г. Ессентуки |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А63-3410/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.05.2018 года по делу N А63-3410/2018 (судья Карпель В.Л.),
по заявлению администрации города Пятигорска (г. Пятигорск, ОГРН 1022601627575),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737),
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности,
третьи лица: МУ "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" (г. Пятигорск, ОГРН 1022601615849), ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (г. Ставрополь, ОГРН 1102635006462), министерство имущественных отношений Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644),
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
администрация города-курорта Пятигорска" (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 25.12.2017 N 26/999/001/2017-28636 в регистрации права собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:33:010101:3162 площадью 49 кв. м, расположенный по адресу: г. Пятигорск, Бештаугорское шоссе, 120, об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности города-курорта Пятигорска на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: муниципальное учреждение "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" (далее - учреждение), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - ТУ Росимущества), министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.05.2018 требования заявителя удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что отказ управления в регистрации права собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска не соответствует нормам земельного законодательства, в частности, Федерального закона N 244-ФЗ, нарушает право заявителя на распоряжение земельным участком в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Не согласившись с решением, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. в обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на то, что спорный земельный участок находится в границах особо охраняемого эколого-курортного региона России Кавказских Минеральных Вод и относится к Федеральной собственности в силу разграничения государственной собственности на землю.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, 20.09.2017 года муниципальное образование города-курорта Пятигорска в лице учреждения обратилось в управление с заявлением о регистрации права муниципальной собственности города-курорта Пятигорска на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:33:010101:3162 площадью 49 кв. м, расположенный по адресу: г. Пятигорск, Бештаугорское шоссе, 120.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 26:33:010101:3162 поставлен на кадастровый учет 22.06.2017 и имеет вид разрешенного использования - под коммунальное обслуживание.
Постановлением администрации города Пятигорска Ставропольского края от 14.09.2017 N 3832 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:33:010101:3162 включен в реестр муниципального имущества.
В уведомлении от 26.09.2017 N 26/999/001/2017-28636 регистрирующий орган сообщил муниципальному образованию о приостановлении государственной регистрации в связи с непредставлением заявителем документов, свидетельствующих о том, что земельный участок не находится в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации.
25.12.2017 года регистрирующим органом в письме N 26/999/001/2017-28636 сообщил муниципальному образованию об отказе в регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, указав, что согласно ответу от 26.09.2017 N 6718/02 на запрос, полученному из ТУ Росимущества, земельный участок с кадастровым номером 26:33:010101:3162 относится к собственности Российской Федерации.
Считая отказ управления незаконным, администрация обратилась в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (п. 1 ст. 214 ГК РФ).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Закон N 218 с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 218 государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
В силу ст. 29 Закона N 218 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности, на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 указанной статьи.
К федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 вышеназванной статьи и которые: заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; предусматриваются федеральными законами (ч. 8 ст. 1 Закона N 244-ФЗ).
Согласно ч. 9 ст. 1 Закона N 244-ФЗ к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, которые указаны в части 7 статьи и которые: заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами.
К собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в части 7 вышеуказанной статьи и которые: заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 10 ст. 1 Закона N 244-ФЗ).
В силу ч. 11 ст. 1 закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 названной статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 указанной статьи.
Частью 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ установлено, что положения данной статьи не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно ст. 1 Закона от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) под курортом федерального значения понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти.
Постановлением Совмина СССР от 28.08.1970 N 723 "О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха" город Пятигорск отнесен к курортам общесоюзного значения.
На основании Постановления Правительства от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" утверждено Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах и его администрации, установлены границы названного региона.
В силу Постановления Правительства РФ от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Как видно из материалов дела, при проведении правовой экспертизы документов, представленных муниципальным образованием на государственную регистрацию, у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок в связи с непредставлением заявителем документов, свидетельствующих о том, что земельный участок не находится в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 28.04.2018 N 26-0-1-54/4006/2018-9357 земельный участок с кадастровым номером 26:33:010101:3162 расположен в городе Пятигорске, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Из материалов дела, а также представленных сторонами доказательств видно, что земельный участок в реестре федерального имущества либо в реестре государственного имущества Ставропольского края не значится.
Кроме того, лицами, участвующими в деле, не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие факт нахождения на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящимися в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации, факт предоставления земельного участка федеральным органам государственной власти либо органам государственной власти субъекта Российской Федерации, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, факт нахождения земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ управления в регистрации права собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска на земельный участок с кадастровым номером 26:33:010101:3162 не соответствует нормам земельного законодательства, в частности, Федерального закона N 244-ФЗ, нарушает право заявителя на распоряжение земельным участком в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что на государственную регистрацию перехода права собственности были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ регистрирующего органа не соответствует требованиям ст. 13, 17, 18, 20 Закона о регистрации, в связи с чем правомерно удовлетворил требования заявителя.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок находится в границах особо охраняемого эколого-курортного региона России Кавказских Минеральных Вод и относится к федеральной собственности в силу разграничения государственной собственности на землю подлежит отклонению, так как в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 26:33:010101:3162, как федеральной собственности.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.05.2018 года по делу N А63-3410/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.