Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 ноября 2018 г. N Ф05-18202/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
01 августа 2018 г. |
Дело N А40-2326/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Пронниковой Е.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ОАО "Новосибирскэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2018 по делу N А40-2326/18 (93-18), принятое судьей Поздняковым В.Д.
по заявлению ОАО "Новосибирскэнергосбыт" (ОГРН 1065407151127)
к УФК по г.Москве (ОГРН 1027739568471)
третье лицо - АО "ГУ ЖКХ" (ОГРН: 1095110000325)
об оспаривании решения об отказе в принятии исполнительного листа N 016797485 по делу N А45-3218/2017, выданного Арбитражным судом Новосибирской области, выраженного в письме от 23.11.2017 N 73-17-16/10-24498
при участии:
от заявителя: |
Байдакова Н.Н. по дов. от 09.06.2018, |
от ответчика: |
Евгажуков А.Х. по дов. от 31.10.2017, |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Новосибирскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к УФК по г.Москве об оспаривании решения об отказе в принятии исполнительного листа N 016797485 по делу N А45-3218/2017, выданного Арбитражным судом Новосибирской области, выраженного в письме от 23.11.2017 N 73-17-16/10-24498.
Решением суда от 28.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить ввиду его необоснованности и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов указывает, что судом неполно выяснены и недостаточно изучены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель УФК по г.Москве просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводы суда первой инстанции, основаны на исследовании представленных документов в совокупности с другими доказательствами, имеющими значение для дела.
Как следует из материалов дела, во исполнение государственных контрактов N 5-ТХ 21.09.2015, N 6-ТХ от 28.10.2016 г., N 7-ТХ от 30.12.2016 г. на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации, между ОАО "Новосибирскэнергосбыт" и АО "ГУ ЖКХ" был заключен договор энергоснабжения N 0-1125 от 01.11.2015, согласно условиям которого последний обязан был производить оплату потребляемой электроэнергии.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05.04.2017 по делу N А45-3218/2017 с АО "ГУ ЖКХ" в пользу ОАО "Новосибирскэнергосбыт" была взыскана сумма задолженности в размере 7 224 181,96 руб., а также сумма пени в размере 642 140,92 руб., а также расходы по государственной пошлине в размере 62.332 руб.
Решение вступило в законную силу 05.05.2017.
15.11.2017 заявитель направил письмом N ЭС-2983 в Управление Федерального казначейства по г.Москве для исполнения исполнительный лист N 016797485, выданный Арбитражным судом Новосибирской области 18.05.2017 по делу N А45-3218/2017.
Письмом N 73-17-16/10-24498 от 23.11.2017 Управление федерального казначейства по г.Москве отказало в принятии к исполнению указанного исполнительного листа, ссылаясь на то, что обращение взыскания по денежным обязательствам акционерного общества с лицевого счета по учету операций неучастника бюджетного процесса путем предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В связи с указанными обстоятельствами, ОАО "Новосибирскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Правовые отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются главой 24.1 БК РФ.
Пункт 3 статьи 242.1 БК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю органом Федерального казначейства документов, поступивших на исполнение, а именно:
- непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;
- несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника;
- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
- представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Вместе с тем, Федеральным законом "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым орган Федерального казначейства возвращает взыскателю документы, предоставленные в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.1 БК РФ, в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника.
Таким образом, в настоящее время БК РФ содержит прямую норму (п. 3 ст. 242.1), обязывающую территориальный орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, возвратить исполнительный документ без исполнения.
Согласно материалам дела, у должника - АО "Главное Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства" - открыт в Управлении Федерального казначейства по г. Москве лицевой счет для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса (лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса).
Территориальные органы Федерального казначейства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации, указанных в части в 2 (с учетом положений части 3) статьи 5 Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления указанных средств (далее - целевые средства).
Пунктом 2 Правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1552, определены основания предоставления юридическим лицам целевых средств.
При казначейском сопровождении целевые средства перечисляются на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
Операции по зачислению и списанию целевых средств со счетов органов Федерального казначейства отражаются на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса.
Основанием для открытия юридическим лицам лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса являются государственные контракты, контракты, договоры, в соответствии с которыми юридическим лицам предоставляются целевые средства, или соглашения (нормативные правовые акты) о предоставлении субсидий.
В органах Федерального казначейства юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса, открываются лицевые счета только в определенных Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" случаях.
По своей организационно-правовой форме Главное управление жилищно-коммунального хозяйства является Акционерным Обществом (АО).
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", акционерное общество в установленном порядке открывает банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Следовательно, счета Акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", обеспечивающие его правоспособность как юридического лица, открыты в банках.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым предоставлено право возлагать на юридических лиц обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, определены Федеральным законом N 229-ФЗ.
Лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса, открытые Акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в Управлении Федерального казначейства по г. Москве, предназначены для учета операций со средствами, которые предоставляются Акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Характеристика лицевого счета, открытого юридическому лицу в органе Федерального казначейства, не равнозначна характеристике расчетного счета, открытого юридическому лицу в банке. На лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса не учитываются денежные средства, а отображаются операции по списанию целевых средств в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств по расходам, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, и только после представления документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.
Правомерен также вывод суда первой инстанции о том, что денежные средства, отраженные на лицевых счетах неучастников бюджетного процесса не являются частью бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем, обращение взыскания на такие средства в порядке главы 24.1 БК РФ не будет основано на бюджетном законодательстве.
Взыскатель не лишен права обратиться в Федеральную службу судебных приставов для взыскания денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ.
Судом первой инстанции правомерно указано заявителю на то, что денежные средства могут быть взысканы с должника со счетов, открытых должником в банках.
С учетом вышеизложенного, заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемых действий прав и законных интересов, напротив, как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, УФК по г. Москве действовало в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Федеральным законом N 229-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы отклоняются как основанные на неверном толковании правовых норм.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2018 по делу N А40-2326/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.