город Омск |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А70-3067/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9131/2018) Администрации города Тюмени
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.05.2018 по делу N А70-3067/2018 (судья Безиков О.А),
принятое по заявлению Закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "СТАР"
к Администрации города Тюмени
об оспаривании отказа от 16.01.2018 N 38-06-2623 во внесении изменений в разрешение на строительство, об обязании внести изменения в разрешение на строительство,
при участии в судебном заседании:
представителя Администрации города Тюмени Дубровиной Я.В. по доверенности от 13.12.2017 N 48/18 сроком действия по 31.12.2018;
представителя закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "СТАР" Бутаковой Ю.Г. по доверенности от 30.12.2017 сроком действия по 31.12.2018,
установил:
Закрытое акционерное общество "Проектно-строительная фирма "СТАР" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "ПСФ "Стар") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации города Тюмени (далее - Администрация, уполномоченный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании отказа от 16.01.2018 N 38-06-2623 во внесении изменений в разрешение на строительство, об обязании внести изменения в разрешение на строительство.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.05.2018 по делу N А70-3067/2018 заявление удовлетворено. Признан незаконным отказ от 16.01.2018 N 38-06-2623 Администрации в предоставлении ЗАО "ПСФ "Стар" муниципальной услуги о внесении изменений в разрешение на строительство от 09.04.2013 N RU 72304000-104-рс. На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "ПСФ "Стар" путем внесения изменений в разрешение на строительство от 09.04.2013 N RU 72304000-104-рс согласно заявлению от 19.12.2017 исх. N 01/170 (от 20.12.2017 вх. N 38-06-2623/7) в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Этим же судебным актом с заинтересованного лица в пользу заявителя взысканы судебные расходы в сумме 3 000 руб., понесенные в связи с уплатой государственной пошлины.
Возражая против принятого по делу судебного акта, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в заявлении.
В обоснование жалобы ее податель указывает на неправомерность применения судом первой инстанции пункта 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к рассматриваемым правоотношениям. Также согласно доводам жалобы в нарушение правил статьи 48 ГрК РФ при вынесении обжалуемого судебного акта не учтено, что полномочия по разделению объекта строительства на этапы реализуется при условии подготовки проектной документации на каждый из этапов, чего в рассматриваемом случае заявителем сделано не было.
В письменном отзыве на жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Администрации поддержаны доводы жалобы. Представитель ЗАО "ПСФ "Стар" высказался в соответствии с письменным отзывом на поданную жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в дело материалы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ЗАО "ПСФ "Стар" является заказчиком - застройщиком объекта капитального строительства "Здание многофункционального назначения ГП-7 по ул. Севастопольская - Рижская - Пржевальского". Строительство данного объекта осуществляется на основании разрешения на строительство от 09.04.2013 N RU72304000-104-рс, выданного Администрацией.
В целях получения застройщиком разрешения на строительство была представлена проектная документация шифр 0004-97-00 в объеме, предусмотренном частью 12 статьи 48 ГрК РФ.
Показатели объекта капитального строительства об инженерном оборудовании и сетях инженерно-технического обеспечения в разрешении на строительство от 09.04.2013 N RU 72304000-104-рс в строке "краткие проектные характеристики" указаны как "Инженерные сети".
В период возведения объекта капитального строительства и с целью ввода объектов недвижимости в эксплуатацию застройщиком принято решение выделить третьим этапом строительства здание трансформаторной блочной подстанции с кабельной линией 10 кВ, с отражением данной информации в разрешении на строительство от 09.04.2013 N RU 72304000-104-рс.
Как указало при обращении в суд ЗАО "ПСФ "Стар", показатели протяженности кабельной линии электропередачи и объем здания трансформаторной блочной подстанции с кабельной линией 10 кВ имеются в проектной документацией шифр 0004-97-00, представленной ответчику для получения разрешения на строительство.
20.12.2017 заявитель обратился в Администрацию с заявлением о внесении следующих изменений в разрешение на строительство от 09.04.2013 N RU 72304000-104-рс:
- строку "наименование объекта капитального строительства" дополнить словами - "Трансформаторная блочная подстанция с кабельной линией 10 кВ (3 этап строительства)";
- строку "краткие проектные характеристики, описание этапа" дополнить словами - "Трансформаторная блочная подстанция с кабельной линией 10 кВ (3 этап строительства)".
По результатам рассмотрения указанного заявления Администрация в письме от 16.01.2018 N 38-06-2623 отказала Обществу во внесении изменений в разрешение на строительство.
Администрацией по рассмотрении заявления вынесено решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство на основании отсутствия разработанной проектной документации в отношении такого объекта капитального строительства как "Здание многофункционального назначения ГП-7 по ул. Севастопольская - Рижская - Пржевальского", состоящего из трех этапов.
Считая решение заинтересованного лица необоснованным, ЗАО "ПСФ "Стар" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Заявление Общества удовлетворено судом первой инстанции, с чем не согласился уполномоченный орган, реализовав право апелляционного обжалования принятого по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В пункте 21.15 статьи 51 ГрК РФ предусмотрены следующие основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство:
1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 настоящей статьи;
2) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка;
3) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи.
Муниципальные услуги оказываются в соответствии с утвержденными административными регламентами (статья 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию утвержден Постановлением Администрации города Тюмени от 03.10.2011 N 101-пк "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию".
Пунктом 2.21 указанного выше Административного регламента предусматривается, что во внесении изменений в разрешение на строительство отказывается в случаях, предусмотренных частью 21.15 статьи 51 ГрК РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основанием для отказа ЗАО "ПСФ "Стар" во внесении изменений в разрешение на строительство N RU 72304000-104-рс от 09.04.2013 послужило отсутствие проектной документации в отношении такого объекта капитального строительства как "Здание многофункционального назначения ГП-7 по ул. Севастопольская-Рижская-Пржевальского, состоящего из трех этапов.
Указанное основание из пункта 21.15 статьи 51 ГрК РФ не следует.
Как следует из материалов дела, заказчик установил и указал в задании на проектирование, необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства в два этапа (секция 7.1, секция 7.2). Согласно разработанной документации первой очереди строительства секции 7.1 издано распоряжение от 25.10.2002 N 3802 Администрации о поэтапном строительстве, а в дальнейшем продлено уполномоченным органом в форме разрешения на строительство от 09.04.2013 N RU 72304000-104-рс.
Строительство объекта капитального строительства "Здание многофункционального назначения ГП-7 по ул. Севастопольская Рижская - Пржевальского" осуществляется на основании проектной документации шифр 0004-97-00, в составе проекта которой разделом 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно- технических мероприятий, содержание технологических решений" запроектирован подраздел а) - "Система электроснабжения".
В соответствии с пунктом 12.1 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации по инициативе застройщика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование (пункт 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, далее - Положение N 87). Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным Положением N 87 для объектов капитального строительства.
В целях Положения N 87 под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что разделение на этапы строительства объекта капитального строительства является полномочием застройщика-заказчика.
Поэтапный характер строительства следует также из пояснительной записки рабочего проекта "Здание многофункционального назначения, ГП-7 в квартале улиц: Севастопольская - Рижская - Пржевальского. Секция 7.1, 1-я очередь строительства", а также положительного заключения государственной экспертизы от 10.06.2009 N 72-1-4-0002-09.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов (пункт 6 статьи 52 ГрК РФ).
Пунктом 7 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 15 статьи 48 ГрК РФ проектная документация утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Таким образом, отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации допускается при условии внесения в проектную документацию соответствующих изменений и утверждения документации с вмененными изменениями, и о том, что такие изменения, внесенные после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, допускаются только при наличии заключения органа исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения.
В рассматриваемом случае необходимость внесения изменений в разрешение на строительство обусловлена не отклонением параметров объекта капитального строительства "Секция 7.1 (1-я очередь строительства здания многофункционального назначения ГП-7)", а необходимостью идентификации и ввода в эксплуатацию возведенной части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно от остальной части возводимого комплекса.
Согласно пояснениям ЗАО "ПСФ "Стар" для целей проектирования объекта Обществом получены технические условия и спроектирована система электроснабжения объекта капитального строительства "Здание многофункционального назначения ГП-7 по ул. Севастопольская - Рижская-Пржевальского".
Из представленных в дело доказательства следует, что система электроснабжения объекта капитального строительства состоит из кабельной линии 0,4 кВа и трансформаторной подстанции TП-630-10/0,4 кВ с двумя трансформаторами, описание которого приведено в разделе 4.1.8 лист N 33 пояснительной записки рабочего проекта.
Проект кабельной линии и трансформаторной подстанции являлся предметом рассмотрения органа государственной экспертизы, что подтверждается положительным заключением от 10.06.2009 N 72-1-4-0002-09 государственной экспертизы.
Согласно пояснениям заявителя ввиду того, что трансформаторная подстанция ТП-630-10/0,4 является источником электроэнергии для строительной площадки, строительство данной инженерной системы произведено Обществом в первую очередь.
С учетом изложенного разделение Обществом производимого строительства объекта на этапы в рассматриваемом случае не противоречит положениям ГрК РФ и осуществляется не с противоправной целью.
В результате испрашиваемых заявителем изменений параметры объекта капитального строительства остаются неизменными при выделении из строящегося объекта капитального строительства части, которая может вводиться и эксплуатироваться автономно.
Вопреки утверждениям подателя жалобы, проектные решения по всему возводимому объекту, на строительство которого выдано разрешение, включает часть, относящуюся к спорному сооружению - трансформаторной подстанции и кабельной линии. Проектная документация рассмотрена при проведении государственной экспертизы, на нее получено положительное заключение, представленное впоследствии в орган местного самоуправления при получении Обществом разрешения на строительство.
Доводы апелляционной жалобы Администрации в данной части отклоняются за необоснованностью таковых.
Место расположения трансформаторной подстанции и кабельной линии согласовано с сетевыми организациями, что нашло отражение на листе 2 "План сетей 10 кВ М1:500" проекта 0003-97-07-С6-ЭС. Представление данной проектной документации в уполномоченный орган в целях получения разрешения на строительство от 09.04.2013 N RU 72304000-104-рс Администрацией не оспаривается и не опровергнуто.
Кроме того, уполномоченный орган утверждает, что фактически заявителем проведена модификация проектной документации по объекту.
Согласно правилам пункта 5 статьи 48.2 ГрК РФ модифицированной проектной документацией признается проектная документация, в которую после получения положительного заключения экспертизы проектной документации внесены изменения, не затрагивающие конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства.
Между тем, как указано выше, фактически изменения, касающиеся напрямую составляющих возводимого объекта, заявителем не совершены. Инициатива ЗАО "ПСФ "Стар" по вынесению возведенной части объекта капитального строительства в самостоятельный этап не свидетельствует об изменении проектной документации, ее содержания, поскольку не влияет и не определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения строительства, а является способом осуществления организации ввода в эксплуатацию уже построенного объекта недвижимости в 1-й очереди строительства.
В период выдачи ЗАО "ПСФ "Стар" разрешения на строительство от 09.04.2013 N RU 72304000-104-рс действовала Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденная приказом Минрегиона России от 19.10.2006 N 120.
Согласно разделу I поименованной Инструкции в строке "Объект капитального строительства (наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, краткие проектные характеристики)" указываются:
- наименование объекта капитального строительства, в соответствии с утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документацией;
- краткие проектные характеристики:
общая площадь объекта капитального строительства;
площадь земельного участка;
количество этажей и/или высота здания, строения, сооружения;
строительный объем, в том числе подземной части;
количество мест, вместимость, мощность, производительность;
сметная стоимость объекта капитального строительства, по утвержденной в установленном порядке проектной сметной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
удельная стоимость 1 кв. м площади при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
количество очередей (пусковых комплексов) объекта капитального строительства.
В случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта указываются:
- общая протяженность линейного объекта;
- мощность линейного объекта.
Между тем в нарушение требований Инструкции при выдаче разрешения на строительство от 09.04.2013N RU 72304000-104-рс ответчиком внесена только запись "Инженерные сети" без указания технических проектных характеристик и наименования строения трансформаторной подстанции и сооружений сетей.
При этом материалы дела свидетельствуют о том, что фактически на момент выдачи разрешения на строительство от 09.04.2013 N RU 723 04000-104-рс трансформаторная подстанция и кабельная линия объекта здания многофункционального назначения ГП-7 уже были построены на основании указанного выше распоряжения Администрации города Тюмени от 25.10.2002 N 3802 в соответствии с архитектурно-планировочным заданием и техническими условиями.
Данные сведения отражены на листе 32 пояснительной записки рабочего проекта шифр 0004-97-00-ПЗ, заинтересованное лицо располагало ими, поскольку данные документы предоставлялись для получения разрешения для строительства. Обратное не доказано уполномоченным органом. Следовательно, Администрации надлежало отразить технические характеристики построенных объектов в разрешении на строительство от 09.04.2013 N RU 72304000-104-рс, что не было сделано.
С учетом установленных по делу обстоятельств апелляционный суд приходит к выводу о том, что у Администрации не имелось правовых оснований для отказа во внесении испрашиваемых ЗАО "ПСФ "Стар" изменений в разрешение на строительство от 09.04.2013 N RU 72304000-104-рс.
Удовлетворив заявление Общества, суд первой инстанции принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы Администрации не опровергают обоснованности решения суда первой инстанции, поскольку сводятся к несогласию с выводами и положенными в основу решения обстоятельствами.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей настоящей жалобы не распределяются ввиду освобождения Администрации от обязанности по уплате таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации города Тюмени оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.05.2018 по делу N А70-3067/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.