Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 октября 2018 г. N Ф05-15763/18 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А41-14035/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от АО КБ "Интерпромбанк" - Ткачук М.Е. по доверенности N 172/дп от 05.07.2018,
от Федерального агентства лесного хозяйства - представитель не явился, извещен,
от ТУ ФАУГИ МО - представитель не явился, извещен,
от Комитета лесного хозяйства МО - Степанова Ю.В. по доверенности N 27ДОВ-599 от 14.12.2017,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства МО на решение Арбитражного суда Московской области от 26 апреля 2018 года по делу N А41-14035/18, по иску АО КБ "Интерпромбанк" к Федеральному агентству лесного хозяйства, ТУ ФАУГИ МО о признании права собственности на земельный участок, третьи лица - Комитет лесного хозяйства МО, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО,
УСТАНОВИЛ:
АО КБ "Интерпромбанк" обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ТУ ФАУГИ МО, Федеральному агентству лесного хозяйства, в котором, с учетом принятых судом уточнений, просит суд:
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 569 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Осташевское, район д. Бражниково, в квартале 98, выдел 19 Волоколамского участкового лесничества, в границах участка с кадастровым номером 50:07:0070507:568, находящийся в указанных истцом координатах.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 апреля 2018 года по делу N А41-14035/18 требования АО КБ "Интерпромбанк" удовлетворены в части признания отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 569 кв. м, расположенный в границах квартала 98, выдела 19 Волоколамского участкового лесничества, имеющего пересечение с местоположением границ земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070507:568, в установленных координатах. В удовлетворении исковых требований, предъявляемых к ТУ ФАУГИ МО отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства МО обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель Комитета лесного хозяйства МО поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель АО КБ "Интерпромбанк" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Федерального агентства лесного хозяйства, ТУ ФАУГИ МО, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, банку на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:07:0070507:568, общей площадью 2 156 кв. м, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "под дачное строительство", местоположение: Московская область, Волоколамский район, с/пос. Осташевское, район д. Бражниково, о чем в ЕГРН 07.09.2017 года внесена соответствующая регистрационная запись за номером 50:07:0070507:568-50/007/2017-4 Истцу стало известно о том, что по сведениям имеющемся в лесоустроительной документации границы земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070507:568 пересекаются с землями лесного фонда, а именно с землями лесного фонда, расположенными в квартале 98, выдел 19 Волоколамского участкового лесничества, что подтверждается письмами Комитета лесного хозяйства Московской области, представленными в материалы дела.
Лесные участки, в силу закона отнесены к федеральной собственности.
Более того, право собственности Российской Федерации на лесные участки, расположенные в квартале 98, выдел 19 Волоколамского участкового лесничества зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем 10.04.2009 года в ЕГРН внесена соответствующая регистрационная запись за номером 50-50-98/009/2009-425, и указанные лесные участки являются составной частью лесного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:600.
При этом сведения о границах лесных участков, образующих квартал 98, выдел 19 Волоколамского участкового лесничества, а также о границах лесного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:600 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Полагая, что для возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок, который в соответствии со сведениями Комитета лесного хозяйства образует земли лесного фонда и пересекается с границами земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070507:568, не было правовых оснований, истец обратился с настоящим иском в суд.
Принимая оспариваемое решение, арбитражный суд Московской области обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества В силу положений части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п. 52 абз.4 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.10 г. N 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Из смысла пункта 52 указанного Постановления следует, что иск о признании зарегистрированного права отсутствующим, является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. При этом невозможность защиты должна быть обусловлена наличием государственной регистрации.
Обращаясь в суд с иском о признании отсутствующим зарегистрированного права ответчика, истец должен доказать, что запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает его право, которое не может быть защищено иным способом.
Так как право собственности Российской Федерации на лесные участки, которые пересекаются с земельным участком, принадлежащим на праве собственности истцу, препятствует возможности Банку распоряжаться земельным участком, истец обоснованно обратился в суд за защитой нарушенного права, избрав надлежащий способ защиты нарушенного права.
Факт наложения лесного участка, образующего квартал 98, выдел 19 Волоколамского участкового лесничества, на земельный участок с кадастровым номером 50:07:0070507:568, площадью наложения 569 кв. м, в координатах. Указанных в просительной части искового заявления, в ходе судебного разбирательства сторонами не оспаривался и подтверждается информацией, представленной в материалы дела Комитетом лесного хозяйства Московской области.
11.08.2017 года в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В силу положений части 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:07:0070507:568 возникло у первоначального собственника данного земельного участка 26.04.2012 года, что подтверждается копией дела правоустанавливающих документов, представленных в материалы дела, то есть до 01.01.2016 года.
Доказательств того, что спорный земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации, не представлено.
При таких обстоятельствах, спорный земельный участок, в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" не может быть отнесен к категории земель - "земли лесного фонда".
В связи с изложенным, суд первой инстанции обосновано удовлетворил требование истца о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Между тем, настоящие исковые требования, предъявлены истцом как ТУ ФАУГИ в Московской области, так и Федеральному агентству лесного хозяйства.
Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" предусмотрено, что защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 года N 1223 внесены изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с которыми именно Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
При этом пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Согласно пункту 5.2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, агентство осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству.
Следовательно, Федеральное агентство лесного хозяйства является уполномоченным органом, осуществляющим судебную защиту в области лесных отношений от имени Российской Федерации и полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе в отношении лесов, за исключением лесов, расположенных в особо охраняемой природной территории.
Истцом правомерно предъявлены требования к Федеральному агентству лесного хозяйства.
Исковые требования, предъявляемые к ТУ ФАУГИ в Московской области удовлетворению не подлежат.
Апелляционная жалоба Комитета не содержит оснований и доводов для отмены оспариваемого решения суда, поскольку сводится к описанию правового регулирования учета земель лесного фонда, и не содержит аргументов, свидетельствующих о наличии оснований для отнесения земельного участка к землям лесного фонда в случае, если имеется наложение границ таких земель на земли иных категорий.
Применение судом первой инстанции положений п.3 ст.14 ФЗ от 21.12.2004 N 172"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" является правомерным.
Апелляционная жалоба не содержит оснований, указывающих на невозможность применения указанной нормы закона при разрешении настоящего спора.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.04.2018 по делу N А41-14035/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14035/2018
Истец: АО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ИНТЕРПРОМБАНК"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Третье лицо: Комитет Лесного хозяйства Московской области, Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15763/18
10.04.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4915/19
01.02.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-14035/18
08.10.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15763/18
30.07.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9985/18
26.04.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-14035/18