Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 октября 2018 г. N Ф02-5028/18 настоящее постановление отменено
г. Чита |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А78-12412/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2018.
Полный текст постановления изготовлен 30.07.2018.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фалилеевой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" на решение арбитражного суда Забайкальского края от 5 апреля 2018 года по делу N А78-12412/2017 по иску акционерного общества "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225, 119160, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19) к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036, город Чита, улица Ленинградская,100), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, 119019, город Москва, улица Знаменка,19), третьи лица - Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180303, ИНН 7704307993, 672027, Россия, г. Чита, Забайкальский край, ул. Смоленская, д. 41), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, 105005, Россия, г.Москва, ул.Спартаковская, д.2Б) о взыскании 927078,70 руб.,
(суд первой инстанции: Шеретеко Н.Ю.),
при участии в судебном заседании:
от истца: Кишпан Т.В. - представитель по доверенности от 09.01.2018.
от ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО": Махмудова В.Н., - представитель по доверенности от 22.12.2016.
от ответчика Министерство обороны РФ: Махмудова В.Н., - представитель по доверенности от 08.12.2016.
установил:
Акционерное общество "Оборонэнерго" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации неосновательного обогащения в сумме 927078 руб. 70 коп. - стоимости установленных приборов учета электроэнергии и услуг по их установке в многоквартирных домах.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением арбитражного суда Забайкальского края от 5 апреля 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
АО "Оборонэнерго", не согласившись с решением суда, как необоснованным вследствие нарушения материальных норм права, в апелляционной жалобе просит отменить обжалуемый судебный акт. Указывает, что принадлежность имущества подтверждена материалами дела, собственником - МО РФ заключен государственный контракт на обслуживание спорных объектов, приложения к указанному госконтракту подписаны балансодержателями по соответствующим округам, в частности по Республике Бурятия, Забайкальскому краю, Иркутской области согласованы начальником ФГКУ "СибТУИО". Кроме этого, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации как балансодержателем подписаны акты разграничения балансовой принадлежности. Считает факт принадлежности спорных объектов ответчикам доказанным. Полагает, что управляющая организация является надлежащим ответчиком только при множественности лиц на стороне собственника жилых помещений, в рассматриваемом же споре собственником всех помещений в многоквартирных жилых домах является только ответчик.
Ответчики представили письменные отзывы на апелляционную жалобу.
Представители истца, ответчиков в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, отзывов, соответственно.
Третьи лица представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в обоснование иска указаны следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктами 5 и 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 г. и ст. 158 Жилищного кодекса РФ, в обязанность собственников жилых (нежилых) помещений входит оснащение принадлежащих им домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также оплата за их установку.
Поскольку, в установленный законом срок до 01.07.2012 ответчиками не установлены ОДПУ, на основании ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" АО "Оборонэнерго" как сетевая организация произвело установку измерительных комплексов учета электрической энергии по адресам: Забайкальский край, г. Нерчинск, военный городок N 57, ДОС: N16, 17, 18, 19; п. Домна, военный городок N 38, ДОС N 18 и с. Гонгота, военный городок 251, ДОС N 5 (2-3 подъезд); г. Чита, ул. Летная, 26, общежитие; г.Чита, ул. Гаюсана, 36, общежитие; Забайкальский край, Ононский район, с. Буйлэсан, военный городок N 30, ДОС N 12, 13; Забайкальский край, Улетовский район, с. Танга, военный городок 233, ДОС N 114 12, 13; Забайкальский край, п. Горный, ул. Гагарина, 185, Общежитие N 185; Забайкальский край, Могойтуйский район, с. Цугол, ДОС N 311, 312; Могойтуйский район, с. Ага, военный городок N40, ДОС N 4, 17, 29; Забайкальский край, п. Мангут, ДОС N 2, 3; Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ст. Дивизионная, военный городок N 1, дом N 283; Иркутская область, г. Иркутск, мкр. Зеленый, дом 5А блок N 1, дом 5А блок 3, дом 4А; и в нежилом помещении по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Чистые Ключи, военный городок N 2, здание мастерской.
Выполнение работ по установке общедомовых приборов учета подтверждается актами проверки (замены) расчетных приборов учета N ЗБК-38/502 от 01.09.2016 г., N 300,322,323 от 21.10.2016 г., N 2183-2185 от 12.10.2016 г., N 44344, 4445 от 27.10.2016 г., N 4440 от 26.10.2016 г., N 9876, 9879 от 08.12.2016 г, N ЗБК-75/6260, N ЗБК-75/6261 от 21.12.2016 г., N ЗБК-75/3890-3892 от 06.12.2016 г., N 3931 от 01.02.2017 г., N ЗБК75/6014,6015 от 09.02.2017 г., N ЗБК-75/6016,6017 от 13.02.2017 г., N ЗБК-38-550 от 10.11.2016 г., N ЗБК-38-728, N ЗБК-38-729 от 27.02.2017 г., N 9151 от 9152 от 17.03.2017 г., калькуляциями стоимости работ по установке приборов учета.
Обращаясь с иском в суд, истец указывает, что стоимость установленных приборов учета электроэнергии и услуг по их установке в размере 927 078,70 руб. является неосновательным обогащением и подлежит взысканию с ФГКУ "СибТУИО" как балансодержателя объектов на основании ст.1102 Гражданского кодекса РФ.
При недостаточности денежных средств у основного должника Министерство обороны РФ несет субсидиарную ответственность согласно ст.123.22, п.1 ст.399 ГК РФ.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемый судебный акт, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, посчитав, что надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации в сумме 891 653,68 руб. на установку общедомового прибора учета многоквартирным домам является управляющая компания, как организация, специально нанятая собственником для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом. Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания 35 425,02 рублей за установку прибора учета в мастерской N 68 по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, пос.Чистые Ключи, в/г 2., суд первой инстанции исходил из недоказанности факта принадлежности на праве собственности ответчику данного нежилого помещения.
Проверив обоснованность сделанных судом выводов, апелляционная инстанция приходит к следующему.
В соответствии со ст. 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Из материалов дела следует, что жилой фонд и нежилые помещения по адресам: Забайкальский край, г. Нерчинск, военный городок N 57, ДОС: N16, 17, 18, 19; п. Домна, военный городок N 38, ДОС N 18 и с. Гонгота, военный городок 251, ДОС N 5 (2-3 подъезд); г. Чита, ул. Летная, 26, общежитие; г.Чита, ул. Гаюсана, 36, общежитие; Забайкальский край, Ононский район, с. Буйлэсан, военный городок N 30, ДОС N 12, 13; Забайкальский край, Улетовский район, с. Танга, военный городок 233, ДОС N 114 12, 13; Забайкальский край, п. Горный, ул. Гагарина, 185, Общежитие N 185; Забайкальский край, Могойтуйский район, с. Цугол, ДОС N 311, 312; Могойтуйский район, с. Ага, военный городок N40, ДОС N 4, 17, 29; Забайкальский край, п. Мангут, ДОС N 2, 3; Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ст. Дивизионная, военный городок N 1, дом N 283; Иркутская область, г. Иркутск, мкр. Зеленый, дом 5А блок N 1, дом 5А блок 3, дом 4А; и в нежилом помещении по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Чистые Ключи, военный городок N 2, здание мастерской, находятся в собственности Министерства Обороны Российской Федерации.
Согласно представленным АО "Оборонэнерго" сведениям от 31.03.2016 г. жилой фонд Министерства обороны РФ на территории Забайкальского края, Республике Бурятия и Иркутской области находится на учете ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", пунктом 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае установка коллективных (общедомовых) приборов учета направлена на увеличение объема имущества, относящегося к категории общего имущества собственников.
При этом согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В силу изложенного, именно на ответчике -ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации лежит обязанность оплатить установленные в принадлежащем ему жилищном фонде общедомовые приборы учета.
То обстоятельство, что 26.09.2017 г. между Министерством обороны РФ и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации заключен договор N 3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, с возложением на последнего обязанности по организации управления многоквартирными домами в рассматриваемом случае не возлагает на управляющую организацию обязательства по оплате расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета, только в силу того, что на стороне собственника помещений в многоквартирном жилом доме выступает с долей 100 % - Министерство обороны РФ.
Требование о взыскании с ответчика расходов 35 425,02 руб. за установку прибора учета электроэнергии в нежилом помещении- мастерская N 68 по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, пос.Чистые Ключи, в/г 2 также подлежит удовлетворению, поскольку на дату установки (01.09.2016 акт N ЗБК-38/502) прибора учета в названном помещении, оно находилось в оперативном управлении ответчика, передано новому владельцу по передаточному акту от 22.09.2016 г. N 1.
Проанализировав обстоятельства дела и оценив в порядке статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Поскольку ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации претензию истца об уплате долга не удовлетворило, истец правомерно заявил в субсидиарном порядке требование к Министерству обороны Российской Федерации, основанное на положениях статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 1, 2, подпункта 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082.
Учреждение является казенным учреждением, Российская Федерация в лице Министерства - собственником имущества и оно несет субсидиарную ответственность при недостаточности денежных средств у учреждения.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Забайкальского края от 5 апреля 2018 года подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
Понесенные сторонами судебные расходы подлежат распределению в порядке, предусмотренном статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 5 апреля 2018 года по делу N А78-12412/2017 отменить, принять новый судебный акт.
Иск удовлетворить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации в пользу акционерного общества "Оборонэнерго" 927 078 рублей 70 копеек долга, 24 542 рубля судебных расходов по оплате государственной пошлины, всего 951 620 рублей 70 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.