гор. Самара |
|
26 июля 2018 г. |
Дело N А55-29591/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 июля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2018 года в зале N 6 апелляционную жалобу ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2018 года, принятое по делу N А55-29591/2017 (судья Богданова Р.М.),
по иску ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6671257260),
к Муниципальному бюджетному учреждению культуры городского округа Самара "Самарская муниципальная информационно-библиотечная система" (ИНН 6315945342),
с участием третьих лиц:
- Департамента управления имуществом городского округа Самара,
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
- Территориального управления Росимущества в Самарской области,
о взыскании 122 989 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - Зайцева С.В. представитель по доверенности N 35 от 19.12.2017;
от третьего лица Департамента управления имуществом городского округа Самара - Ткаченко И.В. представитель по доверенности N 135 от 28.12.2017;
от третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Территориального управления Росимущества в Самарской области - не явились, извещены надлежащим образом,
Установил:
Истец - ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику - Муниципальному бюджетному учреждение культуры городского округа Самара "Самарская муниципальная информационно-библиотечная система" с требованиями:
- взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Самара "Самарская муниципальная информационно-библиотечная система" в пользу ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России задолженность по арендной плате по договору аренды N 12/1750 от 25 апреля 1996 года в размере 15 297 руб. 76 коп., пени в размере 107 691 руб. 24 коп., всего 122 989 руб., за период с 05 января 2010 года по 28 августа 2017 года;
- расторгнуть с Муниципальным бюджетным учреждением культуры городского округа Самара "Самарская муниципальная информационно-библиотечная система" договор аренды N 12/1750 от 25 апреля 1996 года нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Самара, пер. Ново-Молодежный, д. 19, общей площадью 297 кв.м;
- обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Самара "Самарская муниципальная информационно-библиотечная система" передать ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России нежилые помещения, расположенные по адресу: гор. Самара, пер. Ново-Молодежный, д. 19, общей площадью 297 кв.м по акту приема-передачи.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2018 года суд в иске отказал. Взыскал с Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 16 690 руб.
Заявитель - ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении искового заявления.
Определением суда от 31 мая 2018 года апелляционная жалоба оставлена без движения, установлен срок до 02 июля 2018 года для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 19 июля 2018 года на 16 час. 35 мин.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против отмены оспариваемого судебного акта по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Представитель третьего лица Департамента управления имуществом городского округа Самара возражал против отмены оспариваемого судебного акта.
Представители истца и третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Территориального управления Росимущества в Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25 апреля 1996 года между Комитетом по управлению имуществом Самарской области, балансодержателем - Кряжской КЭЧ района и Централизованной бухгалтерией учреждения культуры заключен договор аренды N 12/1750.
Предмет договора - нежилые помещения, расположенные по адресу: гор. Самара, пер. Ново-Молодежный, д. 19.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Приказа Министра обороны российской Федерации "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" от 17 декабря 2010 года N 1871, в связи с реорганизацией в форме присоединения ФГУ (в настоящее время - ФГКу) "Приволжско-Уральское "ТУИО" Минобороны России является правопреемником ФГУ Кряжская многоквартирно-эксплуатационная часть района" с 22 августа 2011 года.
Согласно письму муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Самара "Самарская муниципальная информационно-библиотечная система" от 15 марта 2013 года N 334 "О смене наименования учреждения" библиотека, расположенная по адресу: гор. Самара, пер. Ново-Молодежной, д. 19, в соответствии с решением Горисполкома от 19 июля 1984 года N 500 с 1917 года вошла, в состав городской централизованной библиотечной системы массовых библиотек гор. Куйбышева, как филиал N 37. С 1996 года городская ЦБС массовых библиотек переименована в Самарскую муниципальную информационно-библиотечную систему (приказ от 25 марта 1996 года N 41 по Управлению по вопросам культуры и организации досуга населения Администрации гор. Самары), а с 01 января 2012 года переименована в муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Самара "Самарская муниципальная информационно-библиотечная система" (постановление Администрации г.о. Самара от 26 декабря 2011 года N 2068).
Пунктом 1 Дополнительного соглашения N 5257 от 27 февраля 2003 года к договору аренды N 1271 от 13 апреля 1995 года установлена арендная плата в размере 4 624 руб. 79 коп. в месяц.
Согласно пункту 3.2 договора аренды перечисление арендной платы производится арендатором за каждый квартал или месяц вперед с оплатой до пятого числа первого месяца включительно.
В соответствии с пунктом 5.2.3 договора аренды договор аренды подлежит досрочному расторжению, а арендатор - выселению, если арендатор не внес арендную плату в течение трех месяцев.
Таким образом, на 28 августа 2017 года сумма задолженности муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Самара "Самарская муниципальная информационно-библиотечная система" по арендной плате составила 15 297 руб. 76 коп.
Сумма пени составила 107 691 руб. 24 коп.
Кроме того, в связи с систематическим неисполнением обязанностей арендатора, в соответствии с пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации в адрес муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Самара "Самарская муниципальная информационно-библиотечная система" направлено уведомление (предупреждение) от 18 июля 2017 года N 141/4-8900, поскольку имеются основания для расторжения договора аренды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается, что Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с 14 февраля 2006 года не является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: гор. Самара, Куйбышевский район, переулок Ново-Молодежный, д. 19, и является ненадлежащим истцом по данному делу. Кроме того, суд применил срок исковой давности, заявленный ответчиком.
Обжалуя судебный акт, заявитель указывает, что суд первой инстанции не учел, что спорный объект находится у ответчика на правах аренды, а истец является арендодателем. Кроме того, суд не учел, что данный объект в муниципальную собственность не передавался и собственником является Министерство обороны Российской Федерации, поскольку в муниципальную собственность был передан только жилой дом, без имеющихся в нем нежилых помещений. Также заявитель полагает, что суд неправомерно отклонил ходатайство истца о привлечении к участию в деле Министерства обороны Российской Федерации. Помимо этого, суд не учел, что в соответствии с частью 1 статьи 69 ФЗ от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости производится по желанию их обладателей.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, заслушав пояснения представителей сторон и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, являются муниципальной собственностью. С целью реализации вышеуказанного Постановления Верховного Совета РФ и освобождения учреждения Министерства обороны РФ - Самарской квартирно-эксплуатационной части района Приволжско-Уральского военного округа от несвойственных ему функций по содержанию объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, а так же в соответствии с положением "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента от 18 марта 1992 года N 114-рп, Главой гор. Самары было издано постановление от 07 сентября 1998 года N 361а "Об утверждении перечня объектов жилищно-коммунального хозяйства, являющихся федеральной собственностью и находящихся на балансе Самарской квартирно-эксплуатационной части района Привожско-Уральского военного округа, принимаемых в муниципальную собственность гор. Самары".
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 года N 1522-р "О передаче в муниципальную собственность г. Самары объектов Самарской Кряжской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре" было принято предложение Администрации гор. Самары и Минэкономразвития России, согласованное с Минобороны России и Правительством Самарской области, о передаче в муниципальную собственность гор. Самары находящихся в федеральной собственности объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в гор. Самаре, согласно Приложению.
В Перечне передаваемых в муниципальную собственность гор. Самары, находящихся в федеральной собственности, объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района (Приложение к Распоряжению N 1522-р), расположенных в гор. Самаре, значится, в том числе, жилой дом по адресу: гор. Самара, Куйбышевский район, переулок Ново-Молодежный, д. 19, без каких-либо изъятий (исключений).
На момент передачи в муниципальную собственность нежилое помещение общей площадью 297,00 кв.м, расположенное в многоквартирном доме по адресу: гор. Самара, Куйбышевский район, переулок Ново-Молодежный, д. 19, находилось на балансе Самарской квартирно-эксплуатационной части и вошло в состав многоквартирного дома, переданного в собственность муниципального образования городского округа Самара на основании действующего, не отмененного и не оспоренного Распоряжения N 1522-р, следовательно, спорное нежилое помещение также принято в составе здания многоквартирного дома в муниципальную собственность, и соответственно, является собственностью муниципального образования городского округа Самара.
Следовательно, спорное нежилое помещение также принято в составе здания многоквартирного дома в муниципальную собственность и соответственно, является собственностью муниципального образования городского округа Самара.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Правительство Российской Федерации, а также ТУ Росимущества, действующее от лица собственника имущества Российской Федерации, выразили свою позицию, распорядившись спорным объектом недвижимости и включив его в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность г.о. Самара.
Распоряжение N 1522-р принято в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, уполномоченным органом, не отменено и не оспорено в судебном порядке.
Руководствуясь Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в соответствии с Федеральным законом от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ. были внесены сведения в реестр муниципальной собственности об объекте, находящемся по адресу: гор. Самара, Куйбышевский район, переулок Ново- Молодежный, д. 19.
Таким образом, с 14 февраля 2006 года ФГУ "Самарская КЭЧ" Министерства обороны Российской Федерации утратило права на распоряжение вышеуказанным имуществом, в связи с чем, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, переулок Ново-Молодежный, д. 19, а так же права и обязанности арендодателя по договору аренды N 12/1751 от 25 апреля 1996 года не могли быть переданы при реорганизации ФГУ " Самарская КЭЧ" своему правопреемнику - ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и закреплены за ним на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1. Гражданского Кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу положений статьи 216 Гражданского Кодекса Российской Федерации право оперативного управления является разновидностью вещного права.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 299 Гражданского Кодекса Российской Федерации право оперативного управления возникает с момента передачи этого имущества, если иное не установлено законом.
Истец не обладает правом оперативного управления или хозяйственного ведения на объект - нежилое помещение, находящееся по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, переулок Ново-Молодежный, д. 19, в отсутствии записи о правообладании в виде зарегистрированного права.
Статьей 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, при этом, регистрации подлежат не только право собственности, но и право оперативного управления.
Право собственности на нежилые помещения, находящиеся по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, переулок Ново-Молодежный, д. 19, зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Самарской области, что подтверждается:
- свидетельством о праве собственности от 04 декабря 2013 года на нежилое помещение, общей площадью 148,2 кв.м, этаж 1, кадастровый номер 63:01:0414006:4432, находящееся по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, переулок Ново-Молодежный, д. 19, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04 декабря 2013 года внесена запись регистрации N 63-63-01/678/2013-691;
- выпиской из ЕГРН от 11 августа 2017 года на нежилое помещение, общей площадью 105,7 кв.м, этаж 1, кадастровый номер 63:01:0414006:5096, находящееся по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, переулок Ново-Молодежный, д. 19, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10 августа 2017 года внесена запись регистрации N 63:01:0414006:5096-63/001/2017-3.
Таким образом, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с 14 февраля 2006 года не является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: гор. Самара, Куйбышевский район, переулок Ново-Молодежный, д. 19, и является ненадлежащим истцом по данному делу.
Судебная практика также подтверждает факт отнесения нежилых помещений в жилых домах, переданных в собственность городского округа Самара в соответствии с Распоряжением N 1522-р к собственности муниципального образования как неотделимой части многоквартирных домов (в частности судебные акты по делам N А55-1901 2006, N А55-7115/2006, N А55-7117/2006-36, N А55-19242/2006, N А55-7114/2006, N А55-16271/2007).
Доводы жалобы со ссылкой на то, что в муниципальную собственность передан только жилой дом без нежилых помещений, основаны на неверном толковании норм права и противоречат судебной практике.
Ссылка жалобы на то, что в соответствии с частью 1 статьи 69 ФЗ от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу данного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, а государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей, является несостоятельной, поскольку реорганизация ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" была проведена в период действия ФЗ N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года, следовательно, право собственности Министерства обороны РФ, а также право оперативного управления или хозяйственного ведения ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" на спорные нежилые помещения должно было быть зарегистрировано в установленном законом порядке.
Кроме того, ответчиком и третьим лицом в суде первой инстанции заявлено о пропуске срока исковой давности.
В соответствии со статьей 196 Гражданского Кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
В соответствии со статьей 207 Гражданского Кодекса Российской Федерации о применении исковой давности к дополнительным требованиям, с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
В случае пропуска срока предъявления к исполнению исполнительного документа по главному требованию срок исковой давности по дополнительным требованиям считается истекшим.
Истцом заявлен период взыскания с 05 октября 2010 года по 28 августа 2017 года.
Исковое заявление подано в суд 01 ноября 2017 года, о чем свидетельствует оттиск канцелярии суда на исковом заявлении.
Таким образом, на момент обращения с настоящим иском трехгодичный срок исковой давности за период с 05 января 2010 года по 01 ноября 2014 года истек, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований за указанный период.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Соответственно, в иске судом первой инстанции отказано правомерно.
Также судебная коллегия считает необоснованными доводы жалобы о неправомерном отказе судом в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Основанием для вступления в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновение права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом.
Следовательно, третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для них последствий.
Поскольку заявитель не указал какие права и законные интересы Министерства обороны Российской Федерации, поскольку собственником спорного объекта он не является, могут быть нарушены настоящим судебным актом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для привлечения указанного лица к участию в деле.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2018 года, принятого по делу N А55-29591/2017 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2018 года, принятое по делу N А55-29591/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.