Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 ноября 2018 г. N Ф10-4946/18 настоящее постановление изменено
г. Воронеж |
|
27 июля 2018 г. |
Дело N А35-8140/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Березкиным А.Е.,
при участии:
от акционерного общества Инжиниринговая компания "АСЭ": Шанов А.А., представитель по доверенности N 40/325/2017-ДОВ от 14.12.2017;
от Комитета по тарифам и ценам Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "ГидроПромСтрой": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества Инжиниринговая компания "АСЭ" на решение Арбитражного суда Курской области от 10.04.2018 по делу N А35-8140/2017 (судья Морозова М.Н.) по заявлению акционерного общества Инжиниринговая компания "АСЭ" к Комитету по тарифам и ценам Курской области о признании незаконным приказа N 205 от 05.07.2017; о признании акта проверки N03-05/1 от 01.08.2017 незаконным, третье лицо: ООО "ГидроПромСтрой",
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество Инжиниринговая компания "АСЭ" (далее - Заявитель, АО ИК "АСЭ") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения) к Комитету по тарифам и ценам Курской области о признании незаконным приказа N 205 "О проведении внеплановой документарной проверки Акционерного общества Инжиниринговая компания "АСЭ" в связи с обращением общества с ограниченной ответственностью "ГидроПромСтрой" от 05.07.2017; о признании акта проверки N03-05/1 от 01.08.2017 незаконным.
Дело рассматривалось при участии третьего лица ООО "ГидроПромСтрой".
Решением Арбитражного суда Курской области от 10.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО ИК "АСЭ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
АО ИК "АСЭ" указывает, что не имелось оснований для проведения проверки, а именно объективных данных указывающих на совершение правонарушения в подконтрольной Комитету сфере. Считает поэтому приказ о проведении проверки и акт проверки N 03-05/1 от 01.08.2017 незаконными.
Представитель акционерного общества Инжиниринговая компания "АСЭ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение полностью, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание Комитет по тарифам и ценам Курской области, ООО "ГидроПромСтрой" явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Акционерное общество Инжиниринговая компания "АСЭ" (ранее - АО "Нижегородская Инжиниринговая компания "АтомЭнергоПроект"), зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1075260029240, ИНН 5260214123.
Между ООО "ГидроПромСтрой" (субподрядчик) и АО ИК "АСЭ" (генподрядчик) заключены договоры субподряда от 02.06.2014 N 40/87/60-14 и от 23.06.2014 N 40/87/71-14.
В адрес Комитета по тарифам и ценам Курской области поступило заявление от ООО "ГидроПромСтрой" о нарушении установленного законодательством порядка ценообразования и применения тарифов АО Инжиниринговая компания "АСЭ" на услуги по передаче электрической энергии с учетом затрат на техническое обслуживание и содержание электрооборудования и инженерных сетей в размере 5,07 руб./кВт час (с НДС 18%).
На основании указанного заявления от 22.06.2017 N 482/2206/1, поступившего от ООО "ГидроПромСтрой", приказа о проведении внеплановой документарной проверки Акционерного общества Инжиниринговая компания "АСЭ" от 05.04.2017 N 205 Комитетом была проведена внеплановая документарная проверка.
По итогам проведенной проверки Комитетом установлено следующее.
В соответствии с пунктом 4.3.1 договоров субподряда от 02.06.2014 N 40/87/60-14 и от 23.06.2014 N 40/87/71-14 на выполнение работ подготовительного периода сооружения Курской АЭС-2 (энергоблоки N 1, N 2), субподрядчик (ООО "ГидроПромСтрой) обязан возмещать генподрядчику (АО ИК "АСЭ") его фактические затраты в расчетном периоде на обеспечение субподрядчика электроэнергией.
Дополнительными соглашениями от 17.10.2014 N 40/87/71-14/2 и N 40/87/60-14/2 пункт 4.3.1 договоров субподряда был изложен в новой редакции и дополнен следующим абзацем: "Стоимость расходов по передаче электроэнергии определяется действующими тарифами с учетом расходов на техническое обслуживание и содержание электрооборудования и инженерных сетей и составляет - 5,07 руб./кВт.ч., в т.ч. НДС 18%". Согласно расчету стоимости услуг по обеспечению энергоресурсами, утвержденного директором по строительству Курской АЭС-2 итоговая стоимость электроэнергии включает затраты на содержание ОГЭ (отдел главного энергетика), такие как фонд оплаты труда, услуги производственного характера, материальные затраты, амортизация, прочие и накладные расходы.
АО ИК "АСЭ" с ноября 2014 года по декабрь 2016 года ООО "ГидроПромСтрой" были выставлены счета-фактуры на возмещение расходов по передаче электроэнергии с учетом расходов на техническое обслуживание, содержание электрооборудования и инженерных сетей.
АО ИК "АСЕ" не обращалось за установлением тарифов на услуги по передаче электрической энергии в комитет по тарифам и ценам Курской области.
По результатам проведенной проверки, Комитетом в действиях АО ИК "АСЭ" по взиманию платы за услуги по передаче электрической энергии с ООО "ГидроПромСтрой" были выявлены признаки нарушения собственником или иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2004 N 861, (п. 6), ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам проверки Комитетом составлен акт проверки N 03-05/1 от 01.08.2017, в котором отражены все выявленные в ходе проверки нарушения со стороны Общества.
Материалы проверки, проведенной в отношении Общества были направлены Комитетом в установленном порядке в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области письмом от 09.08.2017 N 07.1-03-01/1770.
Считая незаконным приказ N 205 "О проведении внеплановой документарной проверки Акционерного общества Инжиниринговая компания "АСЭ" в связи с обращением общества с ограниченной ответственностью "ГидроПромСтрой" от 05.07.2017; и как следствие незаконным акт проверки N 03-05/1 от 01.08.2017, АО ИК "АСЭ" обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в том числе являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции верно руководствовался положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к основным принципам осуществления государственного контроля (надзора) отнесено проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора).
В силу п. 2 ч. 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.
Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля, в котором, в частности, указываются: цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами (ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Учитывая п. 3, 4 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, п. 2,4,5,6,8,9,11,12 Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) комитетом по тарифам и ценам Курской области, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 31.12.2013 N 1061-па, пп. 1 п. 14 Положения о комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 21.04.2016 г. N 230-па, суд верно указал, что Комитет в соответствии с действующим законодательством осуществляет контроль и региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цеп (тарифов), регулируемых комитетом, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые комитетом цепы (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков.
Следовательно, предметом проверки при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в рамках предоставленных комитету полномочий является в сферах деятельности субъектов естественных монополий - соблюдение субъектом естественной монополии в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, в том числе, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности.
В силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, к полномочиям Комитета отнесено проведение проверки выполнения требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности.
В рассматриваемом случае, основанием для вынесения приказа и проведения проверки явилось заявление ООО "ГидроПромСтрой" о нарушении установленного законодательством порядка ценообразования и применения тарифов АО Инжиниринговая компания "АСЭ" на расходы по передаче электрической энергии с учетом затрат на техническое обслуживание и содержание электрооборудования и инженерных сетей.
Исходя из совокупности изложенных выше норм, арбитражный суд пришел к верному выводу, что вынесенный Комитетом по тарифам и ценам Курской области на основании заявления ООО "ГидроПромСтрой" N 205 приказ от 05.07.2017, вынесен уполномоченным должностным лицом - председателем Комитета по тарифам и ценам Курской области А.В. Карнаушко, в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий.
Период проведения внеплановой документарной проверки определен Комитетом с 05.07.2017 по 01.08.2017. Срок проведения проверки 20 рабочих дней.
Цели, задачи, предмет проверки, проводимой согласно приказу комитета от 05.07.2017 N 205, указаны соответственно в пп. 5, 6, 7 оспариваемого приказа соответствуют пункту 3 статьи 29.2 Федерального закона от 26.06.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", определяющему, что предметом проверки является соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике.
Таким образом, внеплановая документарная проверка в отношении Общества проведена административным органом, согласно норм действующего законодательства, должностными лицами, уполномоченными на проведение соответствующих проверок, на законным основаниях.
На основании изложенного арбитражный суд сделал верный вывод о законности приказа N 205 "О проведении внеплановой документарной проверки Акционерного общества Инжиниринговая компания "АСЭ" в связи с обращением общества с ограниченной ответственностью "ГидроПромСтрой" от 05.07.2017.
Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителем не представлено, судом не усматривается.
Акт проверки N 03-05/1 от 01.08.2017 содержит выявленные Комитетом факты, касающиеся обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов), подписан всеми должностными лицами, проводившими проверку.
Представитель Общества (директор) ознакомлен с актом проведенной внеплановой документарной проверки, копию акта со всеми приложениями получил.
Возражений на акт проверки от Общества не поступало, доказательств обратного в материалы настоящего дела не представлено.
Довод Заявителя в обоснование требования о том, что акт проверки N 03-05/1 от 01.08.2017 является незаконным, поскольку вынесен на основании незаконного, по мнению Общества, Приказа, не принимается арбитражным судом, поскольку необоснован, документально не подтвержден.
Приказом на заявителя не возложено чрезмерных обязанностей, затрудняющих осуществление хозяйственной деятельности.
При таких обстоятельствах требования заявителя не подлежали удовлетворению.
Иные доводы и выводы суда не относятся к предмету спора.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя и им уплачены.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 10.04.2018 по делу N А35-8140/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.