город Воронеж |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А08-1622/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щербатых Е.Ю.,
без вызова сторон, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.12.2017 N 45-ФЗ), пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гвоздева Юрия Ивановича (ИНН 312806780202, ОГРН 312312820800013) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 13.04.2018 (судья Назина Ю.И.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению акционерного общества "Белгородский земельный фонд" (ИНН 3123114290, ОГРН 1053107000836) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гвоздеву Юрию Ивановичу (ИНН 312806780202, ОГРН 312312820800013) о взыскании 191 853 руб. 43 коп.,
третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Белгородский земельный фонд" (далее - АО "Белгородский земельный фонд", истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гвоздеву Юрию Ивановичу (далее - ИП глава К(Ф)Х Гвоздев Ю.И., ответчик) о взыскании 191 853 руб. 43 коп., в том числе 189 280 руб. задолженности по договору аренды части земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Белгородской области N СТ-35ДУ от 16.05.2014 и 2 573 руб. 43 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.12.2017 по 02.02.2018.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 13.04.2018 исковые требования АО "Белгородский земельный фонд" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП глава К(Ф)Х Гвоздев Ю.И. обратился в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Белгородской области от 13.04.2018, в связи с чем просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
АО "Белгородский земельный фонд" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Из материалов дела следует, что АО "Белгородский земельный фонд" в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 10.02.2006 N 36-пп "О порядке управления и распоряжения земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области" является уполномоченной организацией по управлению и распоряжению земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области.
Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области и ОАО "Белгородский земельный фонд" 22.04.2010 заключен договор поручения, в соответствии с пунктом 1.1 которого Департамент поручает, а Фонд принимает на себя обязанности по совершению организационно - технических и юридических действий в отношении принадлежащих Белгородской области земельных долей на праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в отношении земельных участков, указанных в договоре поручения.
Земельные участки, указанные в договоре поручения, переданы Департаментом Фонду по акту приема - передачи от 22.04.2010 с указанием на полное выполнение сторонами всех обязательств по передаче данных земельных участков.
Согласно выписке из ЕГРН Белгородской области принадлежит земельный участок с кадастровым номером 31:05:000000:256 (единое землепользование), предназначенный для сельскохозяйственного производства, местонахождение земельного участка: Белгородская область, Старооскольский район, Городищенская сельская территория, в границах бывшего СПК "Городищенский", площадью 212,46 га, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером 31:05:1605001:25 площадью 67,6 га.
16.05.2014 на основании указанного договора поручения между собственником земельных участков- Белгородской областью, от имени и в интересах которой действует АО "Белгородский земельный фонд" (арендодателем), и индивидуальным предпринимателем главой К(Ф)Х Гвоздевым Ю.И. (арендатором) заключен договор аренды части земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Белгородской области N СТ-35ДУ, согласно пункту 1 которому арендодатель передал, а арендатор принял во временное владение и пользование (аренду), часть (части) земельного участка с кадастровым номером 31:05:000000:256, а именно: земельный участок с кадастровым номером 31:05:1605001:25.
Договор заключен сроком на 5 лет с 16.05.2014 по 15.05.2019 (пункт 1.7 договора).
Сумма арендной платы в году использования участка составляет 47 320 руб. 00 коп. из расчета 700 руб. за 1 га сельскохозяйственных угодий (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.2 договора арендная плата вносится арендатором единовременным платежом не позднее 01 декабря отчетного периода.
Арендная плата пересматривается арендодателем ежегодно по состоянию на 1 октября.
Факт передачи земельного участка в аренду подтверждается разделом 5 договора.
19.10.2015 между истцом и ответчиком заключено соглашение к договору аренды от 16.05.2014 года N СТ-35ДУ, которым внесены изменения в пункт 2.1 договора: сумма арендной платы по договору, подлежащая оплате в 2015 году, составит 54 080 руб., из расчета 800 руб. за 1 га пашни с последующими изменениями.
Арендная плата для целей применения в следующем году пересматривается арендодателем ежегодно по состоянию на 1 ноября текущего года.
Арендная плата вносится арендатором единовременным платежом не позднее 1 декабря года использования (пункт 2.4).
12.01.2016 года истцом ответчику направлено уведомление N 12 об утверждении ставки арендной платы за пользование землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в собственности Белгородской области, согласно которому с 01.01.2016 арендная плата за пользование 1 га переданных в аренду сельскохозяйственных угодий составляет 2 800 руб.
01.09.2016 в адрес ответчика направлено уведомление N 728 о размере арендной платы, подлежащей внесению в бюджет Белгородской области, а также расчет арендной платы, подлежащей уплате в 2016 году.
26.04.2017 истцом в адрес ответчика было направлено уведомление о ставках и размере арендной платы, подлежащей внесению в бюджет Белгородской области, за пользование землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной собственности Белгородской области от 23.03.2017 N 276, пунктом 1 которого с 01.01.2017 установлена арендная плата за пользование 1 га переданных в аренду сельскохозяйственных угодий в размере 2 800 руб.
Ответчик свои обязательства по внесению арендной платы не исполнил, задолженность не оплатил, в результате чего у ответчика образовалась задолженность по арендным платежам за 2017 год в размере 189 280 руб.
В адрес главы КФХ Гвоздева Ю.И. направлено письмо от 06.12.2017 N 1317 с просьбой погасить имеющуюся задолженность по выплате арендной платы.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате арендной платы по договору аренды явилось основанием для обращения АО "Белгородский земельный фонд" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
На основании пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) в установленные договором сроки в согласованной сумме.
Как указано выше, порядок управления и распоряжения земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области, урегулирован постановлением Правительства области от 10.02.2006 N 36-пп.
Расчет арендной платы за пользование землями сельскохозяйственного назначения производится в соответствии с указанным Порядком управления.
В силу пунктов 1, 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Как установлено судом, спорный договор аренды земельного участка заключен после вступления в силу ЗК РФ, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Согласно действующей с 01.03.2015 статье 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 3 статьи 39.7 ЗК РФ).
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, а новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В пунктах 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу ЗК РФ, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
По настоящему делу договор аренды земельного участка заключен после вступления в силу ЗК РФ, а потому арендная плата, подлежащая уплате Белгородской области, по договорам является регулируемой.
Поскольку арендуемые ответчиком земельные участки относятся к земельным участкам, находящимся в государственной собственности Белгородской области, арендная плата за использование таких участков определяется в порядке, установленном Правительством Белгородской области.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на Постановление Правительства Белгородской области N 422-пп от 23.11.2015, которым установлено, что размер арендной платы за пользование земельными участками определяется в размере рыночной стоимости арендной платы за 1 гектар земель сельскохозяйственного назначения по Белгородской области с установленным видом разрешенного использования "сельскохозяйственное использование", определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и утвержденной распорядительным документом Правительства области, опубликованным в источнике официального опубликования нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Белгородской области N 676-рп от 29.12.2015 утверждены результаты оценки рыночной стоимости арендной платы за 1 га земель сельскохозяйственного назначения по Белгородской области с установленным видом разрешенного использования "сельскохозяйственное использование", определенные в соответствии с законодательством об оценочной деятельности по состоянию на 01.11.2015.
Согласно утвержденным результатам, рыночная стоимость арендной платы за 1 га земель сельскохозяйственного назначения составила 2 800 руб.
Постановление Правительства области от 10.02.2006 N 36-пп, Распоряжение Правительства области от 29.12.2015 N 676-рп, результаты оценки рыночной стоимости арендной платы за 1 га земель сельхозназначения в установленном порядке не оспорены и являются действующими. Поэтому ответчик должен вносить арендную плату в порядке и в размерах, установленных Правительством Белгородской области.
Судом установлено, что внесение изменений в договоры аренды путем заключения дополнительных соглашений относительно порядка уплаты и размеров арендной платы не противоречит действующему законодательству, в частности Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
В силу изложенного арбитражный суд области обоснованно пришел к выводу о том, что у ответчика образовалась задолженность по внесению арендных платежей в размере 189 280 руб. по договору аренды части земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Белгородской области от 16.05.2014 N СТ-35ДУ.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика основного долга по договору аренды в размере 189 280 руб.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что к спорным правоотношениям подлежат применению Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, а именно пункт 3, согласно которому в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,6 процента в отношении земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства.
Между тем, Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, применяются к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Данный правовой подход определен Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015.
По названным основаниям подлежит отклонению довод о противоречии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ федеральным законам по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения.
Удовлетворяя требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 573 руб. 43 коп., суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 395 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Пунктом 2.2 договора аренды части земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Белгородской области от 16.05.2014 N СТ-35ДУ в редакции Соглашения от 19.10.2015 установлено, что арендная плата вносится арендатором единовременным платежом не позднее 01 декабря года использования.
Согласно расчету истца проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 02.12.2017 по 02.02.2018 составляют 2 573 руб. 43 коп.
Представленный истцом расчет проверен и признан верным. Ответчик контррасчет не представил.
По мнению апелляционной инстанции, изложенные в апелляционной жалобе доводы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку обоснованности и законности судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Белгородской области от 13.04.2018 является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 13.04.2018 по делу N А08-1622/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гвоздева Юрия Ивановича (ИНН 312806780202, ОГРН 312312820800013) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Ю.Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-1622/2018
Истец: АО "Белгородский земельный фонд"
Ответчик: Гвоздев Юрий Иванович
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области