Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 декабря 2018 г. N Ф02-5130/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А19-4516/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е. О., Каминского В. Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 июня 2018 года по делу N А19-4516/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Август" (ОГРН: 1103850007722, ИНН: 3849008358) к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения N 5107 от 07.12.2017 г. в части,
(суд первой инстанции - Е. В. Дмитриенко),
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Август" (далее - заявитель, Общество, ООО "АВГУСТ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным в части решения филиала N 1 Государственного учреждения-Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд социального страхования) от 07.12.2017 г. N 5107 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 62 887 рублей 24 копеек; обязании Филиал N 1 Государственного учреждения-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Август".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 июня 2018 года по делу N А19-4516/2018 заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным решение Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N 5107 от 07.12.2017 г в части отказа в возмещении страхователю расходов по выплате пособия по беременности и родам в размере 34 266 рублей 40 копеек.
Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 июня 2018 года по делу N А19-4516/2018. Принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что фактически Кугаевская Ю.И., несмотря на наступление страхового случая, продолжила выполнение трудовых функций в режиме полного рабочего дня с заработной платой, которая первоначально была предусмотрена трудовым договором, в связи с чем, оспариваемые решения фонда являются законными.
Письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы в материалы дела не поступили.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 02.08.2018.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, должностными лицами филиала N 1 Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в период с 11.08.2017 по 11.11.2017 проведена проверка правильности произведенных расходов учреждением на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.11.2016 г. по 31.12.2016 г
Итоги камеральной проверки отражены в акте от 11.11.207г. N 5107 осс/р. 07.12.2017 г. по результатам рассмотрения указанного акта, а также других материалов проверки и документов, представленных страхователем в ходе ее проведения, директором филиала N 1 Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение N 5107 о непринятии к зачету расходов общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 62 887 рублей 24 копеек. Учреждению предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 62 887 рублей 24 копеек в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 г.
Основанием принятия вышеуказанных решений послужило суждение Фонда социального страхования о том, что в нарушение требований статьи 93 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ), статьи 1.2, части 2 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ), пункта 43 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 г. N 1012н, Общество неправомерно назначило, исчислило и произвело генеральному директору Кугаевской Ю.И. выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком Чертовских Лукерьей Сергеевной и Чертовских Макаром Сергеевичем за период с 01.03.2015 г. по 31.12.2016 г. на сумму 34 266 рублей 40 копеек. По убеждению заинтересованного лица, фактически в спорный период генеральный директор Общества Кугаевская Ю.И. продолжала работу в режиме полного рабочего дня, что подтверждается табелями учетного времени с апреля по сентябрь 2016 г.
Полагая, что решение в части Фонда социального страхования не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы Общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для удовлетворения требований заявителя является совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному акту и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми решениями своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ.
На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ Общество является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с чем обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Федеральный закон от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Как правильно установлено судом первой инстанции в силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" общество с ограниченной ответственностью "Август" относится к категории страхователей по обязательному социальному страхованию.
В силу положений статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени.
Из части 2 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ также следует, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.
Пункт 43 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 г. N 1012н, содержит аналогичные положения.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
Согласно статье 22 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
Согласно подп. 5 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. Для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно п. 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101, далее- Положение о ФСС РФ) выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
В соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов уполномочены проводить камеральные и выездные проверки с целью контроля за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты, своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов и правильности и обоснованности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со ст. 4.2. Федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов.
В соответствии с Федеральным законом N 165-ФЗ и Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101 (далее - Положение N 101), денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации, являются федеральной собственностью и используются только на целевое финансирование установленных мероприятий. Нецелевое расходование денежных средств бюджета обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность соответствующих должностных лиц. Поэтому в соответствии с п.25 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации региональные отделения Фонда и их филиалы осуществляют контроль за расходованием средств страхователями, в установленных случаях принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию.
В соответствии с п. 1,2,3 ч.1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ и п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации страховщик вправе проводить экспертизу страхового случая, проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения и не принимать к зачету (к возмещению) расходы, произведенные с нарушением законодательства либо не подтвержденные документально.
Согласно ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном ст. 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Частью 2 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ предусмотрено, что условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются указанным Федеральным законом, Федеральным законом от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ.
Статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ, а также частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Обязательными элементами предмета доказывания, исходя из заявленного материально-правового требования, являются: наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом, наступление страхового случая, факт выплаты пособия по беременности и родам и его размер, а также соблюдение требований части 2 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Обществу отказано в зачете его расходов в сумме 34 266 рублей 40 копеек, произведенных на выплату пособия по государственному социальному страхованию по уходу за ребенком до полутора лет работнику Кугаевской Ю.И. за период с 01.03.2015 г. по 31.12.2016 г. до полутора лет.
Наличие страхового случая, (приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам N 1 от 13.04.2016 г) правильность оформления заявителем необходимых документов, факт выплаты заявителем пособия застрахованному лицу, а также реальность трудовых отношений между работодателем и работником фонд не оспорил.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях соблюдения требований о выделении средств на выплату страхового обеспечения страхователем в Фонд социального страхования представлены: трудовой договор с Серебряковой Ю.И.; приказ о приеме работника на работу N 1 от 01.04.2010 г.; трудовая книжка N ТК-V N0773563; свидетельство о смене фамилии 22.02.2011 г. в связи с расторжением брака; листок нетрудоспособности N 209236000244; заявление на отпуск по беременности и родам от 13.04.2016 г.; приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам N 1 от 13.04.2016 г.; заявление на отпуск по уходу за ребенком до полутора лет; приказ Общества от 01.09.2016 N2 о предоставлении Кугаевской Ю.И. отпуска по уходу за ребенком до полутора лет; свидетельство о рождении ребенка Кугаевской Ю.И. Чертовских Л.С.; справка о неполучении Чертовским С.Ю. (отцом ребенка) пособия по уходу за ребенком до полутора лет и о том, что Чертовский С.Ю. не состоит на учете как работодатель; приказ Общества N2 от 13.04.2016 о том, что с 14.04.2016 г. по 31.08.2016 г. предоставлено право подписи расходных и приходных кассовых ордеров, расчетных ведомостей за генерального директора - продавцу- консультанту Морозовой Г.А. С оставлением за собой права контроля за исполнением настоящего приказа; приказ Общества N 3 от 01.909.2016 г. об осуществлении Кугаевской контроля за ведением финансово-хозяйственной деятельностью, с подписанием необходимых документов в период отпуска по уходу за ребенком, в связи с тем, что является единоличным исполнительным органом, действующий в интересах общества, без начисления заработной платы за исполнение функций руководителя на период отпуска по уходу за ребенком; расчетные ведомости с 01.03.2015 по 31.12.2016; табели учета рабочего времени.
11.11.2017 г. главным специалистом-ревизором филиала N 1 Государственного учреждения-Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Ждановой А.И. были составлены акт N 5107 осс/р от 11.11.2017 г. и акт N 5108 осс/р от 11.11.2017 г. в которых предлагается отказать в выделении средств на возмещение (осуществление расходов) произведенных ООО "Август" на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.04.2016 по 31.12.2016 и за период с 01.01.2017 по 30.06.2017.
Обществом на заседание комиссии по рассмотрению материалов камеральной проверки предоставил письменные возражения по факту несовпадения фамилии в приказе на работу Кугаевской Ю.И. в трудовом договоре и в трудовой книжке (Серебрякова) указано на их утерю с последующем восстановлением 01.04.2013 г. на новую фамилию Кугаевская (измененную в связи с расторжением брака 22.02.2011 г.), документ о смене фамилии при проверки был представлен. Так же было указано, что в период отпуска по беременности и родам с 14.04.2016 по 31.08.2016 г. Кугаевская Ю.И. не работала, полномочия по подписанию кассовых документов и расчетных ведомостей были переданы продавцу-консультанту Морозовой Г.А. (приказ N 2 от 13.04.2016). Табели учета рабочего времени, переданные в филиал N 2 с апреля по сентябрь 2016 г. были составлены с ошибкой, так как в программе не ведется табель учета рабочего времени автоматически. Бухгалтер, распечатывая табели учета рабочего времени не посмотрела, что заработная плата Кугаевской Ю.И. за этот период не начислялась и не выплачивалась в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам. Кугаевская Ю.И. в период отпуска исполняла свои обязанности руководителя по подписанию документов как единоличный исполнительный орган на основании приказа N 3 от 01.09.2016, а не по трудовому договору.
Основанием принятия решения от 07.12.2017 N 5107 об отказе в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения послужили выводы предыдущей камеральной проверки проведенной с 16.11.2016 по 07.02.2017 г. Филиалом N2 за период с 01.04.2016 г. по 31.10.2016 г. акт N 11 осс/р от 13.02.2016. В результате чего были приняты решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 22.03.2017 N11 оос/р., решение о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 22.03.2017 N 11 осс/р, которые не были обжалованы страхователем в установленном законном порядке.
При проведении камеральной проверки филиалом N 2 Иркутского регионального отделения фонда было установлено, что в приказе от 01.04.2010 г. N 1 "О приеме на работу", в трудовом договоре от 01.04.2010 г. б/н, в приказе от 01.04.2010 г. N 2 "О возложении обязанностей главного бухгалтера", в трудовой книжке (запись от 01.04.2010 г.) фамилия генерального директора указана Кугаевская Ю.И., а договор от 30.03.2010 г. N 31 на выполнение услуг по бухгалтерскому учету заключен между ООО "Бухмастер" и генеральным директором ООО "Август" Серебряковой Юлией Игоревной, т.е. установлены разные фамилии генерального директора без представления пояснений страхователем ООО "Август". В нарушение действующего законодательства, находясь в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком Кугаевская Ю.И. продолжала осуществлять трудовую деятельность в качестве генерального директора в ООО "Август", что подтверждается табелями учета рабочего времени от 30 апреля 2016 г., 31 мая 2016 г., 30 июня 2016 г., 31 июля 2016 г., 31 августа 2016 г., 30 сентября 2016 г., 31 октября 2016 г. Согласно приказу от 01.09.2016 г. N 3 Кугаевская Ю.И., являясь единственным участником ООО "Август" возложила на себя обязанности по осуществлению контроля за ведением финансово - хозяйственной деятельности, а также подписания необходимых документов, т. е. исполнение функций руководителя ООО "Август" в период отпуска по уходу за ребенком, при этом, не воспользовавшись правом работы на условиях неполного рабочего времени. По результатам проведенной камеральной проверки страхователя ООО "Август" был составлен акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 13.02.2017 г. N 11 и принято решение от 22.03.2017 г. N 15 осс/р о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: на выплату пособий застрахованному лицу Кугаевской Ю.И. в сумме 41 945,17 рублей (пособие по беременности и родам в размере - 34 266,40 руб.; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в размере - 698,08 руб.; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в размере 6 980,69 руб. - за сентябрь 2016 г.).
В решении филиала N 1 от 07.12.2017 N 5107 об отказе в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, не содержится мотивированного вывода, со ссылкой на действующее законодательство по представленным Обществом документам и возражениям.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как правильно установил суд первой инстанции, Кугаевская Ю.И. (Серябрякова) является единственным участником и генеральным директором общества с ограниченной ответственностью "Август" с должностным окладом согласно штатному расписанию, размер заработка в месяц - 5200 рублей.
На основании личного заявления приказом Общества от 01.09.2016 г. генеральному директору Кугаевской Ю.И. предоставлен отпуск по уходу за ребенком Чертовской Л.С. до полутора лет и с 01.09.2016 г. на основании приказа N 3 от 01.09.2016 г., являясь единственным участником Общества, на период отпуска по уходу за ребенком осуществляла контроль за ведением финансово-хозяйственной деятельностью (исполнение функций руководителя), подписывала необходимые документы, в связи с невозможностью доверить свои полномочия кому-либо, без начисления заработной платы, что подтверждается расчетными ведомостями с апреля по сентябрь 2016 г., представленных в материалы дела (том 1, листы дела 181-186).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Кугаевская Ю.И. не получала заработную плату, за выполнение функций директора в спорный период.
Законодательство не предусматривает приостановление или прекращение полномочий руководителя организации в отпускной период. Генеральный директор имеет право пользоваться полномочиями единоличного исполнительного органа организации. А так же имеет возможность предоставлять круг ее интересов в отношениях с третьими лицами, осуществлять сделки, выдавать доверенности, в том числе и во время отпуска.
Таким образом, Кугаевская Ю.И. исполняла свои обязанности руководителя по подписанию документов, не по трудовому договору, а как единоличный исполнительный орган, на основании приказа о вступлении в должность и Устава.
В соответствии с табелями учета использования рабочего времени, представленных в материалы дела, в спорный период с 14.04.2016 г. по 31.08.2016 г. генеральный директор Общества Кугаевская Ю.И. не работала. Согласно приказу Общества N 2 от 13.04.2016 г., подписанного Кугаевской Ю.И. полномочия по подписанию кассовых документов и расчетных ведомостей были переданы продавцу-консультанту Морозовой Г.А.
С учетом вышеприведенных выводов судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание доводы заявителя апелляционной жалобы относительно незаконности действий Общества. В рассматриваемом случае ГУ ИРО ФСС РФ, настаивая на незаконности действий страхователя, в ходе проверки не исследовало и не установило, каким образом Кугаевской Ю. И. в действительности осуществлялась трудовая деятельность. Выводы Фонда социального страхования носят предположительный характер. В материалы дела не представлены доказательства, из которых бы усматривались обстоятельства выполнения Кугаевской Ю. И. трудовых функций за пределами установленного ей приказа N 3 от 01.09.2016.
При указанных обстоятельствах, а также с учетом того, что наличие реальных трудовых отношений между Обществом и Кугаевской Ю. И., факты наступления страхового случая и выплаты соответствующих сумм ежемесячного пособия по уходу за ребенком, правильность исчисления размера последнего и документальное подтверждение данных обстоятельств Фондом социального страхования не оспариваются, а надлежащих доказательств выполнения Кугаевской Ю. И. трудовой функции за пределами установленного ей приказа N 3 от 01.09.2016 в материалы дела не представлено, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о соблюдении страхователем всех необходимых и обязательных условий для возмещения понесенных расходов по обязательному социальному страхованию и, как следствие, отсутствии у Фонда социального страхования правовых оснований для отказа в таком возмещении и вывода о занижении Обществом облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом первой инстанции о соблюдении обществом всех необходимых и обязательных условий для возмещения ему понесенных расходов по обязательному социальному страхованию и об отсутствии у фонда оснований для отказа в таком возмещении.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 июня 2018 года по делу N А19-4516/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.