отдельные виды деятельности. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Оснований для занятия лицензируемым видом деятельности до фактического получения лицензии Закон N 171-ФЗ не содержит.
В силу абзаца 2 пункта 1 и абзаца 2 пункта 5 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством в Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, а также основное технологическое оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае, если оно обнаружено в складских, производственных помещениях организации, а также на иных объектах, принадлежащих организации или используемых ею при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 данного Закона, при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.
Такое имущество подлежит уничтожению и утилизации (пункты 2 и 3 статьи 25 Закона N 171-ФЗ).
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 Кодекса.
Как указано в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
В силу пункта 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановления N 10) в соответствии с частью 3 статьи 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П, от 23.05.2013 N 11-П и от 30.03.2016 N 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии с ГОСТ 33881-2016 "Межгосударственный стандарт. Спирт этиловый из пищевого сырья. Термины и определения": головная фракция этилового спирта (из пищевого сырья) - побочный продукт спиртового производства, получаемый при брагоректификации или ректификации, содержащий повышенные концентрации летучих органических примесей; концентрат головных примесей этилового спирта - побочный продукции производства, получаемый из головной фракции этилового спирта, содержащий этиловый спирт, альдегиды, эфиры и метанол.
В соответствии с техническими условиями "Концентрат головных примесей этилового спирта из пищевого сырья" ТУ 9182-478-00008064-2002, разработанными ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт пищевой биотехнологии", согласованным Пищедепартаментом Минсельхоза России и утвержденным Руководителем департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания В.Г. Кайшевым (далее ТУ "Концентрат головных примесей этилового спирта из пищевого сырья"), концентрат головных примесей этилового спирта является отходом спиртового производства, образующимся при выработке спирта этилового ректификованного из пищевого сырья. Концентрат головных примесей этилового спирта направляется на дальнейшую переработку для использования в химической и лакокрасочной промышленности и на другие технические цели.
Кроме того, согласно ТУ "Концентрат головных примесей этилового спирта из пищевого сырья" объемная доля этилового спирта в концентрате головных примесей этилового спирта составляет от 40 до 75 %.
Как видно из материалов дела, в ходе производства по делу об административном правонарушении предусмотренным ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, лицом, ведущим административное расследование, проведен осмотр территории, помещений и находящихся там вещей и документов, принадлежащих обществу на праве собственности, расположенных по адресу места нахождения и осуществления деятельности общества: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 3, где установлен факт хранения в металлических и полимерных емкостях разного объема прозрачной бесцветной жидкости с характерным запахом этилового спирта и прозрачной жидкости светло-желтого цвета с характерным запахом головной фракции этилового спирта.
Согласно протоколу о взятии проб и образцов N 07-17/407-2 от 04.06.2017 в качестве проб и контрольных взяты образцы спиртосодержащая продукция.
Согласно протоколу изъятия вещей и документов N 07-17/407-3 от 04.06.2017 спиртосодержащая продукция, а также и основное технологическое оборудование, транспортные средства изъяты и передана на хранение в ОАО "Росспиртпром".
По результатам проведённых испытаний сделаны следующие выводы: представленные на исследование пробы прозрачной жидкости светло-жёлтого цвета с характерным запахом головной фракции этилового спирта под N 00924.090.0617 - 00935.090.0617, 00938.090.0617, 00939.090.0617, 00944.090.0617, 00946.090.0617, 00947.090.0617, 00948.090.0617, 00949.090.0617, 00951.090.0617, 00952.090.0617 не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55983-2014 "Фракия головная этилового спирта. Технические условия". Все указанные образцы представляют собой спиртосодержащие жидкости с различной объёмной долей этилового спирта. Конкретные величины значений объёмной доли этилового спирта для каждого образца указаны выше.
Образцы N 00941.090.0617. 00942.090.0617 соответствуют требованиям ГОСТ Р 55983-2014 "Фракия головная этилового спирта. Технические условия".
Представленные на исследование пробы прозрачной бесцветной жидкости с характерным запахом этилового спирта под N 00936.090.0617, 00937.090.0617, 00940.090.0617, 00943.090.0617, 00945.090.0617, 00950.090.0617 не соответствует требованиям ГОСТ Р 5962-2013 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия". Все указанные образцы представляют собой спиртосодержащие жидкости с различной объёмной долей этилового спирта. Конкретные величины значений объёмной доли этилового спирта для каждого образца указаны выше.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости представленных Управлением Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания N 26-0-1-112/4003/2017-1636 от 30.06.2017 г., следует что одноэтажное нежилое здание площадью 1584 м2, расположенное по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 3, согласно свидетельству о собственности N 15-15- 09/012/2011-176 от 04.04.2011 г. принадлежит обществу.
Согласно сведений из ЕГРЮЛ, по состоянию на 05.07.2017 общество является действующим, расположено по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 3, руководство деятельностью осуществляет директор Албегов Анатолий Батрбекович.
Согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта ректификованного, в т. ч. денатурированного, а также на производство и хранение спиртосодержащей продукции общество не имеет.
Таким образом, как подтверждено материалами дела, общество по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 3 (место совершения правонарушения) осуществляло производство и оборот спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, что является нарушением положений п. 2 ст. 18, ст. 26 Закона N 171-ФЗ.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении N 07-17/407, в ходе проведения сотрудниками управления осмотра по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, д. 3 установлено наличие спиртосодержащей жидкости (этилового спирта не соответствующего требованиям ГОСТ 5962-2013 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия") и головной фракции этилового спирта (как соответствующей, так и не соответствующей в части объемной доли этилового спирта ГОСТ Р 55983-2014 "Фракция головная этилового спирта. Технические условия").
Концентрата головной фракции этилового спирта по вышеуказанному адресу обнаружено не было. Данное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра от 04.06.2017 г. N 07-17/407-1 и экспертным заключением N 124 от 11.07.2017 г.
Согласно экспертному заключению от 11.07.2017 N 124 экспертно-аналитического отдела (испытательной лаборатории) МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, вся обнаруженная спиртсодержащая продукция (как этиловый спирт, так и головная фракция этилового спирта) в большинстве своем являются спиртосодержащим и жидкостями с объемной долей этилового спирта от 87,0 % до 95,7 %, при этом объемная доля этилового спирта концентрата головной фракции этилового спирта составляет не более 75.0 %.
При этом, документы на поставку концентрата головных примесей этилового спирта, представленные обществом и ООО "Биопромпродукт", не могут однозначно свидетельствовать, что в обнаруженных емкостях хранится жидкость, поставленная именно согласно этим документам, в то время как материалами дела подтверждено обратное.
Более того, основное технологическое оборудование, обнаруженное по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, д. 3 не позволяет осуществлять производство этилового спирта из концентрата головной фракции этилового спирта. Две разгонные установки, обнаруженные в ходе осмотра, способны осуществлять производство этилового спирта только из головной фракции этилового спирта. Для производства этилового спирта из концентрата головной фракции этилового спирта необходимо специализированное оборудование, при этом объем полученного этилового спирта из концентрата головной фракции будет равен примерно 0,5 % от затраченного объема концентрата головной фракции.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что обнаруженная в рамках данного дела спиртсодержащая продукция не является концентратом головной фракции этилового спирта, принадлежащей ООО "Биопромпродукт", а является головной фракцией этилового спирта, оборот которой подлежит лицензированию, так же как и спиртосодержащая жидкость, с характерным запахом этилового спирта, обнаруженная в рамках данного дела.
Вина общества в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в несоблюдении требований действующего законодательства к осуществляемой лицензионной деятельности по обороту алкогольной продукции.
Доказательства наличия объективных непредотвратимых обстоятельств, препятствующих соблюдению обществом действующего законодательства в области оборота алкогольной (спиртосодержащей) продукции в материалы дела не представлено. Выявленные обстоятельства дела свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к действующему законодательству в области алкогольного регулирования.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в деянии общества события и состава вмененного ему правонарушения.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления.
О времени и мете составления протокола общество было уведомлено надлежащим образом по почте.
Довод общества о том, что они не осуществляли никакой деятельности по адресу, по которому были проведены проверочные мероприятия и выявлены спиртосодержащая жидкость и иные вещи в связи с тем, что помещения по этому адресу обществом сданы в аренду, подлежит отклонению, так как данный довод опровергнут показаниями самого представителя общества, данными в судебном заседании суда апелляционной инстанции о том, что обществом сданы нулевые декларации, так как общество никакой прибыли не имело.
В судебном заседании 09.07.2018 суд обязал общество представить документы, содержащие сведения о полученной выручке в ходе осуществления деятельности общества за предшествующий год. Указанные документы обществом суду не представлены в связи с тем, что выручка - его прибыль в декларациях не указана.
В тоже время суду представлены постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу в отношении Калабекова М.А. в связи с деятельным раскаянием. В том же постановлении следователь постановил вернуть вещественные доказательства законным владельцам, в том числе вещи, изъятые у общества, согласно протоколу изъятия вещей и документов от 04.06.2017 N -7-17/407-3. Материалы настоящего дела свидетельствуют о принадлежности вещественных доказательств обществу, а потому они подлежат изъятию независимо от того, что дело прекращено следователем в отношении физического лица.
В связи с тем, что у суда отсутствуют сведения о полученной выручке в ходе осуществления деятельности общества за предшествующий год и невозможностью исчислить сумму штрафа в соответствии с ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости назначения штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ (в новой редакции действовавшей на день составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности).
Вещи и спиртосодержащая жидкость находящиеся в незаконном обороте и автоцистерны, которые были орудием административного правонарушения в соответствии с КоАП РФ подлежат изъятию и передаче для уничтожения и реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Общество не признало свою вину, доказательств смягчающих вину общества в материалы дела не представлено.
Оснований для изменения назначенного наказания на предупреждение и признания совершенного правонарушения малозначительным судом апелляционной инстанции также не установлено.
С учетом того, что правонарушение, совершенное обществом, несет в себе существенную угрозу для охраняемых общественных отношений, степени тяжести правонарушения и особого контроля со стороны государства за правоотношениями связанными с производством и оборотом спиртосодержащей алкогольной продукции, суд апелляционной инстанции считает необходимым привлечь общество к административной ответственности с назначением штрафа в минимальном размере 3 000 000 руб. с изъятием вещей и спиртосодержащей продукции находящейся в незаконном обороте (данный вывод изложен в Постановлении арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А63-3633/2014 от 03.04.2015).
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой, в том числе вступившими в законную силу решениями по делам N А20-4025/2014 от 09.10.2014, А20-519/2014 от 14.04.2014, А20-6509/2014 от 28.01.2015.
В связи с изложенными обстоятельствами решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, подлежит отмене с вынесением нового судебного акта.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
восстановить срок подачи апелляционной жалобы.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.02.2018 по делу N А61-3695/2017 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Севкоопторг" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 3 000 000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам УФК по Ставропольскому краю (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю) ИНН/КПП 2634063830/263401001, БИК 040702001 р/с 40101810300000010005 Отделение- Ставрополь г. Ставрополь, ОКТМО - по месту совершения юридически значимого действия, ОКТМО г. Ставрополя 07701000, КБК 321 1 16 70010 01 6000 140, идентификатор 32100000000000417275.
Спиртосодержащую жидкость и иные предметы административного правонарушения, поименованные в протоколе изъятия вещей и документов N 07-17/407-3 от 04.06.2017 и находящиеся на ответственном хранении ОАО "Росспиртпром", изъять и передать для уничтожения или переработки в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поименованные в том же протоколе автоцистерну с гос. номером ЕТ 7251 23 регион, автоприцеп с гос. номером ЕВ 8176, 77 регион, закрепленный к автомашине "FREIGHTLINER", гос. номер X 979 КР, 777 регион, и автоприцеп с гос. номером АА 4848, 15 регион, закрепленный к автомашине "DAF" гос. номер Н 166 УТ, 93 регион, изъять и передать для реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3695/2017
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по СКФО
Ответчик: ООО "Севкоопторг"
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9615/2021
12.07.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4348/17
21.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6070/20
15.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7688/18
21.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9325/19
22.07.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4348/17
01.10.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7688/18
20.07.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4348/17
06.02.2018 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-3695/17
07.12.2017 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4348/17
15.11.2017 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4348/17
23.10.2017 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4348/17