г. Санкт-Петербург |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А21-11/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Сомовой Е.А., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Бургановой А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14846/2018) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.03.2018 по делу N А21-11/2018 (судья Широченко Д.В.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан
к обществу с ограниченной ответственностью "Вичюнай-Русь"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Роспотребнадзор, Управление, Служба) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Вичюнай-Русь" (далее - Общество, ООО "Вичюнай-Русь") к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением суда от 12.03.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Роспотребнадзор направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, привлечь Общество к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении протокола испытаний от 26 мая 2017 года N 854 аккредитованной испытательной лаборатории пищевой продукции и продовольственного сырья Росстандарт ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан (место закупки образца: ООО "Ашан" ТЦ "Южный", г. Казань, пр. Победы, д. 91; дата закупки образца - 16 мая 2017 года; закупка осуществлялась согласно государственному контракту от 18 апреля 2017 года N 2017.9604) специалистами Госалкогольинспекции Республики Татарстан совместно с представителями исследовательской лаборатории ФБУ "ЦСМ Татарстан" по акту закупки образцов от 16 мая 2017 года (дата проведения испытания - 16 мая 2017 года - 23 мая 2017 года); цель испытаний: проверка образцов продукции на соответствие требованиям ЕСТ N 299, ТР ТС 029/2012 "Требование безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технических вспомогательных средств", наименование образца, дата изготовления: пресервы рыбные "Сельдь жирная филе-кусочки в масле "VICI", ГОСТ 7453-86, изготовитель Общество, дата изготовления - 23 апреля 2017 года, годен до 21 июня 2017 года, масса нетто 430 г., выявлено нарушение Обществом, как изготовителем, требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции, а именно:
- согласно протоколу испытаний от 26 мая 2017 года N 854 пресервов рыбы ("Сельдь жирная филе-кусочки в масле" "VICI", масса нетто 430 г. дата изготовления 23 апреля 2017 года, годен до 21 июня 2017 года, изготовитель - Общество, выявлено, что представленный образец по результатам проведенных испытаний не соответствует требованиям приложения N 8 ТР ТС 029/2012 "Требования к безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (по содержанию бензоата натрия).
По данному факту Роспотребнадзор составил в отношении Общества протокол от 20.12.2017 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, отказывая Управлению в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии события вмененного Обществу правонарушения, сославшись на протоколы лабораторных исследований при исследовании аналогичного товара, согласно которым нарушений ТР ТС 029/2012 не выявлено.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции установил, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного Кодекса.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Диспозиция указанной нормы права предусматривает, в том числе действия продавца, нарушающие требования технических регламентов или иных обязательных требований к продукции и связанному с требованиями к продукции процессу реализации, а также действия этого лица по выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъективная сторона характеризуется виной. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Возможность привлечения юридического лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава административного правонарушения.
В силу положений части 1 статьи 7 Закона потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 58 принят Технический регламент Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (ТР ТС 029/2012).
Указанный технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевым добавкам, ароматизаторам и технологическим вспомогательным средствам и их содержанию в пищевой продукции, обеспечения свободного перемещения пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В силу пунктов 14 и 16 статьи 7 ТР ТС 029/2012 "Требования к безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" гигиенические нормативы содержания пищевых добавок из всех источников поступления не должно превышать максимально допустимых уровней, установленных настоящим Техническим регламентом.
Согласно требованиям Приложения 8 ТР ТС 029/2012 "Требования к безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" максимальный уровень в пищевой продукции содержание пищевой добавки бензоата натрия (Е211) по позиции "Пресервы из рыбы, включая икру" не может превышать 2 г/кг.
Из материалов дела следует, что специалистами Госалкогольинспекции Республики Татарстан совместно с представителями исследовательской лаборатории ФБУ "ЦСМ Татарстан" по акту закупки образцов от 16 мая 2017 года проводилась проверка образцов продукции: пресервы рыбные "Сельдь жирная филе-кусочки в масле "VICI", ГОСТ 7453-86, изготовитель Общество, дата изготовления - 23.04.2017, годен до 21.06.2017.
В результате лабораторных исследований вышеуказанного образца было установлено, что представленный образец по результатам проведенных испытаний не соответствует требованиям приложения N 8 ТР ТС 029/2012 "Требования к безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (по содержанию бензоата натрия). В данном случае содержание бензоата натрия в пресервах "Сельдь жирная филе-кусочки в масле" "VICI" составило 2,28 г/кг.
В свою очередь, Обществом для проведения повторного лабораторного исследования были взяты образцы аналогичного товара дата изготовления - 28.10.2017, 17.11.2017, 25.11.2017, 13.12.2017, 17.12.2107, 25.12.2017, 03.12.2017, 05.12.2017, 09.01.2018, 12.01.2018, согласно лабораторным исследованиям которых было подтверждено, что массовая доля бензойнокислого натрия при допустимых его значениях составляет 0,80, что не является нарушением приложения 8 ТР ТС 029/2012.
Суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался результатами лабораторных исследований, представленных Обществом, между тем, лабораторным исследованиям, результаты которых представлены Управлением и Обществом, были подвергнуты образцы из разных партий продукции, с разной датой изготовления.
Таким образом, следует признать ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что Обществом были соблюдены обязательные требования к реализуемой спорной продукции, поскольку согласно лабораторным исследованиям первой партии продукции (дата изготовления 23.04.2017) выявлено превышение бензоната натрия, что является нарушением требований технического регламента.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества возможности для недопущения нарушений требований технических регламентов, обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам ее реализации материалы дела не содержат.
Таким образом, следует признать, что материалами дела подтверждается наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Поскольку нарушенные Обществом нормы права относятся к законодательству о техническом регулировании, срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год, на момент вынесения постановления судом апелляционной инстанции годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Оснований для освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управлением при проведении проверочных мероприятий и в ходе производства по делу об административном правонарушении соблюдены все предусмотренные законодательством процессуальные требования, установлены все элементы состава, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, нарушений прав и законных интересов Общества не допущено.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия смягчающих или отягчающих ответственность Общества обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости назначения Обществу административного наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией нормы части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а именно в сумме 100 000 руб.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Управления подлежит отмене с принятием нового судебного акта о привлечении Общества к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12 марта 2018 года по делу N А21-11/2018 отменить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Вичюнай-Русь" (ИНН 3911008930, ОГРН 1023902001947) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.