город Москва |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А40-25574/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Бондарева А.В., Алексеевой Е.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зиньковской Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Баланс Плюс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 мая 2018 года по делу N А40-25574/18, принятое судьей Голоушкиной Т.Г. (54-114) по иску Общества с ограниченной ответственностью "Баланс Плюс" (ОГРН 1027739261703) к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) третье лицо: Правительство г. Москвы об установлении ставки арендной платы
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Истомина М.С., Семенова Т.А. по доверенности от 07.02.2018 г.;
от ответчика: Бушуев Б.А. по доверенности от 27.12.2017 г.;
от третьего лица: Бушуев Б.А. по доверенности от 27.07.2018 г.;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Баланс Плюс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы с исковыми требованиями:
- о признании за ООО "Баланс Плюс" права на применение льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв. м. в год по Договору от 26.07.2006 N 1-1294/07 аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы с 01.01.2017 г. по дату, указанную в актуальной редакции Постановления Правительства Москвы N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы";
- обязании Департамент городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендной платы ООО "Баланс Плюс" с 01.01.2017 г. по день вступления судебного решения в законную силу по ставке 4 500 руб. за 1 кв. м. в год по Договору от 26.07.2006 N 1-1294/07 аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что суд ошибочно указал, что Департамент городского имущества города Москвы г.Москвы не является ненадлежащим ответчиком по данному делу, выводы суда о применении рыночной ставки арендной платы основаны на искаженном толковании ФЗ "О защите конкуренции", решение вопроса о предоставлении имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства не относится к компетенции Межведомственной комиссии, тем более абзац 2 п. 1.1 Постановления Правительства Москвы N 800-ПП, на который сослался суд, утратил силу с января 2017 года.
Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика и третьего лица в судебном заседании против доводов жалобы возражал, отзыв на жалобу не направил.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2018 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между Департаментом имущества г. Москвы и ООО "Баланс Плюс" заключен договор аренды от 26.12.2007 N 01-01294/07.
Предметом указанного договора являются нежилые помещения площадью 96,8 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Большой Каретный пер., д. 8, стр. 2 (п. 1.1).
Нежилые помещения переданы в аренду для использования под производственные цели (п. 1.4).
Срок действия договора аренды установлен до 01.12.2012 г. (п. 2.1). После истечения указанного срока в соответствии с п. 2.5 договора, с. 621 ГК РФ договор аренды возобновлен на неопределенный срок.
При рассмотрении дела судом установлено, что 11.05.2017 между ДГИ и ООО "Баланс Плюс" заключено дополнительное соглашение к договору аренды, в соответствии с условиями которого, договор продлен на срок до 01.10.2021. (п.1), с 30.01.2017 ставка арендной платы установлена в размере 13 155,0 руб./кв.м. в год по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды (п. 3).
Согласно ч. 9 ст. 17.1 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом, исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года.
Поскольку, договор аренды с истцом заключен без проведения торгов, что на момент его заключения не противоречило закону.
В соответствии с разъяснениями ФАС России о применении ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции", оформленным письмом от 24.04.2014 N ЦА/16309/14, положения частей 9 - 11 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции применяются в отношении действующих договоров аренды государственного или муниципального имущества, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе до 01.07.2008, не исключая субъектов малого и среднего предпринимательства, при условиях: если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.
Договор аренды государственного или муниципального имущества, продленный на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, может быть продлен по тем же основаниям неограниченное количество раз при условии соблюдения требований, установленных частью 9 указанной статьи.
Подписав Дополнительное соглашение о продлении срока и изменении размера арендной платы по договору аренды, стороны пришли к соглашению об изменении существенных условий договора аренды нежилых помещений и приняли на себя обязательства по их исполнению.
Заявитель обращался и в Департамент с заявлением и в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства о предоставлении имущественной поддержки на 2017 год.
Правительством Москвы приняты Постановление от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", Постановление от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы".
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424- ПП "О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Согласно п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" льготная ставка арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, до 1 января текущего года решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего Постановления
Законодателем определено, что субъект малого предпринимательства, претендующий на получение имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на арендуемый объект нежилого фонда, находящийся в имущественной казне города Москвы, должен был представить в Департамент городского имущества города Москвы или Межведомственную комиссию по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства пакет документов, предусмотренных п. 5.1 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства.
На обращение Истца в Комиссию с заявлением о предоставлении имущественной поддержки на 2017 год Департамент письмом от 07.12.2017 N ДГИ- 251686/17-(0)-1 сообщил Истцу, что Межведомственной комиссией по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства принято решение об отсутствии оснований для предоставления на 2017 год имущественной поддержки.
Основанием для отказа послужило заключение профильного департамента о том, что Истцом не осуществляется производственная деятельность.
Тем самым, с даты вступления в силу постановления Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП (20.10.2015) у Департамента отсутствуют правовые основания для принятия решения об имущественной поддержке общества в виде предоставления льготной арендной платы в отсутствие положительного решения Межведомственной комиссии не зависимо от даты заключения договора аренды и дополнительных соглашений к договору аренды.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.04.2013 N 236-ПП решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления льготной арендной ставки принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Однако, департамент не наделен правом принятия таких решений, уведомляет обратившихся лиц о принятии соответствующих решений Межведомственной комиссией.
Также, истцом заявлено требование об обязании Департамент городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендной платы ООО "Баланс Плюс" с 01.01.2017 г. по день вступления судебного решения в законную силу по ставке 4 500 руб. за 1 кв. м. в год по Договору от 26.07.2006 N 1-1294/07 аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции указал, что силу изложенных обстоятельств и доказательств со стороны истца, требование истца о признании за ООО "Баланс Плюс" права на применение льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв. м. в год по Договору от 26.07.2006 N 1-1294/07 необоснованно и подлежит оставлению без удовлетворения.
Также, требование об обязании Департамента городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендной платы, отклонено судом первой инстанции поскольку действующим законодательством не предусмотрен способ защиты прав и законных интересов путем предъявления неимущественного требования об обязании ответчика произвести перерасчет арендной платы ООО "Баланс Плюс" без предъявления требования имущественного характера, в результате чего судом сделан верный вывод о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты прав.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд ошибочно указал, что ответчик является ненадлежащим по данному делу, выводы суда о применении рыночной ставки арендной платы основаны на искаженном толковании ФЗ "О защите конкуренции", решение вопроса о предоставлении имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства не относится к компетенции Межведомственной комиссии, признан судом апелляционной инстанции необоснованным по следующим основаниям.
В силу требований п. 2.1 ставка арендной платы, указанная в пункте 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Заключение Межведомственной комиссии о наличии оснований для предоставления истцу имущественной поддержки суду не представлено.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что для установления льготной ставки арендатор должен обратиться в Межведомственную комиссию является обоснованным.
С учетом изложенного, доводы истца, относительно того, что в отношении Общества подлежит применению ставка арендной платы в размере 4 500 рублей за 1 кв. м в год является несостоятельным, поскольку необходимо именно обращение в Межведомственную комиссию.
Устанавливая рыночную стоимость арендной платы в договоре аренды недвижимого имущества, собственник - город Москва - выполняет требования Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 и Федерального закона "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29.07.1998 (ст. 8 - обязательность проведения оценки). В связи с тем, что в процессе аренды статус арендатора может измениться (арендатор может перестать отвечать признакам субъекта малого предпринимательства), и основания для применения мер имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы отпадут, в таком случае к арендатору будет применена общая рыночная ставка аренды, установленная договором.
Так, согласно п. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ по истечении срока договора аренды, указанного в ч. ч. 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом, исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
- размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
- минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
В силу императивной нормы п. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ заключение договора на новый срок возможно только при условии определения размера арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости объекта. Из п. 1 ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ следует, что определение размера арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, является условием заключения договора на новый срок без проведения торгов.
В то же время, согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Что касается применения льготной ставки в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 г., судебная коллегия исходит из того, что на дату рассмотрения дела действует постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (ред. от 02.12.2016) "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
В соответствии с п. 1, п. 1.1 Постановления с 1 января 2017 г. устанавливается ставка арендной платы в размере 4500 рублей за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
При этом судебная коллегия обращает внимание на довод истца, что, абз. 2 п. 1.1, устанавливающий обязательный порядок обращения в Межведомственную комиссию, утратил силу, в связи с чем, доводы Департамент городского имущества города Москвы г.Москвы, об обязательном обращении в Межведомственную комиссию за установлением льготой ставки, основаны на недействующей редакции вышеназванного постановления.
Однако, в данном случае, решение ответчика об отказе в предоставлении имущественной поддержки истцу принято правомерно в связи с отсутствием заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки - п. 2.1.6 Постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что поскольку Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, а впоследствии Департаментом городского имущества города Москвы приняты решения об отказе в предоставлении истцу имущественной поддержки в виде установления льготной арендной ставки в размере 4 500 руб. за 1 кв. м, данные решения истцом оспорены не были, при этом полномочия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, делегированы исключительно Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства как отраслевому органу исполнительной власти города Москвы, исковые требования удовлетворению не подлежат.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2018 года по делу N А40-25574/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.