г. Санкт-Петербург |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А21-12966/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Бургановой А.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14208/2018) ООО "ЖЭУ-23" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.04.2018 по делу N А21-12966/2017 (судья Сычевская С. Н.), принятое
по заявлению ООО "ЖЭУ-23"
к Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании предписания N ЖК-2/880/ЖСА от 27.11.2017
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-23" (далее -общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - министерство, административный орган) с заявлением о признании недействительным и отмене Предписания N ЖК-2/880/ЖСА от 27 ноября 2017.
Решением суда от 23 апреля 2018 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие у Министерства полномочий для выдачи спорного предписания, правомерность начисления обществом платы, рассчитанной исходя из количества фактически проживающих в квартире граждан, а также на неисполнимость предписания, просит решение отменить, заявление удовлетворить.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в министерство вх.N 9144 от 03.10.2017 из Прокуратуры Ленинградского района поступило обращение Романовской А.В., проживающей по адресу: г.Калининград, ул.Нарвская, дом 79 кв.47, по вопросу правомерности начисления платы за коммунальные услуги исходя из фактически проживающих граждан за период с января 2017 по ноябрь 2017 года.
На основании приказа от 03.11.2017 г. N 2649 с 07.11.2017 по 27.11.2017 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ЖЭУ-23".
По результатам проведенной министерством проверки, оформленной актом N ЖК-1/2649/ЖСА от 27.11.2017 г., 27.11.2017 ООО "ЖЭУ-23" выдано предписание по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
ООО "ЖЭУ-23" предписывалось: в срок до 30.12.2017 произвести перерасчет платы за коммунальные услуги за период с января 2014 года по ноябрь 2017 года по кв.47 д.79 по ул.Нарвской в г.Калининграде исходя из одного зарегистрированного человека.
В дальнейшем производить начисление платы за коммунальные услуги исходя из количества зарегистрированных лиц.
Министерство посчитало, что общество нарушило подп. "ж" п.4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, подп. "б" п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, п.42, п.56 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
05 апреля 2018 года Министерством вынесено Решение об изменении предписания ЖК-2/880/ЖСА, а именно, на основании ст.193 ЖК РФ, решено исключить из мероприятий, подлежащих исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений период с января 2014 года по август 2014 года
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
В части 1 статьи 20 ЖК РФ установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ).
Согласно Положению о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 19.10.2016 N 484, Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Взимание платы за оказание услуг по управлению многоквартирным домом непосредственно обусловлено оказанием этих услуг, в связи с чем разрешение вопроса об их надлежащей оплате, начислению такой платы подпадает под лицензионный контроль деятельности по управлению многоквартирным домом, предусмотренный жилищным законодательством.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при. их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее Правила N 354") при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги с учетом количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Согласно пункту 56 (1) Правил N 354 в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15.1 КоАП РФ (пункт 58 Правил N 354).
Как установлено материалами дела, ООО "ЖЭУ-23" осуществляет управление спорным многоквартирным домом и является исполнителем коммунальной услуги на основании пункта 2 Правил 354.
Из копии лицевого счета собственника жилья N 1256, усматривается, что в кв.47 д.79 по ул.Нарвской в г.Калининграде с 2012 года зарегистрирован один человек Романовская А.В.
В ходе проверки административным органом установлено, что общество производит начисления и предъявляет к оплате плату за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению по спорной квартире с декабря 2013 года в объеме, исчисленном в отсутствие индивидуальных приборов учета, из расчета на трех проживающих в квартире граждан. При этом количество фактически проживающих в квартире граждан определено обществом на основании акта от 26.12.2013, составленного мастером ООО "ЖЭУ-23" в присутствии трех жильцов, проживающих в квартире N 7, N 17, N 39.
Между тем, как правомерно отметил суд, вышеуказанный Акт собственнику квартиры не вручался, в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, не направлялся; протокол об административном правонарушении уполномоченными органами не составлялся.
Заявление собственника жилого помещения (квартиры N 47), предусмотренное подпунктом "б" пункта 57 Правил N 354, в адрес управляющей организации не поступало.
С учетом приведенного, суд первой инстанции правомерно заключил, что Акт от 26 декабря 2013 не является достаточным основанием для начисления платы за коммунальные услуги, исходя из указанного в нем количества проживающих граждан.
Поскольку Правилами N 354 установлен порядок фиксации лиц, временно проживающих в жилом помещении с целью начисления коммунальных расходов, наличие оснований для начисления платы должно быть подтверждено доказательствами, предусмотренными данным порядком.
Правила N 354 не содержат положений, которые позволяли бы управляющей организации самостоятельно устанавливать количество фактически проживающих временных жильцов путем составления акта.
Общество, являясь профессиональным участником отношений по управлению домами, должно было знать вышеуказанные требования жилищного законодательства и исполнять их.
Оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить Обществу. Оснований считать, что у Общества отсутствует реальная возможность исполнить предписание, у суда апелляционной инстанции отсутствуют, доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, не представлено.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Министерством надлежащему субъекту в пределах предоставленных полномочий при наличии к тому достаточных оснований и является исполнимым.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что обжалуемое предписание Министерства от 27 ноября 2017 года N ЖК-2/880/ЖСА является законным, обоснованным и исполнимым.
Из доводов Общества, материалов дела оснований для отмены решения суда не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.04.2018 по делу N А21-12966/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЖЭУ-23" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.