г. Москва |
|
25 июля 2018 г. |
Дело N А40-2033/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2018 по делу N А40-2033/18, принятое судьей О.Ю. Суставовой
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора:
1. Федеральная налоговая служба (ИНН 7707329152, ОГРН 11047707030513, дата регистрации: 14.10.2004, адрес: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23), 2. Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (ОГРН 1047701073860, ИНН 7701107259, дата регистрации 23.12.2004, адрес: 129223, г. Москва, Проспект Мира, д.119, стр.191)
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Карпова Е.А. по дов. от 01.01.2018, Кононова А.В. по дов. от 01.01.2018; |
от заинтересованного лица: |
Ревякин А.В. по дов. от 23.10.2017, Прядкина А.С. по дов. от 20.03.2018, Еремин А.Н. по дов. от 03.05.2018, Мистриков В.В. по дов. от 04.07.2018; |
от третьих лиц: |
1. Ревякин А.В. по дов. от 01.02.2018; 2. Инькова Т.И. по дов. от 23.04.2018, Лебедева С.С. по дов. от 05.04.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", Общество, Заявитель, налогоплательщик,) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.05.2017 N 52-21-16/3422р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее -решение от 29.05.2017) с учетом решения ФНС России от 14.09.2017 N СА-4-9/18415 (далее ~ решение от 14.09.2017) в части доначисления налога на прибыль организаций по пункту 2.1 в размере 4 023 568 538 руб., суммы пени в размере 21 643 805,90 руб. и штрафа в размере 4 602 591 руб.
Определением суда первой инстанции от 19.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2018 в удовлетворении заявленных требований ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ООО "ЛУКОЙЛ -Западная Сибирь" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В качестве оснований для отмены оспариваемого судебного акта Общество указало, что суд первой инстанции при вынесении решения допустил нарушение норм материального права и норм процессуального права, выводы суда не соответствую обстоятельствам дела, а обстоятельства, которые суд посчитал установленными и имеющими значение для дела, не были доказаны.
По мнению Общества, судом первой инстанции необоснованно учтена судебно-арбитражная практика по делу N А40-98153/16, в которой рассматривался аналогичный настоящему делу вопрос, в связи с тем, что в указанном деле судами по существу не оценивались правовые основания для начисления налога.
Налогоплательщик также указывает на необоснованность ссылки суда первой инстанции на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 13728/13, в связи с тем, что в указанном деле спор рассмотрен применительно к возможностям и условиям возврата разового платежа как неосновательного обогащения при досрочном прекращении лицензии, в то время как налоговые правоотношения в указанном деле не рассматривались.
Общество не согласно с тем, что расходы по уплате разового платежа относятся к расходам, поименованным в пункте 1 статьи 325 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, на них не распространяются правила равномерного учета, предусмотренные указанной нормой.
По мнению Общества, позиция суда 1 инстанции о порядке учета разовых платежей может быть применима исключительно к ситуациям, в которых разовый платеж уплачивается по итогам аукциона, но в то же время равномерный порядок учета расходов неприменим при уплате разовых платежей по лицензиям, полученным без проведения аукционных процедур.
Заявитель указывает, что основанием для признания акта налогового органа недействительным является содержание постановления Конституционного суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 34-П.
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 и Федеральная налоговая служба считают доводы ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", изложенные в апелляционной жалобе необоснованными, решение суда первой инстанции не подлежащим отмене. Подробно позиции налоговых органов изложены в отзывах, представленных в материалы дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, в проверяемом периоде ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" получило четыре лицензии:
- ХМН 15426 HP от 23.10.2012 на право пользования недрами Восточно Икилорского участка с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 Закона о недрах и на основании решения Аукционной комиссии, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 14.09.2012 N 963 в результате аукциона;
- ХМН 02757 НЭ от 25.01.2013 на право пользования недрами участка Южно-Эйтьянского месторождения в соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона о недрах и на основании решения Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол от 20.12.2012 N 91), оформленную согласно приказу Управления по недропользованию по Ханты-Мансийского автономного округа - Югре от 24.12.2012 N 211 без проведения конкурсов и аукционов с целью разведки и добычи углеводородного сырья в пределах участка Южно-Эйтьянского месторождения;
* ХМН 15479 НЭ от 28.01.2013 на право пользование участком недр федерального значения, включающим месторождения Имилорское + Западно-Имилорское и Неточное, расположенным на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с целью разведки и добычи углеводородного сырья в соответствии с пунктом 1 статьи 10.1 Закона о недрах и на основании распоряжения Правительства РФ от 17.01.2013 N 24-р и оформленная согласно приказу Федерального агентства по недропользованию от 23.01.2013 N 37 в результате аукциона.
- СЛХ 80893 ТЭ от 08.08.2012 на право пользование участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых на основании приказа Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений, развития нефтегазового комплекса от 27.07.2012 N 812, в соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах без проведения конкурсов и аукционов с целью разведки и добычи песка на месторождении "Карьер N3" в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.
Налогоплательщик расходы в виде сумм разовых платежей за предоставление в пользование участков недр, указанных в лицензиях:
- N N СЛХ 80893 ТЭ от 08.08.2012 (825 000 руб.) и ХМН 15426 HP от 23.10.2012 (187 550 000 руб.) на пользование недрами (всего: 188 375 000 руб.), единовременно включил в состав косвенных расходов за сентябрь 2012 (дата проводки 30.09.2012) и октябрь 2012 (дата проводки 31.10.2012);
-N N ХМН 02757 НЭ от25.01.2013 (4 748 174 руб.) и ХМН 15479 НЭ от28.01.2013 (50 800 000 000 руб.) на пользование недрами (всего: 50 804 748 174 руб.) единовременно включил в состав косвенных расходов за январь 2013 (дата проводки от 30.01.2013) и февраль 2013 (дата проводки от 22.02.2013).
Названные расходы также отражены в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций за 2012-2013 по строке 030 листа 02 "Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации".
Инспекция на основании пункта 2 статьи 261, пункта 1 статьи 325 НК РФ, статей 11, 13.1, 39, 40 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), а также положений Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденного Приказом Минприроды России от 17.06.2009 N 156, (далее - Административный регламент) пришла к выводу, что затраты на уплату разовых платежей неправомерно отражены в расходах по налогу на прибыль организаций единовременно, поскольку являются расходами в целях приобретения лицензии, в связи с чем подлежат списанию по правилам статьи 325 НК РФ в течение двух лет со следующего месяца после регистрации соответствующих лицензий.
Налоговый орган, делая вывод о нарушении ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" порядка списания затрат на уплату разовых платежей за право пользования недрами в составе расходов по налогу на прибыль организаций за 2012-2013, обосновано исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 261 НК РФ расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.
К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся:
* расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), в том числе расходы, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах;
расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;
- расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся расходы, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими налогоплательщиками.
В соответствии с пунктом 2 статьи 261 НК РФ расходы на освоение природных ресурсов, указанные в пункте 1 статьи 325 НК РФ, учитываются в порядке, предусмотренном статьей 325 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 325 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий. При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно.
К расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии, в частности, относятся:
- расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;
- расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;
- расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения;
- расходы на приобретение геологической и иной информации;
- расходы на оплату участия в конкурсе (аукционе).
В случае, если налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов, амортизация которых начисляется в порядке, установленном статьями 256 - 259.2 НК РФ, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.
В аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае, если указанные лицензии выдаются налогоплательщику без проведения конкурсов.
Как следует из пункта 40 учётных политик Общества (утвержденные приказами от 30.12.2011 N 376 и от 29.12.2012 N 309) для целей налогообложения за 2012 - 2013 расходы, осуществляемые в целях получения лицензии при заключении лицензионного соглашения на право пользования недрами (получении лицензии), формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение 2 лет.
Из изложенного следует, что расходы, осуществленные в целях приобретения лицензии на право пользования недрами, подлежат включению в расходы по налогу на прибыль равномерно в течение двух лет.
При этом законодатель прямо указывает на наличие единого общего порядка к учету расходов (в течение двух лет), осуществленных в целях приобретения лицензии на право пользования недрами, вне зависимости от порядка приобретения лицензии (на основании конкурса/аукциона либо без проведения конкурса/аукциона).
Согласно статье 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр являются, в частности, решения Правительства РФ по результатам аукциона, решение конкурсной или аукционной комиссии, решение указанных в данной статье органов о предоставлении без проведения конкурса или аукциона и т.д.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В статье 39 Закона о недрах содержится перечень платежей, уплачиваемых при пользовании недрами. В частности, в соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о недрах при пользовании недрами уплачиваются разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование.
В соответствии со статьей 40 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.
Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем десять процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации.
В случае предоставления лицензии по результатам конкурсов или аукционов окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по из результатам и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов, устанавливаются в лицензии на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
В соответствии со статьей 13.1 Закона о недрах основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.
Пунктом 70 Административного регламента установлено, что победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую величину разового платежа за. пользование недрами.
В соответствии с пунктом 74 Административного регламента аукцион на право пользования участком недр признается несостоявшимся, в частности, в случае, если участниками аукциона не предложена величина разового платежа выше стартового размера.
Следовательно, размер разового платежа определяется по результатам аукциона и является основным условием получения права на пользование недрами. Участник аукциона, заявивший готовность уплатить наибольший размер разового платежа за пользование недрами получает лицензию на пользование недрами.
В случае предоставления лицензии без проведения аукциона или конкурса размер разового платежа определяется на основании "Правилами определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 N 94.
По своей правовой природе разовый платеж, как разъяснено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 04.02.2014 N 13728/13 (далее - Постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014), является не формой оплаты за пользование недрами по уже имеющейся лицензии, а платой за приобретение права пользования недрами (доступ к пользованию недрами), то есть является платежом в целях приобретения лицензии и формирует ее стоимость.
После опубликования данного Постановления Президиум ВАС РФ Минфин России занял аналогичную позицию, что разовые платежи за пользование недрами формируют первоначальную стоимость лицензии (письма от 25.06.2015 N 03-03-06/1/36750 и от 23.10.2015 N03-03-06/1/61172).
Актуальная судебная практика по налоговым спорам также исходит из того, что разовый платеж подлежит списанию по правилам статьи 325 НК РФ в течение 2 лет (Определение ВС РФ от 24.08.2017 N 305-КГ17-10847).
Таким образом, разовый платеж за пользование недрами, по своему смыслу, является расходом, осуществляемым в целях приобретения лицензий на пользование недрами, предусмотренным пунктом 1 статьи 325 НК РФ и подлежит списанию по правилам статьи 325 НК РФ в течении двух лет.
По доводу Общества об отсутствии арбитражной практики, поддерживающей позицию Инспекции, а равно и о неправомерной ссылке Инспекции на Определение Верховного суда РФ от 24.08.2017 N 305-КГ17-10847 по делу N А40-98153/16 в связи с иными фактическими обстоятельствами, суд исходит из следующего.
Общество в апелляционной жалобе заявляет о формальном подходе суда первой инстанции при рассмотрении дела, который, по его мнению, выразился, в том числе, в учете правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда РФ от 24.08.2017 N 305-КГ17-10847.
Указанный довод налогоплательщика отклоняется судом.
Арбитражный суд г. Москвы на стр. 5-8 решения от 25.04.2018 подробно изложил свои выводы в отношении методологии налогового учета разового платежа.
В дополнение к изложенному, суд первой инстанции сослался на дело N А40-98153/16, в котором был рассмотрен аналогичный вопрос.
Ссылки налогоплательщика в указанном деле на Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 N 1-П не отменяют того факта, что суд первой инстанции на страницах 7-8 Решения от 20.09.2016 от 20.09.2016 по делу N А40-98153/16 на основании анализа законодательства в сфере недропользования и норм налогового законодательства сделал вывод, что разовый платеж представляет собой единовременную плату за приобретение права пользования недрами, а расходы на уплату разового платежа за пользование недрами непосредственно направлены на получение лицензии. Следовательно, учитывая положения пункта 1 статьи 325 НК РФ и Учетной политики организации, расходы на уплату разового платежа за пользование недрами должны быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.
Также выводы относительно методологии порядка списания разового платежа за права пользования недрами в рамках вышеуказанного дела наглядно отражены в Определении Верховного Суда РФ от 24.08.2017 N 305-КГ17-10847 по делу N А40-98153/2016
В части довода Общества о том, что выводы о правовой природе разового платежа, содержащиеся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13728/13, распространяются исключительно на споры о взыскании неосновательного обогащения при досрочном прекращении лицензии, судом принято во внимание следующее.
Несмотря на то, что Президиум ВАС РФ дал разъяснения касательно правовой природы разового платежа в рамках гражданско-правового дела, установленные им ключевые свойства такового, универсально характеризуют его сущность в рамках правоотношений любой отраслевой принадлежности.
В отношении довода Общества о разных порядках списания сумм разовых платежей, уплаченных при проведении аукциона и без проведения такового, суд исходит из следующего.
Как установлено пунктом 1 статьи 325 НК РФ к расходам, формирующим стоимость лицензии, относятся любые затраты, направленные на ее приобретение.
В частности, согласно абзацу 3 статьи 325 НК РФ в случае, если налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов, амортизация которых начисляется в порядке, установленном статьями 256 - 259.2 НК РФ, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.
Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.
При этом в абзаце 5 пункта 1 названной нормы указано, что в аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае, если указанные лицензии выдаются налогоплательщику без проведения конкурсов.
Из вышеназванной нормы следует, что законодателем не разделяется порядок списания и состав расходов, формирующих стоимость лицензии в зависимости от факта проведения аукциона.
Нормы Закона о недрах также не содержат положений, разграничивающих природу разового платежа в зависимости от способа приобретения лицензии.
В частности, как статья 39, так и 40 Закона о недрах устанавливают общие принципы формирования и уплаты разового платежа, минимальный размер который базируется на процентной доле от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых, в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации, за исключением разовых платежей за пользование недрами, устанавливаемых в отношении нефти и (или) газового конденсата,
В соответствии с Законом о недрах разработана Методика по определению минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденная Приказом Минприроды России от 30.09.2008 N 232. В соответствии с названной выше Методикой стартовый размер разового платежа высчитывается по специальной формуле, в которой его минимальное значение составляет не менее 5% от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации.
В случае предоставления участков недр в пользование без проведения конкурсов и аукционов порядок определения размера разовых платежей за пользование недрами устанавливается Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 N 94. Из указанных правил также следует, что минимальный размер разового платежа рассчитывается как произведение расчетной величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации(среднегодовая добыча полезного ископаемого) и коэффициента, характеризующего установленный в соответствии со статьей 40 Закона о недрах минимальный процент расчетной величины суммы налога в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации (5%).
Таким образом, расчет минимального размера разового платежа построен на единых принципах.
Пункт 1 статьи 325 НК РФ прямо предусматривает, что расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае, если указанные лицензии выдаются налогоплательщику без проведения конкурсов или аукционов, учитываются в порядке, аналогичном случаю получению лицензии на основании конкурсов или аукционов.
Учитывая изложенное, законодатель прямо указывает на наличие единого общего порядка к учету расходов (в течение двух лет), осуществленных в целях приобретения лицензии на право пользования недрами, вне зависимости от порядка приобретения лицензии (на основании конкурса/аукциона либо без проведения конкурса/аукциона).
Довод Общества об учете правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.11.2017 N 34-П применительно к настоящим материалам проверки, является несостоятельным, поскольку рассматриваемое дело по заявлению ООО "Лукойл - Западная Сибирь" основано на иных фактических обстоятельствах с соблюдением прав налогоплательщика на признание спорных расходов в налогооблагаемой базе по налогу на прибыль организаций, наличием правовой определенности в спорном вопросе, а равно и отсутствием адресного письма с соответствующими разъяснениями.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2018 по делу N А40-2033/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.