Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 декабря 2018 г. N Ф02-5121/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А19-6121/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е. О., Каминского В. Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2018 года по делу N А19-6121/2018 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к Государственному учреждению-Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062) об обжаловании действий (бездействия),
(суд первой инстанции - О. В. Гаврилов),
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал (далее - ответчик, Фонд, ГУ ИРО ФСС РФ) о признании незаконными действий (бездействия) в виде отказа пересмотра скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год, выразившихся в письме от 26.02.2018 года N 05-18/3804-1818.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2018 года по делу N А19-6121/2018 заявленные требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в виде отказа пересмотра скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год, выразившихся в письме от 26.02.2018 года N 05-18/3804-1818.
Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Также в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2018 года по делу N А19-6121/2018. Принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что страхователь не имел права на получение скидки по причине направления уточненных расчетов после 1 декабря 2017 года (срока установления скидки).
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором заявитель с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 02.08.2018.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Заинтересованное лицо просило о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя стороны.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Филиалом N 5 Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации издан приказ от 15.11.2017 N 707, которым Обществу установлена скидка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год в размере 0%, на основании данных отраженных в таблице N 5 "Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда (результатах аттестации рабочих мест по условиям труда) и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года" по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 - ФСС) за 1 квартал 2017 года, полугодие 2017 года и 9 месяцев 2017 года.
В первоначальных расчетах по форме 4 - ФСС за 1 квартал 2017 года, полугодие 2017 года и 9 месяцев 2017 года отражено количество рабочих мест, в отношении условий труда на которых по состоянию на 01.01.2017 проведена специальная оценка условий труда - 0 рабочих мест, в том числе отнесенных к вредным и опасным условиям труда - 0 рабочих мест.
Фактически согласно сводным ведомостям результатов проведения специальной оценки условий труда от 01.12.2014 и от 27.05.2016 по состоянию на 01.01.2017 была проведена специальная оценка условий труда 60 рабочих мест (по ведомости от 01.12.2014 - 59 рабочих мест, по ведомости от 27.05.2017 - 1 рабочее место (4 рабочих места подлежали специальной оценке в связи с изменением в штатном расписании), в том числе отнесено к вредным и опасным условиям труда 52 рабочих места по ведомости от 01.12.2014.
Общество 04.12.2017 представило уточненные расчеты по форме 4 - ФСС за 1 квартал 2017 года, полугодие 2017 года и 9 месяцев 2017 года, в которых уточнило неверно отраженные данные, используемые для расчета скидки и направило в Филиал N 5 ИРО ФСС РФ письмо от 26.12.2017 N ИСХ-20931/ВСИБ ОЦОР о пересмотре размера скидки к страховому тарифу по Восточно-Сибирской химико-технической лаборатории - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на 2018 год.
Филиал N 5 ГУ ИРО ФСС РФ ответом от 17.01.2018 N 06-18/06-108 отказал в пересмотре размера скидки.
Не согласившись с ответом Филиала N 5 ГУ ИРО ФСС РФ, Общество подало жалобу от 13.02.2018 N ИСХ-1868/ВСИБ ОЦОР в вышестоящий орган - Государственное учреждение Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о пересмотре размера скидки к страховому тарифу, установленного приказом от 15.11.2017 N 707.
Ответом от 26.02.2018 N 05-18/3804-1818 жалоба Общества вышестоящим органом оставлена без удовлетворения по причине того, что заявитель уточнил данные в расчетах по форме 4-ФСС после срока для установления скидки, установленного Правилами.
Не согласившись с решением вышестоящего органа, ОАО "РЖД" обратилось в суд с заявление о признании незаконными действий (бездействия) ГУ ИРО ФСС РФ в виде отказа пересмотра скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год, выразившихся в письме от 26.02.2018 года N 05-18/3804-1818.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность.
Страхователи ежеквартально на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователи обязаны в установленном порядке и в определенный исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации срок начислять и перечислять страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования.
Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско- правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.
Таким образом, Федеральным законом N 125-ФЗ для страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расчетным периодом, по окончании которого определяется база и исчисляется сумма страхового взноса, подлежащая уплате, признается месяц.
Пунктом 1 части 1 статьи 18 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховщик (фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Таким образом, закон рассматривает установление надбавки и скидки к страховому тарифу как право страховщика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с пунктом 3 которых установлено, что размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
Из буквального содержания Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам усматривается, что скидка должна устанавливаться по заявлению страхователя при выполнении условий, предусмотренных пунктом 8 Правил, либо государственный орган отказывает в предоставлении скидки.
В соответствии с пунктом 3 Правил, размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно пункту 2 которой скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество обратилось в Филиал N 5 Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование на 2018 год 31.10.2017.
Фондом издан приказ от 15.11.2017 N 707, которым Обществу установлена скидка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год в размере 0%.
С учетом положений пункта 1.2. статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ, страхователь воспользовался правом и 04.12.2017 (до периода на который устанавливается скидка) представил по телекоммуникационным каналам связи подписанные электронной цифровой подписью руководителя уточненные расчеты по форме 4 - ФСС за 1 квартал 2017, полугодие 2017 и 9 месяцев 2017, в которых скорректировал данные о количестве рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда на 01.01.2017, в том числе отнесенных к вредным и опасным условиям труда.
Довод, приведенный и в апелляционной жалобе о том, что ОАО "РЖД" не имело право на получение скидки по причине направления уточненных расчетов после 1 декабря 2017 года (срока установления скидки), правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку первоначально заявитель обратился в фонд в установленные сроки и самостоятельно выявил и исправил допущенную им техническую ошибку 04.12.2017 года, в связи с чем, согласно положений пункта 1.2. статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ расчет не считается представленным с нарушением срока.
Таким образом, судом правомерно сделан вывод о том, что действия Фонда в виде отказа пересмотра скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год, выразившихся в письме от 26.02.2018 года N 05-18/3804-1818., неправомерны и затрагивают права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции, учитывая уплату ОАО "РЖД" страховых взносов за отчетный период в полном объеме, незначительный характер просрочки и размер своевременно невнесенных страховых взносов вследствие ошибки, осведомленность Фонда об указанных обстоятельствах (на момент установления скидки Фонд располагал данными расчета страховых взносов и их уплаты), пришел к выводу о наличии оснований для признания недействительным приказа об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из того, что отказ в предоставлении скидки при установленных по делу обстоятельствах не соответствует целям и задачам Федерального закона N 125-ФЗ, Правилам установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и принципу, закрепленному в ст. 7 Конституции Российской Федерации. Апелляционный суд полагает, что выраженный в данном случае формальный подход Фонда без учета принципов разумности и целесообразности, направленности обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на обеспечение социальной защищенности застрахованных лиц, а также обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, препятствует страхователю в получении меры поддержки в виде скидки к тарифу страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве, носящей стимулирующий характер, способствующей принятию работодателем эффективных мер по улучшению условий и повышению безопасности труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2018 года по делу N А19-6121/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.