Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 6 декабря 2018 г. N Ф06-39563/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А55-1711/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Рогалевой Е.М., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился, извещен,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещен,
от Правительства Самарской области - не явился, извещен,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования по Самарской области - не явился, извещен,
от АО "Самарский комбинат керамических материалов" - Прасковьин Д.А., доверенность от 09.04.2018 г.,
от ОАО "Самарское" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2018 по делу N А55-1711/2018 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
Федерального агентства по управлению государственным имуществом,
к Правительству Самарской области,
третьи лица:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования по Самарской области,
АО "Самарский комбинат керамических материалов",
ОАО "Самарское",
о признании незаконным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обратились в суд с заявлением, в котором просят признать незаконным распоряжение Правительства Самарской области от 12.04.2016 г. N 253-р.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2018 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили отзыв АО "Самарский комбинат керамических материалов" и возражения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования по Самарской области на апелляционную жалобу, в которых они просят апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "Самарский комбинат керамических материалов", считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Самарской области от 12.04.2016 г. N 253-р, в соответствии со ст. 49, 56.2, 56.3, 56.6 Земельного кодекса РФ, ст. 279 ГК РФ, ст. 5 Закона Самарской области о земле, на основании ходатайства акционерного общества "Самарский комбинат керамических материалов", лицензии на пользование недрами (серия СМР N 80111, вид лицензии - ТЭ), выданной Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области 17.08.2015 акционерному обществу "Самарский комбинат керамических материалов", изъяты в целях ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, земельные участки.
Впоследствии на основании вышеозначенного распоряжения из земельного участка с кадастровым номером 63:22:1602006:193 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 63:22:1602006:608 и 63:22:1602006:609 площадью 165138 кв. м. и 96088 кв. м. соответственно, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
Согласно п. 4.1.14 Приказа Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", ТУ Росимущества в Самарской области предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектаров, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Согласно сведениям ЕГРН площадь спорного земельного участка с кадастровым номером 63:22:1602006:193 более десяти гектаров, полномочия предоставления данного участка в аренду возложены на Росимущество.
Росимущество считает распоряжение Правительства Самарской области от 12.04.2016 г. N 253-р незаконным, подлежащим отмене, нарушающим имущественные права и интересы Российской Федерации.
Согласно п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432, Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющую государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно п. 4 вышеизложенного положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Поручением N ЕГ-10/214 от 11.01.2018 г. Росимущество поручило ТУ Росимущества в Самарской области осуществление мероприятий по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации путем отмены распоряжения Правительства Самарской области от 12.04.2016 N 253-р, как принятого с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Во исполнение настоящего поручения ТУ Росимущества в Самарской области обратилось с заявлением в Арбитражный суд Самарской области.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
АО "Самарский комбинат керамических материалов" (далее ЗАО "СККМ") в 2004 году предоставлено право пользования недрами с целью добычи кирпичных глин месторождения Алексеевское-II (лицензия СМР 00909 ТЭ от 18.05.2004).
В связи с изменением наименования юридического лица пользователя недр с ЗАО "СККМ" на АО "СККМ", указанная лицензия была переоформлена на СМР 80111 ТЭ от 17.08.2015 сроком действия до 31.12.2064.
Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предусмотрено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью.
Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
На основании ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно ст.7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Министерство является распорядителем недр в части участков недр местного значения на основании Закона о недрах.
В соответствии с распоряжением Минприроды России, Госгортехнадзора России и Администрации Самарской области от 24.02.2004 N 96-р/Р-3/345 песок относятся к общераспространенным полезным ископаемым.
Горный отвод в уточненных границах, предоставленный ЗАО "СККМ" Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Самарской области, имеет площадь 95,4 га (горноотводной акт N 013-14 от 23.07.2014 переоформлен министерством на N 01 -2015 от 23.11.2015 сроком действия до 31.12.2064).
Горный отвод расположен в границах нескольких земельных участков, том числе в границах земельных участков с кадастровыми номерами 63:22:1602006:193:ЗУ1 и 63:22:1602006:193:ЗУ2.
В соответствии с "Проектом разработки и рекультивации месторождения кирпичных глин Алексеевское-II" (ООО "Нерудпроект", г. Саратов, 2004) запасы полезного ископаемого отрабатываются поэтапно, и осуществляется рекультивация земельных участков, нарушенных горными работами. В границах земельного участка с кадастровым номером 63:22:1602006:193:ЗУ1 запасы кирпичных глин отработаны, но не завершена рекультивация участка, в границах второго земельного участка с кадастровым номером 63:22:1602006:193:ЗУ2 запасы полезного ископаемого еще не отработаны.
Таким образом, использование указанных земельных участков предполагает необходимость их оформления в соответствии с действующим законодательством для целей недропользования.
АО "СККМ" является одним из самых крупных предприятий в Самарской области по объему добычи кирпично-черепичного сырья (100-150 тыс. м3), что составляет около 35% от всех добытых кирпично-черепичных глин в области. Ежегодный объем добычи согласно проектной документации составляет 200 тыс. м3, который допустимо корректировать годовыми планами развития горных работ. Планы развития горных работ ежегодно в установленном порядке согласовываются в Средне-Поволжском управлении федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и предоставляются в Министерство.
Обязанность оформления в соответствии с действующим законодательством земельного участка (или водного объекта), необходимого для ведения работ, связанных с пользованием недрами, закреплена за недропользователем.
В статье 25.2.Закона о недрах указано на возможность осуществления изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в т.ч. лесных участков, в тех случаях, когда такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно п.3. ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 5 Закона Самарской области "О земле" к полномочиям Правительства Самарской области относится принятие решений об изъятии земельных участков в случаях, установленных законами.
Согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе по основаниям, предусмотренными федеральными законами.
Согласно ст. 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:
1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
Согласно п. 5.3.19 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293, полномочия по принятию решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя) возложены на Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) и его территориальные органы.
Таким образом, законодатель определил, что решение об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования в случае, если изъятие земельных участков необходимо для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, принимается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в остальных случаях - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Роснедра и его территориальные органы).
Согласно п. 1 ч.1 ст. 2.3 Закона "О недрах" к участкам недр местного значения относятся, в том числе участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
В соответствии п.2.1.,2.2. распоряжения Государственной геологической службы Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. N 47-р "Об утверждении "Временных методических рекомендаций по рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным" к общераспространенным полезным ископаемым могут быть отнесены неметаллические и горючие полезные ископаемые, пространственно и генетически связанные с осадочными, магматическими или метаморфогенными породами, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, в том числе глины.
Согласно Распоряжения Министерства природных ресурсов РФ, Федерального горного и промышленного надзора России и Администрации Самарской области от 24 февраля 2004 г. N 96-р/Р-3/345 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Самарской области" к общераспространенным полезным ископаемым относятся, в том числе, глины (кроме бентонитовых, огнеупорных, формовочных, кислотоупорных, используемых для фарфоро-фаянсовой, металлургической и цементной промышленности). Таким образом, кирпичные глины являются общераспространенными полезными ископаемыми.
Указанный порядок распределения полномочий по принятию решения об изъятии земельных участков для государственных (муниципальных) нужд в целях недропользования существовал и в ранее действовавшем законодательстве.
В частности, согласно п.2. Положения о подготовке и рассмотрении ходатайств об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также принятии решений об их изъятии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 294 г. "О подготовке и рассмотрении ходатайств об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также принятии решений об их изъятии", решение об изъятии земельных участков принималось:
а) Федеральным агентством по недропользованию - в отношении земельных участков, за исключением участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
б) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
Согласно статье 5 Закона Самарской области "О земле" к полномочиям Правительства Самарской области относится принятие решений об изъятии земельных участков в случаях, установленных законами.
Согласно п.п. 3 ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, предусмотренными федеральными законами.
Согласно ст. 25.2 Закона "О недрах" допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно п.2 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
При этом, согласно п. 4. ст. 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (в том числе, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей).
Акционерное общество "Самарский комбинат керамических материалов" обратилось с ходатайством в Правительство Самарой области об изъятии следующих земельных участков, подлежащих образованию из земельного участка с кадастровым номером 63:22:16 02 006:193: земельного участка (условный номер земельного участка 63:22:16 02 006:193:ЗУ1) площадью 165138 кв. м. и земельного участка (условный номер земельного участка 63:22:16 02 006:193:ЗУ2) площадью 96088 кв. м., обосновывая ходатайство необходимостью проведения работ, связанных с пользованием недрами, подтверждая указанную необходимость лицензией на пользование недрами (серия CMP N 80111, вид лицензии ТЭ), выданной 17.08.2015 министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
На момент изъятия земельный участок площадью 507860 кв. метров (кадастровый номер 63:22:16 02 006:193), из которого необходимо было образовать земельные участки, подлежащие изъятию, принадлежал на праве собственности Российской Федерации и был предоставлен на нраве аренды открытому акционерному обществу "Самарское" и обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная группа "Репродукция" согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.03.2016 N 90-15623443.
На основании Лицензии на пользование недрами СМР N 80111 ТЭ от 17.08.2015 г. (далее - Лицензия) АО "СККМ" до 31.12.2064 г. предоставлено право пользования участком недр месторождение глины кирпичной Алексеевское-II, расположенном в муниципальном районе Кинельский Самарской области для добычи глины кирпичной.
Приложением к Требованиям к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 23 апреля 2015 г. N 250 утверждена форма Ходатайства (далее - Форма).
Для обоснования принятия решения об изъятии земельных участков для государственных (муниципальных) нужд в п. 5.2. Формы лицо, ходатайствующее об изъятии должно указать наименование органа, выдавшего лицензию на пользование недрами и дата выдачи и номер лицензии на пользование недрами, что и было сделано АО "СККМ". Представление каких-либо дополнительных сведений, обосновывающих принятие решения об изъятии земельных участков для государственных (муниципальных) нужд, приказ Министерства экономического развития РФ от 23 апреля 2015 г. N 250 не предусматривает.
Обосновывая незаконность оспариваемого распоряжения N 253-р заявитель указывает на отсутствие нужды государства в изъятии указанных земельных участков, ссылаясь при этом на то, что само по себе наличие лицензии на право пользование участком недр местного значения, не является безусловным основанием, свидетельствующим о том, что деятельность акционерного общества "Самарский комбинат керамических материалов" направлена на удовлетворение публичных интересов.
Вместе с тем, заявителем не учтено то, что исходя из норм статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения является отдельным основанием для такого изъятия и не предусматривает необходимость обоснования нужды государства в принятии решения по обозначенному вопросу.
Указанный довод подтверждается нормами статьи 56.3 Земельного кодекса РФ, из пункта 1 которой следует, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
При этом пунктом 2 рассматриваемой статьи определено, что принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано, в частности лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Данный вывод подтверждается судебной практикой (постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.04.2011 по делу N А07-11956/2010, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.08.2011 по делу N А55-22660/2010, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.11.2011 по делу А55-5407/2011.
Таким образом, само по себе наличие лицензии на пользование недрами уже является основанием для изъятия земельных участков для государственных нужд без дополнительного обоснования нужды государства в принятии решения по обозначенному вопросу.
Кроме того следует учитывать, что ОАО "Самарское" на момент изъятия фактически не пользовалось земельным участком с кадастровым номером 63:22:1602006:193 площадью 165138 кв.м., поскольку он занят отработанным карьером АО "СККМ" (решение АС Самарской области от 21.07.2009 по делу N А55-38/2009).
Ссылка Росимущества на Обзор судебной практики ВС РФ N 1 от 13.04.2016 (определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 октября 2015 г. N 309-КГ15-5924) является необоснованной, поскольку предметом рассмотрения являлась не нужда государства при изъятии земельного участка, связанного с добычей полезных ископаемых, а изъятие земельного участка в связи с принятием администрацией постановления о развитии застроенной территории и заключения с компанией договора о развитии застроенной территории, при котором действительно необходимо обосновать нужду государства. Кроме того, предметом спора являлись отношения об изъятии имущества, находящегося в частной собственности, что нашло свое отражение в обосновании выводов судебной коллегии.
Как следует из отзыва ОАО "Самарское", распоряжение N 253-р не нарушило каким-либо образом права и законные интересы ОАО "Самарское" в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, ОАО "Самарское" согласно с данным Распоряжением.
Согласно п.3 Распоряжения N 253-р АО "СККМ" было предписано осуществить возмещение АО "Самарское" по племенной работе за изымаемые участки.
В соответствии с п.2.4. Соглашения об изъятии земельных участков в целях ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения N 1 от 13 июля 2017 года (далее - Соглашение), договора аренды N 1/17-610 от 27.07.2017 г. АО "Самарское" по племенной работе взамен изымаемых участков был предоставлен на праве аренды земельный участок 63:22:1602006:610, площадью 98 449 кв.м., принадлежащий АО "СККМ" на праве собственности. При этом, несмотря на то, что общий размер возмещения за изымаемые участки составил 655 000 рублей, а рыночная стоимость предоставляемого участка 12 539 000 рублей, АО "СККМ" отказалось от права требовать от АО "Самарское" по племенной работе оплаты разницы (абз.2 п. 2.5. Соглашения).
Также следует принять во внимание, что существенные условия договора аренды N 1/17-610 от 27.07.2017 г. между АО "СККМ" и АО "Самарское" по племенной работе более выгодны для АО "Самарское" по племенной работе, чем существенные условия прекращенного договора аренды земельного участка N 15-2017(2016-2056) от 25.04.2017 между АО "Самарское" по племенной работе и ТУ Росимущества в Самарской области. Так, согласно п. 3.1. договора аренды N 1/17-610 от 27.07.2017 г. размер арендной платы составляет 552,30 руб., а согласно п. 3.1. договора аренды земельного участка N 15-2017(2016-2056) от 25.04.2017 размер арендной платы составлял 1982,71 руб.
В настоящее время АО "Самарское" по племенной работе продолжает пользоваться на праве аренды земельным участком 63:22:1602006:610, предоставленным АО "СККМ", для реализации своих уставных целей, своевременно уплачивает арендную плату.
Кроме того, на основании п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, п.п. "д" п.3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582) размер арендной платы, уплачиваемой Росимуществу и ТУ Роисмущества в Самарской области, в случае предоставления земельных участков АО "СККМ" составит 2% от кадастровой стоимости в год, причем кадастровая стоимость земель промышленности выше земель сельскохозяйственного назначения. Размер же арендной платы для ОАО "Самарское", на основании п.2 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливался в пределах 0,3 % от кадастровой стоимости в год.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции сдела правильный вывод о том, что распоряжение Правительства Самарской области N 253-р было принято в соответствии с нормами статей 49, 56.2, 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 25.2 Закона "О недрах", статьи 5 Закона Самарской области "О земле", нормы закона или иного нормативного правового акта, которым не соответствует распоряжение отсутствуют, ввиду чего указанный акт является законным и обоснованным.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 198 АПК РФ, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно пункту 6 распоряжения N 253-р оно подлежит опубликованию в средствах массовой информации, ввиду чего заявитель имел возможность ознакомиться с оспариваемым актом в 2016 году, тем самым пропустив трехмесячный срок для обращения в суд с подобным заявлением.
Кроме того, акционерное общество "Самарский комбинат керамических материалов" заявлением от 16.10.2017 N 1303 (вх. N 95075 от 17.10.2017 г.) обращалось к заявителю по вопросу предоставления в аренду вышеуказанных земельных участков, из которого заявитель однозначно должен был узнал об оспариваемом распоряжении N 253-р, однако обратился в суд с пропуском трехмесячного срока, установленного АПК РФ.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка обращения в суд.
Совершению процессуального действия (подача настоящего заявления) в установленный срок никаких препятствий для заявителя не имелось.
Суд первой инстанции правомерно сослался на то, что указанные заявителем причины носят субъективный характер и не свидетельствуют о наличии объективных обстоятельств препятствующих подаче заявления в установленный процессуальным законодательством срок.
Предусмотрев нормы о восстановлении процессуального срока и об отказе в его восстановлении, процессуальный закон отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего ходатайства, представленным в его обоснование доказательствам и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными.
Поэтому применение судом предусмотренных процессуальным законом норм при решении вопроса об удовлетворении или об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока не может рассматриваться как отказ в судебной защите (Определение ВАС РФ от 9 октября 2009 г. N ВАС-12748/09).
Заявитель доказательства наличия уважительных причин пропуска срока обращения в арбитражный суд не представил, в связи с чем, судом первой инстанции правомерно отказано заявителю в восстановлении срока на обращение в суд.
Учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока подачи заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Ссылку заявителя на то, что в рассматриваемом случае, при определении срока на обращение в суд следует применять не ч.4 ст.198 АПК РФ, а ст.196 ГК РФ, т.е. общий, трехлетний срок исковой давности, нельзя признать обоснованной. Требования заявителя сформулированы в виде просьбы признать недействительным (незаконным) ненормативный акт - распоряжение Правительства Самарской области, таким образом, настоящее дело рассматривалось по правилам главы 24 АПК РФ. Срок на обращение в суд по делам данной категории определен ч.4 ст.198 АПК РФ как три месяца.
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июня 2018 года по делу N А55-1711/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1711/2018
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом
Ответчик: Правительство Самарской области
Третье лицо: АО "Самарский комбинат керамических материалов", МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ОАО "САМАРСКОЕ", Федеральное агенство по управлению государственным имуществом