город Воронеж |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А14-6520/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.07.2018.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от государственной жилищной инспекции Воронежской области: Праслов Ю.П., представитель по доверенности от 21.12.2017;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.04.2018 по делу N А14-6520/2017 (судья Симонова И.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района", г. Воронеж ОГРН 1123668013116 ИНН 3661056103 к Государственной жилищной инспекции Воронежской области ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439, г.Воронеж о признании недействительным предписания N 04-31/129 от 12.04.2017 об устранении выявленных нарушений требований законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением от 11.05.2017 к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании недействительным предписания N 04- 31/129 от 12.04.2017 об устранении выявленных нарушений требований законодательства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.04.2018 по делу N А14-6520/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что правомерно выставлял плату за коммунальные услуги в размере, превышающем нормативы потребления.
В судебное заседание ООО "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, жилой дом N 141 по Ленискому проспекту г. Воронежа находился в управлении ООО "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" на основании решения общего собрания собственников помещений от 04.04.2012 (протокол N 2), согласно договору управления от 06.04.2012 Nб/н.
На основании приказа ГЖИ Воронежской области от 07.04.2017 N 1726 в отношении ООО "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" проведена внеплановая документарная проверка в рамках лицензионного контроля с целью рассмотрения обращения жителей МКД N 141 по Ленискому проспекту г.Воронежа от 30.03.2017 N 2677н (п.6 приказа).
Задачи проверки: проверка соблюдения ООО "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" обязательных требований к определению размера платы за содержание жилого помещения по многоквартирному дому N 141 по Ленискому проспекту г. Воронежа.
05.04.2017 N 2202-16 в адрес ООО "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" направлен запрос о предоставлении документов в срок до 07.04.2017.
ООО "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" направила в адрес ГЖИ Воронежской области ряд документов.
Результаты внеплановой документарной проверки отражены в акте проверки от 12.04.2017 N 04-29/249.
12.04.2017 ГЖИ Воронежской области в отношении ООО "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" выдано предписание N 04-31/129.
В соответствии с предписанием от 12.04.2017 N 04-31/129 ООО "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" необходимо в срок до 15.05.2017 провести перерасчет размера платы за коммунальные ресурсы по электроснабжению, холодному, холодному водоснабжению для горячей воды, тепловой энергии для горячей воды, потребляемые при содержании общего имущества вМКД N 141 по Ленискому проспекту г. Воронежа за январь, февраль 2017 года, исходя из нормативов потребления, определенных в соответствии с приказом УРТ N 39/1 и ДЖКХиЭ N105 в порядке действующих норм жилищного законодательства.
Приказом Управления по тарифам от 13 декабря 2016 N 55/1 в приказ от 30.08.2012 N 39/1 внесены изменения.
На дату применения указанных расчетов (апрель 2017 года), вынесения оспариваемого предписания (12.04.2017) норматив потребления коммунальной услуги за электрическую энергию, утвержденный приказом УРТ N 39/1 в редакции от 28.07.2016, утратил силу в связи с обоснованным приведением его в соответствие действующему законодательству путем внесения изменений приказом от 13.12.2016 N 55/1.
В связи с обоснованным приведением предписания в соответствие действующему законодательству, приказом ГЖИ Воронежской области от 02.02.2018 N 27 в предписание от 12.04.2017 N 04-31/129 были внесены изменения, исключены слова "в редакции от 28.07.2016" по всему тексту предписания. Соответствующие изменения внесены и в акт проверки от 12.04.2017 N 04-29/249.
Не согласившись с предписанием ГЖИ Воронежской области N 04-31/129 от 12.04.2017, ООО "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" обратилось в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что действия ООО "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" неправомерны. С 01.01.2017 действует новый порядок оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, в которых выбран и реализован способ управления управляющей организацией, согласно которому оплата коммунальных ресурсов осуществляется в составе платы за содержание общего имущества, то есть регулируется Правилами N 491.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного - процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании положений частей 1, 4.2, 5 статьи 20, части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10, статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановления Правительства Воронежской области от 09.09.2013 N 799 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание выдано полномочным должностным лицом и в пределах компетенции Государственной жилищной инспекции.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.3 ст.154 ЖК РФ).
В соответствии частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в Правила N 354 (п. 40), а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (п. 29), которые вступают в силу с 01.01.2017.
Согласно пункта 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С учетом разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, содержащихся в письме от 30 декабря 2016 года N 45099-АЧ/04, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
При этом расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации (как в рассматриваемом случае).
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Смысл изменений законодательства в части ограничения размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества нормативом потребления, заключается в защите прав потребителей и недопущении переложения исполнителем необоснованных потерь коммунальных ресурсов на потребителей.
При первоначальном включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.01.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 29 Правил N 491).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
Таким образом, с 01.01.2017 действует новый порядок оплаты энергоресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, в которых выбран и реализован способ управления управляющей организацией (ТСЖ, ЖК, ЖСК), согласно которому оплата указанных энергоресурсов осуществляется в составе платы за содержание общего имущества, то есть регулируется Правилами N 491.
Следовательно, решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть принято собственниками многоквартирного дома после 01.01.2017 только на основании пункта 29 Правил N 491.
В связи с этим решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 07.09.2013, принятое в порядке пункта 44 Правил N 354, не имеет правового значения, поскольку подобное решение может быть принято собственниками многоквартирного дома после 01.01.2017 только на основании пункта 29 Правил N 491.
Кроме того, в материалах дела имеется договор управления, согласно которому перечень работ и услуг, принятый к исполнению ООО "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" не только не превышает Минимальный перечень N 290, но и меньше его.
Доказательств принятия собственниками МКД N 141 по Ленинскому проспекту г. Воронежа после 01.01.2017 решения о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на основании пункта 29 Правил N 491 в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с судом области в том, что предписание ГЖИ Воронежской области N 04-31/129 от 12.04.2017 является законным, в связи с чем заявленные требования ООО "Управляющая компания Районная дирекция Единого заказчика ЖКХ Железнодорожного района" удовлетворению не подлежат.
Внесенными в предписание изменениями на управляющую компанию не возлагаются какие-либо дополнительные обязанности, ранее не предусмотренные предписанием N 04-31/129 от 12.04.2017 изменения носят корректирующий, технический характер и направлены на реализацию принципа исполнимости ненормативного акта государственного органа.
Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводами суда, но не опровергают их, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.04.2018 по делу N А14-6520/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.