г. Пермь |
|
01 августа 2018 г. |
Дело N А60-15753/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуляковой Г.Н.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу
ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области"
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 18 мая 2018 года,
принятое судьей Ваниным П.Б. в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-15753/2018
по иску ФГУП "Уральский электромеханический завод" (ИНН 6608004641, ОГРН 1026604973120)
к ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" (ИНН 6661014490, ОГРН 1036603981006)
о взыскании 39 458,70 руб.,
установил:
ФГУП "Уральский электромеханический завод" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" (далее - ответчик, комиссариат) о взыскании 39 458,70 руб. компенсационных выплат по заработной плате за время нахождения работника на военных сборах за период с 26.06.2017 по 29.07.2017.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2018, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскан долг в размере 39 458,70 руб., а также расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в иске отказать. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, суд неверно оценил обстоятельства дела. В материалах дела отсутствуют доказательства вызова на военные сборы Уклейкина Д.В. Более того, судом не оценены обстоятельства отказа комиссариата в выплате. Между тем, Уклейкин Д.В. является работающим студентом очного отделения, следовательно, денежная компенсация не предусмотрена действующим законодательством РФ.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Уклейкин Д.В. является работником ФГУП "Уральский электромеханический завод" на основании трудового договора от 20.08.2015 N 190 по специальности регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Согласно пункту 2 данного договора договор заключен на неопределенный срок.
Приказом от 04.07.2017 N 4325 ЛС Уклейкин Д.В. освобожден от работы на время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы с 26.06.2017 по 29.07.2017.
В связи с нахождением Уклейкина Д.В. на военных сборах в адрес комиссариата предприятием направлено письмо от 25.10.2017 N 196-34-20-5822 с пакетом документов, в том числе счет на оплату от 30.06.2017 N 240 на сумму 7 861 руб. и от 31.07.2017 N 371 на сумму 31 597,70 руб. Выплата среднего заработка работнику, проходившему военные сборы, подтверждена расчетами средней заработной платы и сумм к начислению за июнь 2017 и июль 2017, а также справками от 11.09.2017.
Письмом от 31.10.2017 N 13/6559 Военный комиссариат Свердловской области возвратил указанные счета без оплаты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования о взыскании долга обоснованными и по праву, и по размеру, удовлетворил иск.
Ответчик по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивает на том, что решение подлежит отмене.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.
Граждане мужского пола, обучающиеся на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях.
Указанные учебные сборы (стажировки) приравниваются к военным сборам (пункт 5 статьи 20, статья 54 Закона N 53-ФЗ).
При этом на граждан, направленных на учебные сборы, распространяются права и обязанности призванных на военные сборы граждан РФ, пребывающих в запасе (пункт 33 Положения об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, пункт 36 Положения о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2008 N 152 "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования" (далее Положение N 152).
Следовательно, в силу вышеизложенного прохождение учебных сборов в связи с обучением работника на военной кафедре высшего учебного заведения относится к военным сборам.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
В силу подпункта "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Положение N 333), финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы, среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Согласно пункту 35 Положения от 06.03.2008 N 152 обеспечение учебных сборов производится в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации для военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, и осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели указанному Министерству в федеральном бюджете, за исключением выплаты стипендий гражданам, обучающимся по программе военной подготовки, а также оплаты командировочных расходов профессорско-преподавательскому составу военных кафедр при направлении в служебные командировки, связанные с организацией и проведением учебных сборов.
Осуществление указанных расходов производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
Как следует из содержания пункта 2 Правил N 704, компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, причем компенсация данных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 8 Положения N 333 установлено, что на военные комиссариаты возлагаются функции по компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов.
Как следует из представленной в материалы дела справки военной кафедры УрФУ им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина от 31.05.2017 N 23-06-14 работник истца нахождения Уклейкин Д.В. в период с 26.06.2017 по 29.07.2017 находился на учебных сборах.
При этом доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии доказательств участия Уклейкина Д.В. в военных сборах в связи с непредставлением документов, подтверждающих вызов и направление его на сборы в войска ЦВО военным комиссариатом, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Из представленной справки следует, что Уклейкин Д.В. привлекался на учебный сбор в соответствии с Указаниями статс-секретаря - заместителя Министра обороны РФ от 14.04.2016 N 173/2/9366, приказом Командующего войсками ЦВО от 14.12.2016 N 672, учебно-производственным графиком УрФУ на 2016-2017 учебный год, что соответствует требованиям как Положения N 152, так и Правил N 704.
При установленных обстоятельствах, не опровергнутых ответчиком, учитывая указанные выше правовые нормы, доказанность факта нахождения работника истца на военных сборах в период с 26.06.2017 по 29.07.2017, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у ответчика отсутствуют правовые основания для невыплаты компенсации расходов, связанных с выплатой работнику заработной платы в период его нахождения на военных (учебных) сборах.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
В связи с изложенным решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
Взыскание с ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2018 года по делу N А60-15753/2018, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-15753/2018
Истец: ФГУП "УРАЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"