г. Владимир |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А43-9209/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Вечканова А.И.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества "Выксунский металлургический завод" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.05.2018 по делу N А43-9209/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к акционерному обществу "Выксунский металлургический завод" (ОГРН 1025201632610, ИНН 5247004695) о взыскании 29 582 руб. 60 коп. платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к акционерному обществу "Выксунский металлургический завод" (далее - АО "ВМЗ") о взыскании 29 582 руб. 60 коп. платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования по договору N 1/40 от 01.09.2012 (претензии N 9566/ГРК ТЦФТО от 11.12.2017, N 9626/ГРК ТЦФТО от 12.12.2017, N 421/ГРК ТЦФТО от 17.01.2018, N 422/ГРК ТЦФТО от 17.01.2018).
Решением от 28.05.2018 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, АО "Выксунский металлургический завод" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что стороны не согласовывали внесение изменений в пункт 5 договора N 1/40-2012 от 01.09.2012. По мнению заявителя, истец не уведомил ответчика о подаче вагонов на железнодорожные пути необщего пользования в согласованном порядке, следовательно, начисление платы является необоснованным.
Заявитель считает ненадлежащим доказательством уведомления ответчика отметку в книге уведомлений. Документы, подтверждающие исполнение пункта 5 договора N 1/40-2012 от 01.09.2012 истцом не представлены.
Отмечает, что акты общей формы подписаны с разногласиями, из которых следует, что ответчик имел возможность принять к выгрузке вагоны.
Заявитель оспаривает время начало простоя вагонов, полагая, что плату за нахождение на путях истец должен был рассчитать с 11-55 час.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность принятого по делу решения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между истцом (перевозчик) и ответчиком (пользователь) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Выксунский металлургический завод" по станции Навашино Горьковской железной дороги N 1/40 от 01.09.2012 (далее - договор) в редакции подписанных сторонами приложений и дополнительных соглашений.
Согласно пункту 1 договора осуществляется эксплуатация принадлежащего "Владельцу" железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего на продолжении пути N 17 Навашино Горьковской железной дороги.
В соответствии с пунктом 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования производится но уведомлению: приемосдатчик станции Навашино передает приемосдатчику ст. Выкса - Промышленная уведомление в виде телеграммы - натурного листа на прибывший состав.
Пунктом 8 договора предусмотрено, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются сформированными "Владельцем" в соответствии с ПТЭ и ИДП под локомотив "Перевозчика" по весовой норме не более 4500 т.
В период с 28.10.2017 по 29.10.2017 и с 10.11.2017 по 11.11.2017 на станции Навашино Горьковская железная дорога, на железнодорожных путях общего пользования, в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования АО "Выксунский металлургический завод" простаивали груженые вагоны, прибывшие в адрес грузополучателя - АО "Выксунский металлургический завод".
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 45 предусмотрено, что при задержке приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров удостоверяются актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
Согласно актам общей формы ОАО "РЖД", вагоны, прибывшие в период с 28.10.2017 по 29.10.2017 и с 10.11.2017 по 11.11.2017 на станцию Навашино в адрес грузополучателя - АО "Выксунский металлургический завод" простаивали на путях общего пользования (инфраструктуры станции). Причиной простаивания вагонов явилась занятость путей необщего пользования в связи с занятостью фронта выгрузки ранее поданными вагонами. О простаивании вагонов представитель грузополучателя был уведомлен.
Согласно актам общей формы N 2/5296 от 28.10.2017 и N 2/5310 от 29.10.2017 вагоны, прибывшие в адрес ответчика, простаивали на путях общего пользования в связи с невозможностью подачи по причинам, зависящим от грузополучателя. Вагоны простаивали с 28 октября 2017 г. с 07 ч. 13 мин. до 29 октября 2017 г. 08 ч. 00 мин.
О времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку ответчик уведомлен надлежащим образом, о чем имеется отметка в Книге уведомлений с 28 октября 2017 г. до 29 октября 2017 г.
Составленные на основании памяток приемосдатчика ведомости на подачу и уборку вагонов путь необщего пользования АО "Выксунский металлургический завод" подписаны представителем АО "Выксунский металлургический завод" с разногласием.
Согласно актам общей формы N 2/5624 от 10.11.2017 и N 2/5651 от 11.11.2017 вагоны, прибывшие в адрес ответчика, простаивали на путях общего пользования в связи с невозможностью подачи по причинам, зависящим от грузополучателя. Вагоны простаивали с 10 ноября 2017 г. с 05 ч. 01 мин. до 11 ноября 2017 г. 16 ч. 30 мин.
О времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку ответчик уведомлен надлежащим образом, о чем имеется отметка в Книге уведомлений с 10 ноября 2017 г. до 11 ноября 2017 г.
Составленные на основании памяток приемосдатчика ведомости на подачу и уборку вагонов путь необщего пользования АО "Выксунский металлургический завод", подписаны представителем АО "Выксунский металлургический завод" с разногласием.
На основании указанных актов общей формы по Накопительным ведомостям начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 29 582 руб. 60 коп.
Истец направил ответчику претензию N 9566/ГРК ТЦФТО от 11.12.2017 и N 9626/ГРК ТЦФТО от 12.12.2017 с требованием об оплате начисленных денежных средств.
Однако ответчик от исполнения указанной обязанности уклонился, что послужило основанием для обращения заявителя с настоящим иском.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из материалов дела, правоотношения сторон возникли в связи с исполнением договора N 1/40, которые регулируются нормами главы 40 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от 10.01.03 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее, Устав железнодорожного транспорта РФ), иными законами и издаваемыми в соответствии с ними Правилами.
В соответствии со статьей 58 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" договорами на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку устанавливаются технологические сроки оборота вагонов.
Технологический срок оборота вагонов - это время, необходимое для их обработки с момента передачи вагонов владельцам или пользователям железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на выставочные пути. Он зависит от схемы примыкания железнодорожных путей необщего пользования, наличия заводских станций, от расстояния подачи и уборки, размещения мест погрузки, выгрузки и их технической оснащенности, технологии работы железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания, условий, определяющих взаимоотношения станции и железнодорожного цеха предприятия (формирование маршрутов, групп вагонов, сдвоенные операции и т.п.).
Согласно пункту 1.4 приказа МПС России от 29.09.2003 N 67 "Об утверждении порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" (далее по тексту - Порядок) технологические сроки оборота вагонов разрабатываются и устанавливаются Перевозчиком по согласованию с владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей и грузополучателей своим локомотивом.
При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя вагоны подаются локомотивом Перевозчика на предусмотренные договором выставочные пути (пункт 3.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожного пути необщего пользования). В связи с чем, в пункте 2.1 Порядка первым элементом, входящим в срок оборота вагонов, определена операция по передаче вагонов с выставочных путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно.
Вся маневровая работа, осуществляемая локомотивом перевозчика с вагонами грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, пользователей на путях общего пользования станции Навашино, заложена в Технологическом процессе работы станции.
При наличии у владельца, пользователя собственного локомотива в соответствии с п. 1.4 Порядка разрабатывается технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования, который включает в себя все операции, указанные в п. 2.1 Порядка от момента передачи вагонов на выставочном пути, включая маневровую работу по расформированию групп вагонов, по расстановке их на места погрузки, выгрузки, по перестановке вагонов, выполнение грузовых операций, до момента возврата вагонов с железнодорожного пути на выставочный путь локомотивом пользователя и сдачи их перевозчику.
Согласно условиям заключенного договора N 1/40 от 01.09.2012 железнодорожный путь необщего пользования ответчика обслуживается локомотивом перевозчика, то есть подача и уборка вагонов непосредственно на места погрузки, выгрузки производится локомотивом истца.
В этой связи по условиям договора N 1/40, пункта 6.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и пункта 1.2 Порядка установлены технологические нормы погрузки и выгрузки грузов, которые составляют 2 часа на партию вагонов по фронту.
Данные нормы установлены в соответствии с приказом МПС РФ от 10.11.13 N 70 и включают в себя время, затрачиваемое на погрузку, выгрузку грузов механизированным способом (или немеханизированным способом) с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции (пункт 6.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования). Разногласий по данному вопросу при заключении, исполнении договора со стороны ответчика не возникало.
Кроме того, ответственность пользователя за нахождение вагонов на железнодорожном пути необщего пользования предусмотрена пунктом 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, где учет времени нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Размер платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе определяется в Тарифном руководстве N 2, утвержденным приказом ФСТ РФ от 29.04.15 N 127-т/1.
После вступления в законную силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта РФ (01.04.15), Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ РФ от 29.04.15 N 127-т/1 (07.06.15), установлено правило, предусматривающее взыскание платы за пользование вагонами; платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного состава.
В связи с отсутствием предусмотренного порядка и правила регулирования по взиманию платы в договоре, применению подлежат положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, Тарифного руководства утвержденного, приказом ФСТ РФ от 29.04.15 N 127-т/1.
В соответствии с п. 2.4 по ставкам таблицы N 2 Тарифного руководства плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
Согласно пункту 1.6 Тарифного руководства время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статьи 39 Устава железнодорожного транспорта РФ по данным актов общей формы или в соответствии с условиями, определенными по соглашению сторон.
Частями 11 - 13 статьи 39 Устава предусмотрено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика, владелец железнодорожных путей необщего пользования вносит перевозчику плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них вагонов в течение всего времени задержки вагонов в пути следования.
Таким образом, на основании названных норм следует, что ответчик обязан оплатить все время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, отставленных от движения в пути следования по причине, зависящей от ответчика.
Ответчик в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции ссылается на пункт 5 договора N 1/40-2012 от 01.09.2012 и указывает, что истцом в адрес ответчика уведомление о подаче вагонов, указанных в актах общей формы на железнодорожный путь необщего пользования ответчика, не поступало.
Рассмотрев данный довод, суд, правомерно отметил следующее.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта в случае ожидания перевозчиком погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителей (отравителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности, указанные лица вносят перевозчику плату.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов.
Между сторонами заключен договор N 1/40 от 01.09.2012 на эксплуатацию железнодорожного пути необщею пользования, который регулирует отношения сторон по подаче и уборке вагонов. Данным договором иное время не предусмотрено.
Истец на основании соглашения об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, опубликованного на сайте истца (www.rzd.ru) в разделе "Грузовые перевозки", оказывает грузоотправителям, грузополучателям услуги по подключению, сопровождению автоматизированной системы подготовки и оформления перевозочных документов (АС ЭТРАН), а так же услуги, связанные с организацией электронного документооборота. Заключение данного соглашения осуществляется посредством подачи грузоотправителем (грузополучателем) заявления о присоединении к Соглашению об оказании услуг, связанных с организацией электронною документооборота.
На основании заявления N 01/04/2017 от 01 апреля 2017 ответчик присоединился к Соглашению об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота. В рамках данного соглашения ответчику установлено соответствующее программное обеспечение, которое позволяет ему осуществлять автоматизированный обмен документами.
В распоряжении сторон имеется доступ к AC ЭТРАН, что ответчиком не оспаривается.
Из материалов дела усматривается, что в адрес грузополучателя АО "ВМЗ" на станцию назначения Навашино по транспортным железнодорожным накладным маршрутной отправкой прибыли груженые вагоны. Ответчик уведомлен перевозчиком о прибытии вагонов и возможности их подачи под выгрузку. В накладных в графе "Календарные штемпеля" проставлены дата и время уведомления, электронно-цифровая подпись представителя ответчика.
Ссылка ответчика на неуведомление о подаче вагонов на железнодорожный путь необщего пользования в соответствии с пунктом 5 договор N 1/40 от 01.09.2012 отклонена судом, ввиду присоединения ответчика к Соглашению об оказании услуг, связанных с организацией электронного документооборота, обмен информацией между перевозчиком и ответчиком с 01.04.2017 года производится в электронном виде, а не на бумажном носителе.
Оценив материалы дела, суд правомерно пришел к выводу о том, что истец в усыновленном порядке уведомил ответчика о прибытии вагонов на станцию назначения и возможности их подачи под выгрузку.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила), согласно пункту 3.1 которых акт общей формы составляется на станциях для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Пунктом 3.2.2 Правил предусмотрено, что для взимания с грузоотправителя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется акт общей формы.
В актах общей формы указаны наименование груза, даты начала, окончания и время нахождения вагонов на путях общего пользования, а также обстоятельства, послужившие основанием для его составления, следовательно, в актах общей формы перечислены все имеющие значение обстоятельства.
Оценив представленные акты, суд пришел к правомерному выводу, что причиной простаивания на путях общего пользования ОАО "РЖД" вагонов, прибывших на станцию назначения по накладным, является занятость путей ранее поданными вагонами. На основании ведомостей подачи и уборки вагонов, подписанных представителем ответчика, истцом составлена таблица, из которой видно, что перевозчик в соответствии с очередностью подхода вагонов подавал находящиеся на станции Навашино вагоны.
Вина перевозчика в нахождении спорных вагонов на путях общего пользования сверх установленного срока ответчиком не доказана.
При изложенных обстоятельствах требование истца о взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава за период с 29.10.17 по 30.10.17 правомерно удовлетворено судом первой инстанции в сумме 29 582 руб. 60 коп.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.05.2018 по делу N А43-9209/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Выксунский металлургический завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.И.Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.