г. Хабаровск |
|
03 августа 2018 г. |
Дело N А04-1665/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от АО "Региональный навигационно-информационный центр по Амурской области" - Мельников Е.В., директор, Смоляк А.С., представитель по доверенности от 13.03.2018 N 37;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области - Никулин Д.В., представитель по доверенности от 29.12.2017;
от третьего лица: ООО "Системы мониторинга" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Региональный навигационно-информационный центр по Амурской области" на решение от 08.05.2018 по делу N А04-1665/2018 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Белоусовой Ю.К.
по заявлению акционерного общества "Региональный навигационно-информационный центр по Амурской области"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
об оспаривании ненормативного правового акта и предписания
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Системы мониторинга"
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Региональный навигационно-информационный центр по Амурской области" (ОГРН 1122801012828, ИНН 2801180454, далее - АО "РНИЦ") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН 1022800528233, ИНН 2801031325, далее - УФАС России по Амурской области, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 22.02.2018 и выданного на его основании предписания от 22.02.2018 N 1 по делу N А-14.8/43 2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Системы мониторинга" (ОГРН 1072801000546, ИНН 2801118801).
Решением суда от 08.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, АО "РНИЦ" обратилось с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены имеющие значение для дела обстоятельства. По мнению заявителя, при вынесении оспариваемого решения Управление превысило свои полномочия, вмешавшись в спор, возникший между двумя хозяйствующими субъектами. Считает, что услуги по ретрансляции мониторинговых данных не являются конкурентными, взимание платы с локальных операторов за ретрансляцию мониторинговых данных соответствует гражданскому законодательству.
В судебном заседании представители АО "РНИЦ" поддержали доводы жалобы. Представитель антимонопольного органа просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
ООО "Системы мониторинга" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, предлагает жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в антимонопольный орган поступило заявление ООО "Системы мониторинга" на действия АО "Региональный навигационно-информационный центр Амурской области" относительно возможного нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации путём установления платы за услуги по организации информационного обмена между программными комплексами, а также платы за приём ретранслируемых мониторинговых данных.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Системы мониторинга" УФАС России по Амурской области пришло к выводу о наличии в действиях АО "РНИЦ" признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, 22.02.2018 принято решение и выдано предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство в срок до 12.03.2018.
Полагая, что вынесенные решение и предписание не соответствует закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, АО "РНИЦ" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции не установил предусмотренных статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оснований для признания недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей АО "РНИЦ" и антимонопольного органа, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
Глава 2.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень форм недобросовестной конкуренции.
В силу статьи 14.8 Закона N 135-ФЗ не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 14.02.2009 N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" (далее - Закон N 22-ФЗ) разграничивает навигационную деятельность, под которой понимается деятельность, связанная с определением и использованием координатно-временных параметров объектов, от услуг в сфере навигационной деятельности, то есть деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в средствах навигации и их эксплуатации, а также в навигационной информации (пункты 1 и 4 статьи 2), и относит к субъектам правовых отношений в сфере навигационной деятельности органы государственной власти, органы местного самоуправления, физических и юридических лиц, обеспечивающих создание и функционирование средств навигации и объектов навигационной деятельности, а также физических и юридических лиц, оказывающих и получающих услуги в сфере навигационной деятельности в соответствии с гражданским законодательством (статья 3).
Постановлением Правительства Амурской области от 11.03.2013 N 78 утверждено Положение о региональной навигационно-информационной системе Амурской области (Положение о РНИС).
Согласно пункту 2.1 Положения о РНИС, региональная навигационно-информационная система (далее - РНИС) предназначена для обеспечения безопасности перевозок, повышения качества и обеспечения контроля качества транспортных услуг, автоматизации процессов планирования, мониторинга, диспетчеризации и управления транспортом различного функционального назначения на территории Амурской области, информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти Амурской области и подведомственных им организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области и подведомственных им организаций, транспортных предприятий, находящихся на территории Амурской области, в части принятия решений по управлению транспортным комплексом, информационного обеспечения автоматизированного центра контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в части мониторинга перевозок пассажиров и опасных грузов, иных федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и (или) подведомственных им организаций посредством использования современных информационно-телекоммуникационных технологий и технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС на основе типовых унифицированных технических решений.
В соответствии с Регламентом работы РНИС Амурской области, утверждённым Приказом управления информатизации Амурской области от 01.07.2014 N 18-о/д, АО "Региональный навигационно-информационный центр Амурской области" и ООО "Системы мониторинга" осуществляют деятельность, связанную с определением и использованием координатно-временных параметров объектов для целей создания РНИС, указанных в пункте 2.1 Положения о РНИС, и оказывают услуги в сфере навигационной деятельности пользователям РНИС.
Учитывая специфику полномочий АО "Региональный навигационно-информационный центр Амурской области" (п.2.10 Регламента), а также государственное регулирование платы за доступ физических и юридических лиц к навигационной информации (п. 16 статьи 10.2 Закона N 22-ФЗ), обоснованным является вывод суда о том, что действия по установлению платы для локальных операторов, осуществляющих с помощью собственной информационной системы мониторинг транспортных средств (ТС) на территории Амурской области и обеспечивающих передачу мониторинговой информации об этих ТС в РНИС, содержат признаки недобросовестной конкуренции, направлены на получение преимуществ при оказании услуг в сфере навигационной деятельности, противоречат Закону N 22-ФЗ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки локальным операторам. Указанные действия являются нарушением статьи 14.8 Закона N 135-ФЗ.
Кроме того, подлежит отклонению довод апелляционной жалобы со ссылкой на превышение антимонопольным органом полномочий, поскольку деятельность, связанная с определением и использованием координатно-временных параметров объектов, ошибочно трактуется заявителем как экономическая.
С учетом изложенного, оснований полагать, что оспариваемыми актами нарушаются права и законные интересы заявителя, что является необходимым условием для признания такого акта недействительным в силу положений статьи 201 АПК РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах правовые и фактические основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вопрос о возврате излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины не может быть разрешен апелляционным судом в связи с непредставлением подлинника платежного документа.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.05.2018 по делу N А04-1665/2018 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1665/2018
Истец: АО "РНИЦ по Амурской области", представитель Смоляк Анна Сергеевна
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской оласти
Третье лицо: ООО "Системы мониторинга", Шестой арбитражный апелляционный суд 1665/18 3т
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2019 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 162-ПЭК19
15.07.2019 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-1665/18
16.10.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4033/18
03.08.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2963/18
08.05.2018 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-1665/18