24 августа 2018 г. |
Дело N А83-8966/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 24 августа 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Малышевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
при участии: представителя ООО "Формат-Ит" - Беличенко Марины Витальевны, доверенность от 01.12.2017 N 7;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2017 года по делу N А83-8966/2016 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Формат-Ит" (ул. Свердлова, 34, лит. Е, г. Ялта, Республика Крым, 298603) к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600), Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ул. Гидрографическая, 1-В, г. Севастополь, 299003), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Никольский переулок, 9, г. Москва, 109012), Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым (ул. Свердлова, 21, г. Ялта, Республика Крым, 298600), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015), Совету министров Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005) о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Формат-Ит" (далее - ООО "Формат-Ит", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент), в котором просило: 1) признать незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, выразившееся в несоблюдении действий, предусмотренных пунктами 13, 15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, а также нарушении пункта 2.4. Административного регламента Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги "Оформление (переоформление) права аренды, возникшего до 21.03.2014, или переоформление права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), права постоянного пользования земельным участком на праве аренды земельного участка", утвержденного Постановлением Администрации города Ялты от 22.06.2016 N 1970-п, при рассмотрении обращения ООО "Формат-Ит" от 21.07.2016 N 32 о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 11550 кв.м, местоположение которого: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, дом 34 е, кадастровый номер 90:25:010103:180, в порядке переоформления права; 2) признать незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, выразившееся в не рассмотрении обращения ООО "Формат-Ит" N 45 от 06.10.2016 года и нарушении сроков подготовки ответа на него, а также не направлении ответа на обращение Обществу с ограниченной ответственностью "Формат-Ит"; 3) обязать Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Формат-Ит" - в течение 65 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить, подписать со своей стороны и направить в адрес ООО "Формат-Ит" проект договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 11550 кв.м, местоположение которого: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, дом 34 е, кадастровый номер 90:25:010103:180 в трех экземплярах; 4) возложить на Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым обязанность сообщить арбитражному суду об исполнении решения суда.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.09.2017, заявленные требования ООО "Формат-Ит" были удовлетворены частично; бездействие Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, выразившееся в несоблюдении действий, предусмотренных пунктом 15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, а также нарушении пункта 2.4. Административного регламента Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги "Оформление (переоформление) права аренды, возникшего до 21.03.2014, или переоформление права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), права постоянного пользования земельным участком на праве аренды земельного участка", утвержденного Постановлением Администрации города Ялты от 22.06.2016 N 1970-п, при рассмотрении обращения ООО "Формат-Ит" от 21.07.2016 N 32 о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 11550 кв.м, местоположение которого: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, дом 34 е, кадастровый номер 90:25:010103:180, в порядке переоформления права, было признано незаконным; бездействие Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, выразившееся в не рассмотрении обращения ООО "Формат-Ит" N 45 от 06.10.2016 и нарушении сроков подготовки ответа на него, а также не направлении ответа на обращение Обществу с ограниченной ответственностью "Формат-Ит", был признан незаконным; в остальной части заявленных требований было отказано. Этим же решением с Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Формат-Ит" были взысканы судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в сумме 6 000,00 руб.; обществу с ограниченной ответственностью "Формат-Ит" из федерального бюджета была возвращена государственная пошлина в сумме 6 000,00 руб., оплаченная на основании платежного поручения N 139 от 23.11.2016.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Формат-Ит" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.09.2017 и принять по делу новый судебный акт.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018 был принят отказ общества с ограниченной ответственностью "Формат-Ит" от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2017 года по делу N А83-8966/2016, производство по апелляционной жалобе было прекращено.
Не согласившись с указанным судебным актом, Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.09.2017, исключив из мотивировочной части вывод: "Согласно Свидетельству о праве собственности, выданного исполнительным комитетом Ялтинского городского совета 10.08.2009, серии САСN 473445, ООО "Формат-Ит" является собственником следующих объектов недвижимости: лечебный корпус лит "Н", площадью 2 127,3 кв.м., зал ЛФК лит. "О", площадью 107,8 кв.м., климатопавильон (летняя веранда) лит "Б", площадью 175,8 кв.м., расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, д. 34е". В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в мотивировочной части решения от 12.09.2017 противоречат друг другу. Кроме того, вышеназванный вывод суда первой инстанции, по мнению апеллянта, в дальнейшем может дать Обществу право на обращение в Департамент за переоформлением прав на земельный участок.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.09.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что при рассмотрении обращения ООО "Формат-Ит" о предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления прав на земельный участок площадью 11 550 кв.м. по адресу: ул. Свердлова, 34 е, г. Ялта, Республика Крым, судом первой инстанции не было учтено, что согласование от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты получено не было. Также апеллянт указывает на то, что Общество не является собственником объектов недвижимости на испрашиваемом земельном участке.
Дополнительным решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.04.2018 на Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым была возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Формат-Ит" от 21.07.2016 N 32 о предоставлении земельного участка площадью 11550 кв.м. с кадастровым номером 90:25:010103:180, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, 34 в аренду в порядке переоформления договора аренды и принять распорядительный акт в соответствии с действующим законодательством; на Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым была возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Формат-Ит" от 06.10.2016 N 45 в соответствии с действующим законодательством и направить ответ о результатах его рассмотрения в адрес заявителя.
Представитель ООО "Формат-Ит" возражала относительно удовлетворения апелляционных жалоб, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совет министров Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совета министров Республики Крым, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 12 сентября 2017 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ООО "Формат-Ит" обратилось в Департамент с заявлением N 32 о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 11550 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, дом 34 е, кадастровый номер 90:25:010103:180 в порядке переоформления права на основании ст. 3 и ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и Постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав и завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" (далее - Порядок).
В дальнейшем, с целью получения информации о ходе рассмотрения обращения ООО "Формат-Ит" от 21.07.2016 N 32, 06.10.2016, Общество обратилось с заявлением N45 в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, с просьбой сообщить о результатах рассмотрения заявления Общества N 32 от 21.07.2016. Однако ответ на вышеназванные обращения Обществом получен не был, в этой связи оно обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных Обществом требований.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания свидетельства о праве собственности, выданного исполнительным комитетом Ялтинского городского совета 10.08.2009, серии САСN 473445 следует, что ООО "Формат-Ит" является собственником следующих объектов недвижимости: лечебный корпус лит. "Н", площадью 2127, 3 кв. м, зал ЛФК лит. "О", площадью 107, 8 кв. м, климатопавильон (летняя веранда) лит. "Б", площадью 175, 8 кв. м, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, д. 34, приобретенных на основании Договоров купли- продажи от 03.11.2008 и от 01.12.2008, которые были нотариально удостоверены частным нотариусом Ялтинского нотариального округа Сотниковым В.П. и зарегистрированы в Государственном реестре сделок от 03.11.2008 за N 6642 и от 01.12.2008 за N 6873.
На основании Решения N 1085 о присвоении нового почтового адреса и выдаче свидетельства о праве собственности 25.06.2009 исполнительным комитетом Ялтинского городского совета были присвоены нежилым зданиям литеры "А", "Б" и "В" новый почтовый адрес: г. Ялта, ул. Свердлова, 34е.
11.08.2009 между Ялтинским городским советом и ООО "Формат-Ит" был заключен договор аренды земельного участка на 49 лет, расположенного по адресу: Республика Крым, город Ялта, ул. Свердлова, 34е с кадастровым номером 90:25:010103:180 (кадастровый номер по договору аренды 0111900000:01:003:0170) для реконструкции, строительства и обслуживания зданий и сооружений оздоровительного назначения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закона N 38-ЗРК).
Частью 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК установлено, что в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 статьи 3 устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 17 статьи 3 Закона N 38-ЗРК).
На основании ч. 5 ст. 12 Закона N 38-ЗPK порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 (далее - Порядок N 313), на территории муниципального образования городской округ Ялта - также Правилами предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденными решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30.03.2015 N 37 (далее - Правила N 37).
Пунктом 5 Порядка N 313 установлено, что возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 6. 7 Порядка N 313, заявление о предоставлении земельного участка должно содержать: имя (наименование) заявителя; просьбу о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; адрес, телефон или иной способ связи с заявителем; ссылка на правовое основание льготного (бесплатного) предоставления земельного участка.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются: 1) для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина; 2) для юридических лиц: копия устава, заверенная данным юридическим лицом; копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом; копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации; 3) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; 4) копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; 5) кадастровый паспорт земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка и с указанием сведений об объектах местности, упрощающих понимание места расположения земельного участка, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости; 6) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона Республики Крым N 38-3PK, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1-4 настоящего пункта; 7) документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя).
В соответствии с пунктом 15 Порядка N 313, уполномоченным органам предоставлен 65-дневный срок, исчисляемый со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка, на принятие решения по результатам рассмотрения заявления о переоформлении ранее возникшего права. В этот срок уполномоченный орган обязан либо принять решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, либо направить заявителю проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок.
Согласно пункту 4 Правил N 37, уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является Администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым.
В свою очередь, пунктами 12, 15, 16 Правил N 37 предусмотрено, что решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой Администрации города Ялты в виде постановления; решение о предоставлении земельного участка оформляется и издается главой Администрации города Ялты в виде постановления Администрации города Ялты Республики Крым; решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Таким образом, в течение 65 дней с даты поступления в Департамент заявления Общества заинтересованным лицом должно быть принято окончательное решение по результатам его рассмотрения.
Неисполнение указанной обязанности в 65-дневный срок свидетельствует о наличии незаконного бездействия со стороны уполномоченных органов.
Судом установлено, что заявление Общества и приложенные к нему документы, указанные в пункте 7, были сданы им в Департамент 21.07.2016, что подтверждается соответствующей отметкой (том 1 л.д. 125).
Однако вышеназванное заявление, в установленный законом 65-дневный срок Департаментом рассмотрено не было и не было принято решение о переоформлении права по указанному договору аренды или решение об отказе в переоформлении такого права.
Установив, что Департаментом в установленный срок не были совершены предусмотренные законом действия по рассмотрению данного заявления и не принято решение по нему, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности допущенного бездействия, которое нарушает права и законные интересы Общества, создает правовую неопределенность в отношениях переоформления прав.
Кроме того, требование Общества о признании незаконным бездействия Департамента, выразившееся в не рассмотрении его обращения от 06.10.2016 N 45 и нарушении сроков подготовки ответа на него, а также не направлении ответа на обращение ООО "Формат-Ит", обоснованно было удовлетворено судом первой инстанции, исходя из следующего.
С целью получения информации о ходе рассмотрения обращения от 21.07.2016 N 32, ООО "Формат-Ит" 06.10.2016 обратилось с заявлением N 45 в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с просьбой сообщить о результатах рассмотрения заявления N 32 от 21.07.2016.
При этом, данное обращение было получено Департаментом 10.10.2016, что подтверждается Уведомлением о вручении N 29863503001050, описью вложения от 06.10.2016 года и Квитанцией N 00105 от 06.10.2016.
Однако на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции, Департаментом не был дан Обществу ответ на его обращение от 06.10.2016 N 45.
Пунктом 4.13. Положения о Департаменте установлено, что Департамент обязан рассматривать заявления, обращения и жалобы граждан, предприятий, учреждений, организаций в соответствии с требованиями действующего законодательства и принимать по ним соответствующие меры.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-Ф, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Однако, доказательств выполнения указанных требований законодательства Департаментом представлено не было.
В порядке восстановления нарушенного права Общества суд первой инстанции дополнительным решением от 27.04.2018, не предрешая итоговые выводы по вопросу переоформления права аренды, обязал Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым рассмотреть заявление ООО "Формат-Ит" от 21.07.2016 N 32 о предоставлении земельного участка и принять соответствующее решение. Такой способ восстановления права соответствует предмету спора и компетенции суда.
Также суд первой инстанции в порядке восстановления нарушенного права Общества обязал Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ООО "Формат-Ит" от 06.10.2016 N 45 в соответствии с действующим законодательством и направить ответ о результатах его рассмотрения в адрес заявителя. Такой способ восстановления права также признается судом апелляционной инстанции обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает безосновательным довод апелляционной жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации относительно того, что, якобы, имеются противоречия выводов суда первой инстанции о собственнике объектов недвижимости, расположенных по адресу: ул. Свердлова, 34 е, г. Ялта, Республика Крым, а также о несоответствии выводов, изложенных в решении суда первой инстанции обстоятельствам дела, исходя из следующего.
В просительной части своей апелляционной жалобы, Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, конкретно указывает следующее: "Прошу изменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.09.2017 по делу N А83-8966/2016 в мотивировочной части, исключив из мотивировочной части вывод: "Согласно Свидетельству о праве собственности, выданного исполнительным комитетом Ялтинского городского совета 10.08.2009, серии САСN473445, ООО "Формат-Ит" является собственником следующих объектов недвижимости: лечебный корпус лит "Н", площадью 2 127,3 кв.м., зал ЛФК лит. "О", площадью 107,8 кв.м., климатопавильон (летняя веранда) лит "Б", площадью 175,8 кв.м., расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, д. 34е".
Между тем, суд апелляционной инстанции, основываясь на оценке совокупности обстоятельств, включающих в себя предмет рассмотренного спора (признание незаконным бездействия административного органа), обстоятельства, подлежащие установлению по делу и пределы их доказывания, сообразуясь с объемом заявленных Обществом требований, не усматривает в оспоренном решении суда первой инстанции каких-либо выводов либо утверждений, касающихся определения принадлежности вышеназванного объекта недвижимости кому-либо из участников судебного разбирательства.
Описание судом первой инстанции на странице 6-7 решения, представленных Обществом в подтверждении доводов, изложенных в первоначальном заявлении в суд, документов, не является мотивированным выводом суда о принадлежности кому-либо на момент рассмотрения спора вышеназванного объекта недвижимости, учитывая административно-правовой характер спора, не разрешающий вопросы права на имущество, предмет спора, а также объем заявленных Обществом и удовлетворенных судом требований.
Позиция суда апелляционной инстанции основывается также на том, что часть 2 статьи 69 АПК РФ освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2004 N 2045/04, от 31.01.2006 N 11297/05 и от 25.07.2011 N 3318/11)
Учитывая, что иные доводы Управления в апелляционной жалобе отсутствуют, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы Департамента свидетельствуют о несогласии с установленными судом первой инстанции обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку, при этом, оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2017 года по делу N А83-8966/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.