г. Саратов |
|
09 октября 2018 г. |
Дело N А12-18156/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" октября 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукиной И. С.,
рассматривает в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 августа 2018 года по делу N А12-18156/2018, (судья В.А. Самсонов),
по исковому заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области
(ОГРН 1023403456944, ИНН 3444049941)
к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянско-фермерского хозяйства Нарумбаевой Акбал Амангалиевне (ОГРН 308345431200073; ИНН 342301886358)
о взыскании 7 000 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратился Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - истец, Комитет) с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянско-фермерского хозяйства Нарумбаевой Акбал Амангалиевне (далее - ответчик, ИП Глава КФХ Нарумбаева А.А.) о взыскании денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие семейных животноводческих ферм в размере 7 000 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 августа 2018 года по делу N А12-18156/2018 исковые требования удовлетворены частично.
С ИП Главы КФХ Нарумбаевой А.А. в пользу Комитета взыскана задолженность в размере 1 616 500 рублей. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
С ИП Главы КФХ Нарумбаевой А.А. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 8 197 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить как незаконное и необоснованное и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что для порождения обязанности возвращения гранта в полном объеме не требуется совокупное наличие условий, установленных в подпунктах 7,12,13, 19, 20, 23, 24 постановления Правительства Волгоградской области от 19.06.2015 N 338-п "О порядке предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм" (далее - Порядок N 338-п).
ИП Главой КФХ Нарумбаевой А. А. представлены возражения, согласно которым ответчик просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Как следует из материалов дела, 23.07.2015 между ответчиком и Комитетом было заключено соглашение N 20 о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Соглашение).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.1 Соглашения Комитет предоставляет крестьянскому (фермерскому) хозяйству денежные средства в виде Гранта в размере 7 000 000 рублей путем перечисления на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, а крестьянское (фермерское) хозяйство принимает указанные средства и использует их для реализации проекта в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными Соглашением.
Пунктом 4.1 Соглашения установлено, что Соглашение вступает в силу с даты подписания и действует до полного исполнения принятых обязательств, с учетом принятого Ответчиком обязательства использовать Грант в течение 24 месяцев - то есть до 22.07.2017.
Платежным поручением N 9059 от 21.09.2015 денежные средства в сумме 7 000 000 (семь миллионов) рублей были перечислены Комитетом ИП Главе КФХ Нарумбаевой А.А. в качестве Гранта.
В соответствии с подпунктами 4, 5 и 10 пункта 2.2 Соглашения получатель обязан:
- использовать Грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет (дата предоставления Гранта - 21.09.2015);
- в течение 24 месяцев со дня получения Гранта создать не менее трех постоянных рабочих мест;
- не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представить в Комитет отчет об использовании полученного Гранта, а также копии документов, подтверждающих расходование Г ранта и собственных средств.
29 декабря 2017 года ИП Глава КФХ Нарумбаева А.А. предоставила Комитету отчет N 18/25405.
Проанализировав представленный ИП Главой КФХ Нарумбаевой А.А. отчет, Комитет сельского хозяйства пришел к выводу о том, что получателем Гранта в период до 21.09.2017 вместо трех рабочих мест создано только одно рабочее место.
Кроме того, получателем гранта документально не подтверждены затраты, связанные с приобретением 450 голов овец.
В связи с этим истцом в адрес ответчика 19.02.2018 направлено уведомление (исх. N 18-13-17/1766) о необходимости в месячный срок с даты получения данного уведомления возвратить средства Гранта, использованного с нарушением установленных сроков и условий его предоставления в размере 7 000 000 рублей.
ИП Глава КФХ Нарумбаева А.А. ответа на претензию не предоставила, неиспользованные денежные средства в добровольном порядке не возвратил.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения истца в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Волгоградской области, руководствуясь положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установив факт неисполнения ответчиком обязанности по представлению документальных доказательств приобретения в 3-м квартале 2017 года 450 голов овец на сумму 2 727 500 руб., из которых средства гранта составляют 1 616 500 руб., пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
К отношениям сторон в части возврата денежных средств, полученных в виде субсидий без выполнения условий предоставления, подлежит применению бюджетное законодательство.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Исходя из статьи 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства. По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ)
Основанием для заключения спорного Соглашения послужил Порядок N 338-п.
В соответствии с пунктом 8.1 Порядка N 338-п получатель гранта и единовременной помощи обязан вернуть в областной бюджет не использованный в установленный срок остаток гранта и единовременной помощи в случаях, предусмотренных соглашениями, в течение месяца, следующего за месяцем окончания срока использования гранта и единовременной помощи.
Согласно пункту 8.2 Порядка N 338-п в случае выявления комитетом сельского хозяйства нарушения получателем гранта и единовременной помощи требований, установленных разделом 2 настоящего Порядка, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта и единовременной помощи, нецелевого использования полученного гранта и единовременной помощи (части гранта и единовременной помощи), непредставления (представления с нарушением сроков) отчетов и отчетных документов, документов для согласования операции по расходованию гранта и единовременной помощи, а также выявления остатка гранта, не использованного в установленные сроки в соответствии с соглашением, получатель гранта и единовременной помощи уведомляется о выявленных нарушениях (остатках) и о необходимости возврата предоставленного гранта и единовременной помощи (части гранта и единовременной помощи) письмом комитета сельского хозяйства в течение пяти рабочих дней со дня обнаружения нарушений (остатков).
Грант подлежит возврату в областной бюджет получателем гранта в определенных размерах. Так, при выявлении факта нарушения условий, установленных разделом 2 настоящего Порядка, а именно:
- нарушения условий, установленных в подпунктах 7, 12, 13, 19, 20, 23, 24, - в полном объеме;
- нарушения условий, установленных в подпунктах 10, 11, - в объеме выявленных нарушений;
- нарушения условий, установленных в подпункте 21, - в объеме из расчета один процент гранта за процент невыполнения показателей результативности использования гранта;
- представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта, - в полном объеме;
- при выявлении факта нецелевого использования полученного гранта (части гранта) - в размере суммы, использованной не по целевому назначению;
- при выявлении остатка гранта, не использованного в течение 24 месяцев со дня поступления средств в соответствии с соглашением, - в объеме выявленных остатков.
Получатели гранта обязаны произвести возврат полученных средств в областной бюджет в месячный срок со дня получения письменного уведомления комитета сельского хозяйства о возврате гранта (части гранта).
В случае невозврата гранта и единовременной помощи (части гранта и единовременной помощи) в добровольном порядке взыскание производится в судебном порядке.
Согласно Приложению N 1 к Соглашению (в редакции Дополнительного соглашения от 23.10.2015) полученные в качестве гранта денежные средства в сумме 7 000 000 руб. ИП Глава КФХ Нарумбаева А.А. должна был использовать на следующие цели:
1. строительство и реконструкция семейной животноводческой фермы на сумму 8 972 500 руб., из которых средства гранта составляют 5 383 500 руб.;
2. приобретение 450 голов овец на сумму 2 727 500 руб., из которых средства гранта составляют 1 616 500 руб.
Отчеты о расходовании средств гранта ИП Главой КФХ Нарумбаевой А.А. в Комитет сдавались в установленные Положением и Соглашением сроки, что подтверждается письмами Комитета N 18-14-08/39 от 22.01.2016, N 18-14-08/340 от 22.01.2016, N 18-14-08/2483 от 11.04.2016, N 18-14-08/5759 от 07.07.2016, N 18-14-08/8870 от 05.10.2016, N 18-14-08/398 от 17.01.2017, N 18-14-08/397 от 17.01.2017, N 18-13-17/6246 от 13.07.2017, N 18-14-08/6271 от 15.07.2016, N 18-13-17/550 от 19.01.2018 о соответствии сданных ответчиком отчетов о расходах бюджета субсидии всем условиям и требованиям.
Выполнение ответчиком требований по целевому использованию денежных средств на строительство и реконструкцию семейной животноводческой фермы подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: договором N 1-15 от 07.10.2015, заключенным между ИП Главой КФХ Нарумбаевой А.А. (Заказчик) и ООО "Облстройдом" (Подрядчик), локальным сметным расчетом N 1 от 07.10.2015, платежными поручениями на общую сумму 8 972 500 руб., актом выполненных работ от 31.05.2016.
Целевое использование ИП Главой КФХ Нарумбаевой А.А. средств гранта в размере 5 383 500 руб. на строительство и реконструкцию семейной животноводческой фермы на сумму 8 972 500 руб. истцом не оспаривается.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства приобретения в 3-м квартале 2017 года 450 голов овец на сумму 2 727 500 руб., из которых средства гранта составляют 1 616 500 руб.
Ответчиком факт непредоставления ею доказательств приобретения 450 голов овец на сумму 1 616 500 руб. и создания 3-х рабочих мест не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что грант и единовременная помощь подлежат возврату в полном объеме, при этом совокупное наличие условий, установленных в подпунктах 7, 12, 13, 19, 20, 23, 24 Порядка N 338-п, не требуется, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм права.
Как предусмотрено пунктом 8.2.4. Порядка N 338-п при выявлении остатка гранта и единовременной помощи, не использованного в течение 24 месяцев со дня поступления средств в соответствии с соглашением, грант возвращается в объеме выявленных остатков.
Остаток гранта и единовременной помощи, не использованный в течение 24 месяцев, составил 1 616 500 руб.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о нарушении условий п. 2.11 Порядка N 338-п, предусматривающие использование гранта в течение 24 месяцев со дня поступления гранта на счет хозяйства на цели, предусмотренные пунктом 3.1 настоящего Порядка.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции частично.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 августа 2018 года по делу N А12-18156/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.