г. Киров |
|
01 августа 2018 г. |
Дело N А17-10761/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Минаевой Е.В., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шереметевский квартал"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.05.2018 по делу N А17-10761/2017, принятое судом в составе судьи Никифоровой Г.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шереметевский квартал" (ОГРН 1133702028382, ИНН 3702713833; ранее - общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 2")
к службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (ОГРН 1063702132889, ИНН 3702092230)
о признании недействительным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шереметевский квартал" (ранее ООО "Жилищно-эксплуатационный участок N 2"; далее - заявитель, ООО "Шереметевский квартал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Инспекция, надзорный орган) от 26.10.2017 N 14-ан.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 18.05.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель оспаривает вывод суда об одностороннем изменении управляющей компанией порядка определения размера платы за содержание жилого помещения в спорном доме, настаивает, что Общество определило размер платы на 2017 год в соответствии с порядком определения размера платы, установленным договором управления от 01.01.2014 (пункт 4.1). Считает, что соответствующий вывод арбитражного суда сделан без учета положений части 7 статьи 156, частей 1, 2, 3, 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). ООО "Шереметевский квартал" указывает на выход надзорным органом за пределы предмета проводимой проверки, что является нарушением положений частей 1, 11 статьи 11, пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Ответчик в письменном отзыве опроверг доводы апелляционной жалобы.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.06.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.06.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы. Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в управлении Общества находится многоквартирный жилой дом N 27 по улице Громобоя города Иванова (протокол общего собрания собственников помещений от 20.12.2013, договор управления от 01.01.2014 N 27) (т.1 л.д.79-80, т.2 л.д.49-53).
На основании приказа Инспекции от 27.09.2017 N 1727 надзорным органом в связи с поступлением обращения жителя указанного жилого дома назначено проведение внеплановой документарной проверки исполнения Обществом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом (т.2 л.д.20-26). Срок проведения проверки - 20 рабочих дней, с 29.09.2017 по 26.10.2017.
Письмом от 02.10.2017 N 11-4/332 в адрес Общества направлен запрос о предоставлении в установленный срок перечисленных в данном письме копий документов и сведений (т.2 л.д.27-28). Соответствующие документы и сведения представлены заявителем письмом от 12.10.2017 N ж-2-676 (т.2 л.д.29-31).
По итогам проверки Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом как управляющей организацией указанным выше домом требований части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ, пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), постановления администрации г.Иванова от 02.04.2014 N 702 "Об утверждении платы за содержание и ремонт жилых помещений для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений" (далее - Постановление N 702). Ответчик установил, что Общество с 01.01.2017 начисляет плату жителям названного многоквартирного дома за содержание жилого помещения в размере, не соответствующем решению органа местного самоуправления согласно Постановлению N 702, в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома об утверждении размера платы за содержание жилого помещения на 2017 год.
Результаты проверки отражены надзорным органом в акте проверки от 26.10.2017 N 24-ан (т.2 л.д.11-18).
26.10.2017 в адрес ООО "Шереметевский квартал" выдано обязательное для исполнения предписание N 14-ан (т.1 л.д.68-70). Обществу в целях устранения изложенных выше нарушений указано на необходимость в срок до 20.12.2017 произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома жителям дома в размере, равном размеру платы, применяемому в доме по состоянию на 30.04.2014 согласно Постановлению N 702, с 01.01.2017; производить расчет размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома жителям дома в размере, равном размеру платы, применяемому в многоквартирном доме по состоянию на 30.04.2014, согласно Постановлению N 702, до принятия собственниками помещений спорного дома решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения дома на 2017 год.
Не согласившись с предписанием надзорного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении Общества как лицензиата внеплановой документарной проверки в рамках лицензионного контроля. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки выяснению подлежит наличие у управляющей организации обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
Предписанием от 26.10.2017 N 14-ан на Общество как на управляющую организацию многоквартирного дома N 27 по улице Громобоя города Иванова возложена обязанность произвести с 01.01.2017 перерасчет (а в последующем до принятия собственниками помещений дома решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома на 2017 год производить расчет) размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома жителям дома в размере, равном размеру платы, применяемому в доме по состоянию на 30.04.2014 согласно Постановлению N702.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о законности и обоснованности данного требования надзорного органа на основании следующего.
Согласно положениям статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством (пункты 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
По смыслу приведенных нормативных положений размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке управляющей организации на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. Если такое решение собственниками принято не было, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления, а в городах федерального значения - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Установленный действующим законодательством порядок определения платы (тарифа) за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирного дома обязателен для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в качестве управляющих организаций, что исключает произвольное применение указанных тарифов.
В рассматриваемом случае решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 27 по улице Громобоя города Иванова от 16.12.2015 был утвержден размер платы за работы и услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома на 2016 год (т.2 л.д.56-58). Данный размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме был определен исключительно на 2016 год, информации о том, что он действует более одного года, в указанном решении собрания не содержится.
На 2017 год собственниками помещений названного многоквартирного дома решение об утверждении размера платы не принималось, общее собрание признано неправомочным в связи с отсутствием кворума (т.2 л.д.60).
Поскольку размер платы за содержание жилого помещения не был установлен собственниками помещений дома, то в силу изложенных норм права такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Постановлением администрации г.Иванова от 02.04.2014 N 702 с 01.05.2014 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании собственников помещений не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, определен в размере, равном размеру платы, применяемому в соответствующем многоквартирном доме по состоянию на 30.04.2014 (независимо от способа установления размеров платы, действовавших на 30.04.2014).
Между тем при проведении проверки Инспекцией был установлен факт начисления управляющей компанией - ООО "Шереметевский квартал" с 01.01.2017 собственникам помещений многоквартирного дома N 27 по улице Громобоя города Иванова платы за содержание жилого помещения в размере, не соответствующем Постановлению N 702. Выставление собственникам помещений дома платежных документов с размером платы, не соответствующим решению органа местного самоуправления, в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома об утверждении спорного размера платы на 2017 год противоречит части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ, пункту 31 Правил N 491, пункту 4 Правил N 416.
Судом обоснованно отклонены ссылки заявителя на пункт 4.1 договора от 01.01.2014 N 27, которым предусмотрено право управляющей организации в одностороннем порядке индексировать (увеличить) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения по показателю инфляции, поскольку действующее жилищное законодательств не предусматривает возможности одностороннего изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения. Указанная плата не может быть пересмотрена без соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
Процедура изменения платы за содержание жилого помещения регулируется положениями жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства. Названные нормы призваны в первую очередь гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Соответственно, у Инспекции имелись основания для выдачи оспариваемого предписания. Предписание надзорного органа от 26.10.2017 N 14-ан не противоречит требованиям действующего на момент его вынесения законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя. Оспариваемое предписание содержит описание выявленного нарушения и ссылку на подлежащие исполнению положения действующего законодательства, является реально исполнимым, не противоречащим положениям действующего законодательства.
Доводы Общества о нарушениях предусмотренного Законом N 294-ФЗ порядка проведения проверки были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении (стр.5-6 решения), оснований для опровержения которой апелляционный суд не усматривает.
Из приказа от 27.09.2017 N 1727 следует, что проверка в отношении Общества проведена Инспекцией в рамках лицензионного контроля в связи с обращениями жителя спорного дома по вопросу нарушения лицензионных требований. В качестве предмета проверки обозначено соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Внеплановая документарная проверка проводилась надзорным органом на основании предоставленных ООО "Шереметевский квартал" документов, по итогам проверки составлен акт и выдано оспариваемое предписание.
Грубых нарушений, предусмотренных частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ и влекущих недействительность результатов проверки, ответчиком не допущено.
Соответственно, арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Шереметевский квартал" в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, выводы арбитражного суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.05.2018 по делу N А17-10761/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей. На основании статьи 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.05.2018 по делу N А17-10761/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шереметевский квартал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-10761/2017
Истец: ООО "Жилищно-эксплуатационный участок- N2"
Ответчик: Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области
Третье лицо: Воробьева Елена Алексеевна - представитель истца
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-272/20
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-10761/17
01.04.2019 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-10761/17
26.12.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5428/18
28.11.2018 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-10761/17
01.08.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5221/18
18.05.2018 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-10761/17
19.12.2017 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-10761/17