город Томск |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А03-4930/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Стасюк Т.Е., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Захарчука Е.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гуренко Е.Ю. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления по сельскому хозяйству, землепользованию, природопользованию и управлению муниципальным имуществом Администрации Змеиногорского района Алтайского края (N 07АП-7000/2018) на решение от 07.06.2018 Арбитражного суда Алтайского края (судья Атюнина М.Н.) по делу N А03-4930/2018 по иску первого заместителя прокурора Алтайского края, г. Барнаул, в интересах муниципального образования - Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Змеиногорского района Алтайского края к Управлению по сельскому хозяйству, землепользованию, природопользованию и управлению муниципальным имуществом Администрации Змеиногорского района Алтайского края (г. Змеиногорск, ОГРН 1152209000096, ИНН 2205004500) к обществу с ограниченной ответственностью "Змеиногорский водоканал" (г. Змеиногорск, ОГРН 1172225033232, ИНН 2206004845) о признании недействительным договора аренды N 18 от 03.10.2017 и применении последствий недействительности сделки.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Семитко Е.Е. по поручению прокурора Алтайского района от 21.08.2018,
от ответчиков: не явились (извещены),
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Алтайского края (далее - Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Управлению по сельскому хозяйству, землепользованию, природопользованию и управлению муниципальным имуществом Администрации Змеиногорского района Алтайского края (далее - Управление) и обществу с ограниченной ответственностью "Змеиногорский водоканал" (далее - ООО "Змеиногорский водоканал") о признании недействительным договора аренды N 18 от 03.10.2017 в редакции дополнительного соглашения от 07.11.2017 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ООО "Змеиногорский водоканал" возвратить Управлению муниципальное имущество:
Водопровод в с. Барановка Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину N 5/91, глубиной 95 м, 1991 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 8-25-100, 2017 года ввода в эксплуатацию;
- скважину N 41/83, глубиной 28 м, 1983 г. ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 8-25-125
- резервуар объем 1000 м3, 1977 года ввода в эксплуатацию;
- резервуар объем 1000 м3, 1977 года ввода в эксплуатацию;
- резервуар объем 1000 м3, 1977 года ввода в эксплуатацию;
- сооружение водопровод, протяженностью 23 000,00 м, 1970 года ввода в эксплуатацию;
- башню Рожновского, объем 40 м3, 1987 года ввода в эксплуатацию;
- станцию водоочистки питьевой воды, 2012 г. ввода в эксплуатацию;
- поселковую канализацию, 1996 г. ввода в эксплуатацию;
- насосный агрегат СД 160/4537х1500, 2017 года ввода в эксплуатацию;
- автомобиль ГАЗ 53 (цистерна), гос. рег. знак В668ЕМ22, 1990 года;
- автомобиль ГАЗ 53 (цистерна), гос. рег.знак В669ЕМ22, 1986 года;
- установку УПРВК 03, 2015 года ввода в эксплуатацию.
Водопровод в с. Гальцовка Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину 10/67, глубиной 74 м, 1967 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-125;
- резервуар, объем 500 м3, 1978 года ввода в эксплуатацию;
- сооружение водопровод, протяженностью 5 200,00 м, 1978 года ввода в эксплуатацию;
- башню Рожновского, объем 30 м3, 1987 года ввода в эксплуатацию;
- поселковую канализацию, 1983 года ввода в эксплуатацию.
Водопровод в с. Карамышево Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину N 17546, 1982 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 8-25-125;
- скважину N 17547, 1968 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 8-10-125;
- скважину N 9967, глубиной 43 м, 1969 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-10-125;
- скважину N 9968, глубиной 43 м, 1969 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-10-110;
- резервуар, объем 300 м3, 1969 года ввода в эксплуатацию;
- сооружение водопровод, протяженностью 11 600,00 м, 1972 года ввода в эксплуатацию;
- установку УПРВК 03, 2015 года ввода в эксплуатацию;
- башню Рожновского, 1971 года ввода в эксплуатацию.
Водопровод в п. Березовка Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину N 9130, глубиной 41 м, 1968 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-125, 2017 года ввода в эксплуатацию;
- сооружение водопровод, протяженностью 3000,00 м, 1978 года ввода в эксплуатацию;
- башню Рожновского, объем 25 м3, 1969 года ввода в эксплуатацию.
Водопровод в п. Новокузнецовка Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину N 19822, глубиной 22 м,1984 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-80, 2017 года ввода в эксплуатацию;
- сооружение водопровод, протяженностью 2900,0 м, 1978 года ввода в эксплуатацию.
Водопровод в п. Воронеж Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину N 12822, глубиной 32 м, 1973 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-100;
- скважину, 1973 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-100;
- сооружение водопровод, протяженностью 5300,00 м, 1978 года ввода в эксплуатацию.
Водопровод в с. Кузьминка Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину N 5076, 1976 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-125;
- скважину N 3389, 1989 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,5-125, 2017 года ввода в эксплуатацию;
- сооружение водопровод, протяженностью 13750 м, 1971 года ввод в эксплуатацию;
- установку УПРВК 03, 2015 года ввода в эксплуатацию;
- башню Рожновского, объем 25 м3, 1983 года ввода в эксплуатацию.
Водопровод в п. Утка Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину N 8668, 1968 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-125;
- комплекс поддержания давления VC-10-11-7,5, 2017 года ввода в эксплуатацию;
- сооружение водопровод, протяженностью 3400 м, 1975 года ввода в эксплуатацию;
- башню Рожновского, объем 25 м3, 1989 года ввода в эксплуатацию.
Водопровод в п. Предгорный Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину N 69/82, 1989 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-125, 2017 года ввода в эксплуатацию;
- сооружение водопровод, протяженностью 6100 м, 1982 года ввода в эксплуатацию;
- башню Рожновского, объем 25 м3., 1983 года ввода в эксплуатацию.
Водопровод в с. Никольск Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину N 38/81, 1981 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-125;
- скважина N 43/87, глубиной 60 м, 1987 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-125;
- резервуар, объем 300 м3, 1981 года ввода в эксплуатацию;
- сооружение водопровод, протяженностью 9000 м, 1981 года ввода в эксплуатацию.
Водопровод в с. Саввушка Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину N 45/78, глубиной 30 м, 1978 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,5-125, 2017 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,5-125;
- скважину N 27/78, 1978 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-10-125;
- скважину N 28/78, 1978 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-10-125;
- сооружение водопровод, протяженностью 2500 м, 1982 года ввода в эксплуатацию;
- башню Рожновского, объем 25 м3, 1978 года ввода в эксплуатацию.
Водопровод в п. Октябрьский Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину N 5770 (п. Павловка), 1969 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 8-40-180, 2017 года ввода в эксплуатацию;
- резервуар, 1970 года ввода в эксплуатацию;
- сооружение водопровод, протяженностью 17900 м, 1964-1989 годы ввода в эксплуатацию;
- установку УПРВК 03, 2015 года ввода в эксплуатацию;
- ЛЭП, 1969 года ввода в эксплуатацию;
- автомобиль УАЗ 3151210, гос. рег. знак У688НУ22, 1995 года.
Водопровод в п. Отрада Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину N 9970, глубиной 60 м, 1960 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-125;
- сооружение водопровод, протяженностью 4000,00 м, 1970 года ввода в эксплуатацию;
- башню Рожновского, объем 25 м3, 1969 года ввода в эксплуатацию.
Водопровод в п. Тушканиха Змеиногорского района Алтайского края:
- водопровод, 1969 года ввода в эксплуатацию;
- башню Рожновского, объем 25 м3.
Водопровод в п. Локоток Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину N 9969, 1968 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-125;
- сооружение водопровод, протяженностью 5700 м, 1979 года ввода в эксплуатацию;
- башню Рожновского, объем 25 м3, 1968 года ввода в эксплуатацию.
Водопровод с. Таловка Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину N Р-22/68, глубиной 122 м, 1983 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-125;
- насос ЭЦВ 6-6,5-125, 2017 года ввода в эксплуатацию;
- скважину N Р-72/72, глубиной 102 м, 1983 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-125, 2017 года ввода в эксплуатацию;
- скважину N Р-59/72, глубиной 102 м, 1983 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-10-125;
- водопровод, 1974, 1964 годы ввода в эксплуатацию;
- башню Рожновского, объем 25 м3, 1964 года ввода в эксплуатацию;
- резервуар, 1974 г. ввода в эксплуатацию.
Водопровод в п. Беспаловский Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину 21/86, глубиной 45 м, 1967 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-10-125;
- скважину 80/57, глубиной 45 м, 1967 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-125;
- скважину N 63/67, глубиной 45 м, 1967 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-125;
- скважину, глубиной 45 м, 1967 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,5-120;
- водопровод, 1980 года ввода в эксплуатацию;
- резервуар, 1986 года ввода в эксплуатацию.
Водопровод в п. Черепановский Змеиногорского района Алтайского края:
- скважину N 21323, глубиной 27 м, 1987 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-10-125;
- скважину N 21867, глубиной 18 м, 1978 года ввода в эксплуатацию;
- комплекс поддержания давления VC-10-11-7,5, 2017 года ввода в эксплуатацию;
- насос ЭЦВ 6-6,3-125;
- сооружение водопровод, протяженностью 6000 м, 1978 года ввода в эксплуатацию;
- башню Рожновского, объем 25 м3, 1987 года ввода в эксплуатацию;
- резервуар, объем 300 м3, 1987 года ввода в эксплуатацию;
- резервуар, объем 300 м3, 1987 года ввод в эксплуатацию.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 07.06.2018 иск удовлетворен. Признан недействительным договор аренды N 18 от 03.10.2017 в редакции дополнительного соглашения от 07.11.2017, заключенный между Управлением и ООО "Змеиногорский водоканал". Применены последствия недействительности ничтожной сделки - договора аренды имущества N 18, заключенного 03.10.2017 в виде обязания ООО "Змеиногорский водоканал" возвратить Управлению указанное выше муниципальное имущество.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что ответчиком в нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции, части 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ оспариваемый договор заключен без проведения торгов на право его заключения. Судом не учтен тот факт, что Управлением данный договор был заключен в условиях чрезвычайной ситуации и в целях исполнения полномочий в сфере водоснабжения. Ссылаясь на пункт 5 статьи 39 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", в соответствие с которым балансовая стоимость незарегистрированного недвижимого имущества, включаемого в объект концессионного соглашения не может превышать пятидесяти процентов балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения, указывает, что балансовая стоимость объектов водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Змеиногорский район Алтайского края составляет 58 370,67 тыс. руб., в том числе балансовая стоимость не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав составляет 31 020,40 тыс. руб., что составляет 53 %. Данные обстоятельства не позволили Управлению по сельскому хозяйству, землепользованию, природопользованию и управлению муниципальным имуществом Администрации Змеиногорского района Алтайского края заключить концессионное соглашение.
Прокуратура в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов, указывает на их необоснованность, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Прокуратуры настаивал на доводах отзыва на апелляционную жалобу.
Ответчики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемое решение суда, суд апелляционной инстанции считает, что основания для его отмены отсутствуют. Выводы суда основаны на следующем.
Согласно материалам дела, между Управлением (арендодатель) и ООО "Змеиногорский водоканал" (арендатор) был заключен договор от 03.10.2017 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, предназначенного для оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям Змеиногорского района Алтайского края в редакции дополнительного соглашения от 07.11.2017, согласно которому арендодатель передал арендатору во временное пользование сроком на 11 месяцев вышеуказанное муниципальное имущество.
Считая договор аренды от 03.10.2017 недействительным, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, пришел к выводу о том, что ответчиками нарушен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения, в нарушение требований закона вместо концессионного соглашения заключен договор аренды.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В силу абзаца третьего части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 2 названной статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В связи с принятием Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 103-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2014, за исключением отдельных положений, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении.
В силу части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, если все объекты водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право его заключения (за исключением случаев, предусмотренных законом), порядок проведения конкурса и существенные условия данного соглашения урегулированы Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ)
При этом согласно части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 этой статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24, является ничтожным.
Следует отметить, что частью 6 статьи 5 Закона N 103-ФЗ был установлен переходный период, позволяющий со дня официального опубликования (08.05.2013) названного Закона и до 01.01.2015 передавать права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
В указанный период необходимо было провести мероприятия по подготовке концессионного соглашения.
Судом установлено, что спорный договор аренды заключен 03.10.2017, то есть не в установленный Законом N 103-ФЗ переходный период; указанное в договоре и приложении к нему имущество является собственностью муниципального образования Змеиногорского района и входит в состав системы водоснабжения населенных пунктов, расположенных на территории указанного муниципального образования; переданные ООО "Змеиногорский водоканал" в аренду объекты (сети водопровода и канализации) введены в эксплуатацию в период с 1960 по 1990 год.
Заключение спорного договора вне предусмотренных законом обязательных конкурсных процедур нарушает права муниципального образования на эффективное и рациональное использование муниципального имущества, на развитие добросовестной конкуренции.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал, что муниципальные объекты водоснабжения и водоотведения переданы ООО "Змеиногорский водоканал" с нарушением требований приведенных норм по договору аренды, а не концессионному соглашению, соответственно, сделал правомерный вывод о том, что оспариваемая сделка является ничтожной.
Довод жалобы о заключении договора аренды в условиях чрезвычайной ситуации подлежит отклонению.
В силу положений пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
При этом требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях, то есть выход за рамки обыденного обстоятельства, невозможность предвидения наступления соответствующих обстоятельств, необычайность для тех или иных жизненных условий. А непредотвратимость соответствующего обстоятельства имеет место в ситуации, когда любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Согласно абзацу 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Указанные ответчиком обстоятельства не свидетельствует о возникновении чрезвычайной ситуации, требующей передачу объектов водоснабжения в аренду без проведения торгов, и не являются основанием для оценки заключенной ответчиками сделки как соответствующей закону. Кроме того, государственным (муниципальным) органам должно было быть известно о необходимости выполнения мероприятий, направленных на соблюдение требований закона при передаче объектов холодного водоснабжения и (или) водоотведения во владение и пользование иным лицам.
Ответчик в апелляционной жалобе, ссылаясь на пункт 5 статьи 39 Закон N 115-ФЗ, указывает, что балансовая стоимость объектов водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Змеиногорский район Алтайского края составляет 58 370,67 тыс. руб., в том числе балансовая стоимость не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав составляет 31 020,40 тыс. руб., что составляет 53 %.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 39 Закон N 115-ФЗ концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, может предусматриваться предоставление концедентом во владение и (или) в пользование концессионера водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, тепловых сетей в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее - незарегистрированное недвижимое имущество), при выполнении следующих условий: балансовая стоимость незарегистрированного недвижимого имущества не превышает пятидесяти процентов балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения) балансовая стоимость незарегистрированного недвижимого имущества не превышает пятидесяти процентов балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения.
В соответствии с указанной нормой концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, может предусматриваться предоставление концедентом во владение и (или) в пользование концессионера водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее - незарегистрированное недвижимое имущество), при выполнении условия, что балансовая стоимость незарегистрированного недвижимого имущества не превышает пятидесяти процентов балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества.
Из представленной с материалы дела выписки из ЕГРП следует, что о некоторых объектах, которые преданы ответчику по оспариваемому договору, имеются сведения в Едином государственном реестре недвижимости. Додовод о том, что балансовая стоимость переданного имущества ООО "Змеиногорский водоканал" по договору аренды N 18 от 03.10.2017 (не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав) составляет более 50 % всего включаемого в объект данного договора имущества, не подтвержден.
Поскольку, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового обоснования и документального подтверждения, они не могут являться основанием к отмене судебного акта.
В соответствии с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы права, подлежащие применению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.06.2018 по делу N А03-4930/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4930/2018
Истец: Прокуратура Алтайского края
Ответчик: ООО "Змеиногорский водоканал", Управление по сельскому хозяйству, земплепользованию и природопользованию Администрации Змеиногорского района
Третье лицо: Прокуратура Томской области