г. Челябинск |
|
01 августа 2018 г. |
Дело N А76-15088/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Матвеевой С.В.,
судей Бабкиной С.А., Тихоновского Ф.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаринцевой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.05.2018 по делу N А76-15088/2017 (судья Зайцев С.В.).
В заседании приняли участие:
- ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Союз-7" Бородина Милита Петровна (доверенность N 188 от 13.01.2014);
- представитель Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Елистратова Н.Г. (доверенность от 15.01.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Союз-7" (далее - ООО "Союз-7") в лице ликвидатора Бородиной Милиты Петровны (далее - Бородина М.П.) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области (далее - регистрирующий орган, МИФНС N 17 по Челябинской области), Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - Управление) о признании недействительным решения от 04.04.2017 N 3032А об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Определением суда от 20.06.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее - пенсионный фонд, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2018 решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2017 по делу N А76-15088/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 по тому же делу отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.05.2018 (резолютивная часть от 03.05.2018) требование ООО "Союз-7", предъявленное к МИФНС N 17 по Челябинской области, удовлетворено, решение N 3032А от 04.04.2017 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, вынесенное МИФНС N 17 по Челябинской области, признано незаконным и отменено. Суд обязал МИФНС N 17 по Челябинской области зарегистрировать прекращение деятельности ООО "Союз-7" в связи с его ликвидацией. В удовлетворении требования ООО "Союз-7", предъявленного к Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области, о признании незаконным решения N 3032А от 04.04.2017 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, отказано.
С решением суда от 11.05.2018 не согласился регистрирующий орган и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить.
В апелляционной жалобе регистрирующий орган указывает на то, что к материалам дела третьим лицом приобщены документальные доказательства соблюдения порядка взыскания сумм задолженности по взносам, пеням и штрафам и доказательства наличия задолженности на дату утверждения ликвидационного баланса, следовательно, указанную сумму нельзя признать безденежной ко взысканию. Суд, указывая на уплату заявителем задолженности, указанной в справке от 24.11.2016, не учел и не дал оценку обстоятельствам, изложенным в письменных пояснениях по делу третьего лица относительно возникновения задолженности по пене. Пенсионный фонд пояснил, что справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам сформирована на 24.11.2016, с учетом платежей, поступивших в бюджет на дату формирования указанной справки. Обществом произведена уплата задолженности, указанной в справке (в том числе пенеобразующей) после формирования справки, сведения, указанные в справке не могли содержать окончательные суммы начисленной пени, поскольку начисление пени производится до даты уплаты пенеобразующей недоимки. Оплата пенеобразующей недоимки произведена после формирования справки от 24.11.2016, пени начислялись до момента фактической уплаты страховых взносов, что и повлекло расхождение в суммах пени, указанных в справке и фактически начисленных. Справка о состоянии расчетов в размере 1 092,93 руб. была сформирована по запросу ООО "Союз-7" и получена обществом 26.03.2018. С учетом указанных обстоятельств, ликвидационный баланс ООО "Союз-7" квалифицирован регистрирующим органом как непредставленный, так как не отражает действительное имущественное положение ликвидируемого лица и его расчеты с кредиторами.
МИФНС N 17 по Челябинской области, третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей МИФНС N 17 по Челябинской области и Пенсионного фонда.
В судебном заседании Управление доводы апелляционной жалобы регистрирующего органа поддержало.
Ликвидатор с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 01.09.2000 Администрацией Ленинского района города Магнитогорска с присвоением индивидуального номера налогоплательщика 7444030730.
22.12.2016 единственным участником общества Бородиным В.Д. было принято решение о ликвидации юридического лица, ликвидатором назначена Бородина М.П.
Заявителем для регистрации юридического лица в связи с завершением процедуры добровольной ликвидации в регистрирующий орган представлены:
- заявление по форме N Р16001, в котором ликвидатор, подлинность подписи которой засвидетельствована 04.04.2017 нотариусом нотариального округа Магнитогорского городского округа Челябинской области Толстовой Г.В., подтверждает, что: соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с кредиторами завершены, сведения, содержащиеся в заявлении достоверны, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс от 04.04.2017;
- протокол N 3 общего собрания участников общества от 04.04.2017;
- документ об оплате государственной пошлины от 04.04.2017;
- заявление об уточнении вида принадлежности платежа.
На запрос регистрирующего органа в соответствии с Порядком обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 21.09.2016 N ММВ-23-1/20@ пенсионный фонд представил в регистрирующий орган информацию, согласно которой на 05.04.2017 общество имело задолженность по пени в сумме 1 092,93 руб.
По результатам рассмотрения представленных документов, регистрирующий орган принял решение от 11.04.2017 N 3032А об отказе в государственной регистрации общества со ссылкой на подп. "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации), мотивировав отказ тем, что ликвидационный баланс общества квалифицирован регистрирующим органом как непредставленный, поскольку он не отражает действительное имущественное положение ликвидируемого лица и его расчеты.
Полагая, что вынесенное решение от 04.04.2017 N 3032А об отказе в государственной регистрации ликвидации общества является незаконным, ликвидатор обратилась в УФНС России по Челябинской области с жалобой, по результатам рассмотрения которой принято решение от 12.05.2017 N 16-07/2/002189 об оставлении жалобы без удовлетворения. При этом УФНС по Челябинской области установлено, что представленный ликвидационный баланс подписан 04.04.2017 руководителем общества Бородиным В.Д., в то время как согласно сведениям ЕГРЮЛ, с 30.12.2016 по настоящее время в государственном реестре содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества - ликвидаторе Бородиной М.П. Указанные сведения внесены в государственный реестр на основании представленных в регистрирующий орган 23.12.2016 уведомления о ликвидации юридического лица по форме Р15001 и протокола от 22.12.2016 N 1 общего собрания участников общества, следовательно, ликвидационный баланс за подписью руководителя общества Бородина В.Д. подписан неуполномоченным лицом и считается непредставленным.
Полагая, что решения государственных органов являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования ликвидатора, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик при вынесении оспариваемого решения не проверил представленную ему информацию, а также не учел, что Пенсионный фонд был надлежащим образом извещен ликвидатором о ликвидации ООО "Союз-7", однако, в установленный срок требований к обществу не заявил, а предъявленные за пределами установленного срока требования не должны приниматься во внимание.
Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 2 статьи 61 и пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации общество может быть ликвидировано по решению его участников, которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами.
В силу статей 1, 11 Закона о регистрации основанием внесения записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
Из пункта 4 статьи 5, статей 9, 21 Закона о регистрации следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 указанного Закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс, на основании которых формируется соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию.
Таким образом, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
По смыслу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна принимать меры к выявлению его кредиторов и получению дебиторской задолженности; совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с ними, в том числе заблаговременно направлять известным им кредиторам письменные уведомления с тем, чтобы последние имели возможность реализовать право на предъявление требований в пределах установленного для этого срока; составить промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, характеризующие имущественное положение и финансовое состояние ликвидируемого юридического лица.
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору (ликвидационной комиссии) было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор (ликвидационная комиссия) письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения, что в свою очередь, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Судом первой инстанции установлено, что ликвидатор в целях прекращения деятельности общества и необходимости расчетов по страховым взносам, 24.11.2016 получил в ГУ - УПФ РФ в г. Магнитогорске Справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пениям и штрафам. Указанная справка содержала сведения о наличии у ООО "Союз-7" задолженности по страховым взносам и пени на общую сумму 12 819,60 руб. В период по 05.12.2016 задолженность в сумме 12 819,60 руб. была заявителем оплачена.
23.12.2016 ликвидатор подал в налоговый орган уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица.
О принятом решении о ликвидации ООО "Союз-7" ликвидатор 26.12.2016 уведомил ГУ - УПФ РФ в г. Магнитогорске.
25.01.2017 ликвидатор опубликовал в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 " 1 (617) от 25.01.2017 сообщение о ликвидации ООО "Союз-7". В сообщении содержится указание на возможность кредиторов в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения заявить свои требования.
В период срока предъявления требований Пенсионный фонд, будучи извещенным о ликвидации общества, не обращался к ликвидатору с требованиями об уплате каких-либо задолженностей.
Поскольку требования от иных кредиторов также не поступали, ликвидатором обоснованно был составлен промежуточный, а затем и ликвидационный баланс с нулевой задолженностью.
Действовавшими до 01.01.2010 нормами Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" было установлено, что в случае неуплаты страхователем страховых взносов и пени в добровольном порядке взыскание недоимки и пени осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке (пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Как следует из справки Пенсионного фонда, представленной в регистрирующий орган, пени в сумме 1 092,93 руб. начислены обществу на задолженность, которая существовала в период с 2002 по 2009 годы.
Пенсионным фондом суду представлены требования N 1711 от 26.12.2009 об уплате пени в сумме 257,22 руб., N 52 от 24.01.2011 об уплате пени в сумме 126,08 руб., N 238 от 07.05.2013 об уплате пени в сумме 251,63 руб., N 321 от 11.12.2013 об уплате пени в сумме 122,29 руб., вместе с тем, установленный законодательством срок взыскания денежных средств по данным требованиям истек.
Ответчик не учел, что Пенсионный фонд был надлежащим образом извещен ликвидатором о ликвидации ООО "Союз-7", однако, в установленный срок требований к обществу не заявил, а предъявленные за пределами установленного срока требования не должны приниматься во внимание.
В отсутствие доказательств направления претензий, предъявления иска о взыскании задолженности либо требований к ликвидационной комиссии, судебных актов по указанным вопросам, следует признать, что представленные заявителем документы в обоснование наличия задолженности, по мнению апелляционной инстанции, в своей совокупности не достаточны для однозначного вывода о наличии обязательств общества и нарушений, допущенных ликвидатором при ликвидации, а также о недостоверности представленных для регистрации ликвидации сведений.
Указанное, как полагает апелляционная коллегия, свидетельствует о недоказанности факта наличия у регистрирующего органа оснований для отказа в регистрации ликвидации.
Доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой суд апелляционной инстанции не имеет.
Следовательно, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.05.2018 по делу N А76-15088/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Матвеева |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15088/2017
Истец: Бородина Милита Петровна, ООО "Союз-7" в лице Бородиной Милиты Петровны
Ответчик: МИФНС N17 по Челябинской области, Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области
Третье лицо: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. МАГНИТОГОРСКЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (МЕЖРАЙОННОЕ), ГУ УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8899/18
13.05.2018 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-15088/17
29.01.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7943/17
02.10.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10291/17
20.07.2017 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-15088/17