город Омск |
|
03 августа 2018 г. |
Дело N А46-739/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5903/2018) акционерного общества "Омскоблводопровод" на решение Арбитражного суда Омской области от 17.04.2018 по делу N А46-739/2018 (судья Горобец Н.А.)
по заявлению акционерного общества "Омскоблводопровод" (ИНН 5528022202, ОГРН 1045553004430)
к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511)
о признании незаконным предписания от 18.12.2017 N 02-02-38/6 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Омскоблводопровод" - Печеницына Екатерина Александровна (паспорт, по доверенности N 69 от 30.08.2017 сроком действия до 30.08.2018);
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Мерзлых Татьяна Сергеевна (удостоверение, по доверенности N 13 ю от 09.01.2018 сроком действия до 31.12.2018);
установил:
акционерное общество "Омскоблводопровод" (далее по тексту - заявитель, АО "Омскоблводопровод", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Госжилинспекция Омской области, контролирующий орган, инспекция) о признании незаконным предписания от 18.12.2017 N 02-02-38/6 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.04.2018 по делу N А46-739/2018 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что факт применения обществом при расчете размера платы за коммунальную услугу неправильной величины общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома (с учетом уборочной площади лестниц), повлекшего начисление платы в большем размере, подтвержден заинтересованным лицом надлежащим образом.
Возражая против принятого судебного акта, АО "Омскоблводопровод" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 17.04.2018 по делу N А46-739/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что объем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, зависит от таких показателей, как общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общая площадь квартиры и общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, в том числе лестниц и межквартирных лестничных площадок.
При этом заявитель утверждает, что площадь лестниц в многоквартирном доме в площадь лестничной клетки не входит и учитывается отдельно в размере уборочной площади лестниц, значение которой согласно разделу II "Общие сведения" технического паспорта на спорный многоквартирный дом составляет 216,5 кв.м.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве Госжилинспекция Омской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Омскоблводопровод" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 17.04.2018 по делу N А46-739/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Госжилинспекции Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения инспекции от 21.11.2017 N 2130 главным специалистом отдела надзора за соблюдением начисления платы за коммунальные услуги проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "Омскоблводопровод", о чем составлен акт проверки от 18.12.2017 N 02-03-38/41, в котором зафиксировано следующее нарушение: обществом при расчете платы за коммунальную услугу холодное водоснабжение исходя из норматива в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) вместо площади мест общего пользования равной - 144,6 кв.м, указанной в техническом паспорте вышеназванного многоквартирного дома (по состоянию на 05.11.2008), применяется уборочная площадь лестниц - 216,5 кв.м, что является нарушением пунктов 1, 2 части 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, и пункта 21 приложения N 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
По результатам проверки в связи с выявлением указанного выше нарушения заинтересованным лицом обществу выдано предписание от 18.12.2017 N 02-02-38/6 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю, в соответствии с которым заявителю предписано произвести перерасчет платы по многоквартирному дому N 3 по улице Ленина в с. Троицкое Омского района Омской области на коммунальную услугу холодного водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды, за период с января по декабрь 2017 года в соответствии с требованиями законодательства исходя из данных, указанных в технической документации; а также предписано в дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу аналогичным образом.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "Омскоблводопровод", последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
17.04.2018 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое обществом в апелляционной порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Исходя из содержания пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Госжилинспекция Омской области вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае обществом оспаривается законность предписания Госжилинспекция Омской области от 18.12.2017 N 02-02-38/6, которым на заявителя возложена обязанность в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, использовать при расчетах данные о размерах общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, соответствующие официальным характеристикам многоквартирного дома, содержащимся в техническом паспорте такого дома.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы подателя жалобы, поддерживает данный вывод суда первой инстанции о законности вышеозначенного предписания в силу следующего.
Согласно подпунктам 10, 11 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений указанных норм у собственника помещения в многоквартирном доме, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет.
При этом пунктом 44 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам:
Piодн = Viодн x Tкр,
где:
Viодн - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11:
где:
- объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил;
- определенный в соответствии с пунктом 54 Правил объем холодной воды, использованный исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 27 Приложения N 1 к Правилам N 306 норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле:
,
где:
0,09 - расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 человека);
K - численность жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
В данном случае заявитель ссылается на определение заинтересованным лицом общей площади помещений, входящих в состав многоквартирного дома N 3 по улице Ленина в с. Троицкое Омского района Омской области, исходя из данных технического паспорта о площади лестничных клеток без учета площади самих лестниц, равной уборочной площади лестниц в размере 216,5 кв.м.
Отклоняя указанный довод, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Согласно пунктам А.1.2 и А.1.3 "СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" (утв. Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 883/пр) площадь здания (площадь жилого здания) определяется внутри строительного объема здания как сумма площадей этажей; а, в свою очередь, площадь этажа здания определяется внутри строительного объема здания и измеряется между внутренними поверхностями ограждающих конструкций наружных стен на уровне пола без учета плинтусов.
Следовательно, при определении площади здания учитывается площадь его этажей, измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен и включающих:
- общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме,
- общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (включая лестницы, который, как указано выше, относятся к общему имуществу многоквартирного дома).
При этом разъяснения по определению общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме даны в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, согласно которым используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N37).
Согласно пункту 3.33 Инструкции N 37 подсчет площадей помещений производится в экспликации. При подсчетах следует пользоваться величинами, взятыми непосредственно при измерениях.
При этом согласно пункту 3.37 Инструкции N 37 при определении общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, не включаются площади подполья для проветривания здания, возведенного на вечно мерзлых грунтах, чердака, технического подполья (технического чердака), внеквартирных коммуникаций, а также тамбуров лестничных клеток, лифтовых и других шахт, портиков, крылец, наружных открытых лестниц в общую площадь здания.
Иные объекты, относящиеся к общему имуществу многоквартирного дома (в том числе лестницы), включаются при определении и указании в техническом паспорте общей площади помещений, входящих в состав многоквартирного дома.
Согласно техническому паспорту общая площадь многоквартирного дома N 3 по улице Ленина в с. Троицкое Омского района Омской области, составляет 1432 кв.м, из которых:
- 1238,6 кв.м общая площадь жилых помещений, в том числе: 739,2 кв.м жилая, 499,4 кв.м подсобная;
- 48,8 кв.м общая площадь нежилых помещений, в том числе: 22,3 кв.м прочая основанная и 26,5 кв.м прочая вспомогательная;
- 144,6 кв.м площадь мест общего пользования (лестничные клетки).
При этом указание заявителя на то, что площадь мест общего пользования сложилась из площадей лестничных клеток без учета лестниц, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку сам факт указания в техпаспорте "Лестничные клетки" не имеет правового значения, учитывая, что при сложении площадей жилой части, нежилых помещений и мест общего пользования, получается общая площадь здания, равная 1432 кв.м., что свидетельствует о том, что при определении площади мест общего пользования ("лестничные клетки") были учтены все помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме включая лестницы).
Если согласится с доводов заявителя о том, что площадь лестниц не была учтена при расчете площадей в техническом паспорте, то указанное повлекло бы то, что площадь здания будет меньше совокупности указанных в техническом паспорте площадей жилых, нежилых помещений и мест общего пользования, а также площади лестниц, определенной исходя из уборочной площади, что не соответствует объективности, разумности и достоверности
В связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции в отсутствие доказательств обратного обоснованно заключил о том, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, подлежащая учету при расчете ОДН по холодному водоснабжению, составляет 144,6 кв.м.
Более того, применение заявителем при расчете ОДН по указанному коммунальному ресурсу уборочной площади лестниц в размере 216,5 кв.м противоречит вышеизложенным нормам действующего законодательства, поскольку указанная площадь, образующая сумму площадей горизонтального сечения лестничных клеток и площадей подступенек, с учетом пункта 9.2 Инструкции N 37 не может применяться для расчета площади общего имущества дома.
Указанный вывод соответствует сложившейся судебной практике (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.07.2018 N Ф07-7672/2018 по делу N А42-3016/2017).
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу акционерного общества "Омскоблводопровод" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 17.04.2018 по делу N А46-739/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.