Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 октября 2018 г. N Ф08-7652/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
23 июля 2018 г. |
дело N А32-17493/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей И.Н. Глазуновой, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчиков: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Сочи
на определение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.05.2018 по делу N А32-17493/2017
по иску закрытого акционерного общества "СОЧИАГРОПРОМПРОЕКТ"
к муниципальному казенному учреждению г. Сочи "Управление капитального строительства", муниципальному образованию г. Сочи в лице Администрации г. Сочи
о взыскании задолженности,
принятое судьей Кондратовым К.Н.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Сочиагропромпроект" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению города Сочи "Управление капитального строительства" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 4197370,64 руб.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование город Сочи, в лице Администрации города Сочи (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.01.2018, исковые требования удовлетворены.
Муниципальное образование г. Сочи в лице Администрации города Сочи обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2017 по делу N А32-17493/2017.
Заявление мотивировано тем, что в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение решения суда от 19.07.2017 возможно не ранее 01 ноября 2018 года. При формировании проекта бюджета на 2018 год в соответствии с постановлением от 22.05.2012 N 1057 "О порядке составления проекта бюджета города Сочи на очередной финансовый год и плановый период" муниципальному образованию город-курорт Сочи были предъявлены исполнительные листы на взыскание за счет средств казны задолженности в размере 29670069,82 руб.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2018 в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения судебного акта отказано.
Администрация г. Сочи обжаловала определение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2018 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое определение отменить, принят по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что исполнение судебного акта невозможно в связи с отсутствием бюджетных ассигнований в текущем финансовом году, суд не принял во внимание особенности планирования бюджета муниципального образования.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно части 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О указано, что АПК РФ и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня конкретных оснований для отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта. Поэтому суд самостоятельно устанавливает необходимость предоставления отсрочки (рассрочки) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу. Однако суд должен учитывать, что отсрочка или рассрочка исполнения решения предоставляется должнику в исключительных случаях (письмо ВАС РФ от 07.10.2005 N С1-7/уп-1145).
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.12.2003 N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" также разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве", статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" отсрочка (рассрочка) исполнения судебного акта предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств и оценкой реальной возможности исполнения решения суда по окончания срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) исполнения.
Из вышеуказанных норм процессуального права следует, что основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является затруднительность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ заявитель обязан представить доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения, реальную возможность исполнения судебного акта по окончании срока отсрочки.
То есть предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая применяется судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.
При этом суд должен исходить из того, что предметом исполнения является вступивший в законную силу судебный акт, обладающий свойством обязательности (статьи 16, 318 АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы администрация ссылается на то, что у нее в настоящее время отсутствуют денежные средства на оплату задолженности, взысканной решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2017, вступившим в законную силу 02.11.2017. Погашение задолженности, как утверждает администрация, возможно не ранее 01 ноября 2018 года в связи с особенностями формирования бюджета муниципального образования.
Данные доводы отклоняются апелляционным судом, поскольку отсутствие бюджетных ассигнований нельзя отождествлять с обстоятельствами, затрудняющими исполнение судебного акта, предусмотренными статьей 324 АПК РФ.
Доказательств наличия каких-либо объективных препятствий для исполнения судебного акта в материалы дела не представлено, в том числе не указаны причины невозможности своевременного получения финансирования для исполнения возложенной обязанности.
В соответствии со статьей 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; формирование уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Данная гарантия является иллюзорной до тех пор, пока судебное решение не исполнено фактически. В связи с этим в законодательстве закрепляется принцип обязательности исполнения судебных актов всеми без исключения субъектами.
Согласно части 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Таким образом, принцип обязательности исполнения судебных актов предполагает безусловное их исполнение органами государственной власти.
Поскольку обязательность исполнения судебных решений является неотъемлемым элементом права на судебную защиту, неисполнение судебного акта или неправомерная задержка его исполнения рассматривается как нарушение права на справедливое правосудие в разумный срок.
Апелляционный суд полагает, что предоставление отсрочки исполнения судебного акта приведет к нарушению принципа равноправия сторон, закрепленного в части 3 статьи 8 АПК РФ, в соответствии с которым арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Принимая во внимание длительный период неисполнения судебного акта с момента его вступления в силу (02.11.2017), учитывая баланс интересов, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие объективных доказательств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта.
У апелляционного суда отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и отмены определения суда первой инстанции.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2018 по делу N А32-17493/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17493/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 октября 2018 г. N Ф08-7652/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ Г. СОЧИ, ЗАО "Сочиагропромпроект"
Ответчик: МКУ г.Сочи "Управление капитального строительства", Муниципальное казенное учреждение г. Сочи "Управление капитального строительства"
Третье лицо: Администрация г. Сочи
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7652/18
23.07.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10019/18
10.01.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10515/17
02.11.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14709/17
19.07.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17493/17