Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 декабря 2018 г. N Ф05-20648/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 августа 2018 г. |
Дело N А41-94764/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Бархатова В.Ю., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Искендеровой Я.Г.
при участии в заседании:
от истца Общества с ограниченной ответственностью "ПСО-Терма" (ИНН: 5017071062; ОГРН: 1075017002554) - Павленко Е.В. представитель по доверенности от 07 ноября 2017 года,
от ответчика Акционерного общества "Истринская теплосеть" (ИНН: 5017067757; ОГРН: 1075017000079) - Ефрос О.С. представитель по доверенности от 02 ноября 2017 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПСО-Терма" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2018 года по делу N А41-94764/17, принятое судьей Солдатовым Р.С., по иску Общества с ограниченной ответственностью "ПСО-Терма" к Акционерному обществу "Истринская теплосеть" о признании недействительными условий договоров,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПСО-Терма" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Акционерному обществу "Истринская теплосеть" (далее - ответчик) о признании недействительными условий договоров теплоснабжения N 1181/15 от 27 августа 2015 года, N 28/15 от 27 августа 2015 года, N 308/16 от 18 марта 2016 года, N 309/16 от 18 марта 2016 года, N 310/16 от 18 марта 2016 года:
- пункт 1.1 в части слов: "в количестве (объеме), заявленном потребителем";
- пункт 2.1 в части слов: "договорной годовой" и "в соответствии с Графиком отпуска тепловой энергии (Приложение N 2)";
- пункт 2.2;
- пункт 2.4 в части слов: "- на подогрев воды - в течение года круглосуточно, за исключением перерывов, предусмотренных действующим законодательством";
- пункт 3.2.1 договора в части слов: "и стоимость потерь тепловой энергии";
- пункт 3.2.4 в части слов: "Принимать поставляемую ТСО тепловую энергию в количестве и с тепловыми нагрузками, установленными в настоящем Договоре. При необходимости изменения тепловой нагрузки, предусмотренной настоящим Договором, не позднее, чем за 30 дней до начала расчетного периода предоставлять ТСО документы для внесения соответствующих изменений в настоящий Договор. При уменьшении объема потребления тепловой энергии и в случае несвоевременного уведомления об этом ТСО Потребитель не вправе требовать производства перерасчета за тепловую энергию и обязан оплатить количество тепловой энергии, предусмотренное договором";
- пункты 3.2.18, 3.2.21, 3.3.2, 3.4.5, 4.2, 4.3;
- пункт 5.1 в части слов: "в пределах договорных величин, согласованных сторонами в рамках настоящего договора";
- пункты 5.6., 6.3.;
- пункт 6.4. в части слов: "или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи тепловой энергии. ТСО обязана не менее чем за одни сутки сообщить потребителю день и час прекращения подачи тепловой энергии";
- пункт 7.5. в части слов: "-стихийными явлениями, длительным похолоданием, при котором температура наружного воздуха держится более 18 час. ниже на 3 ° С и более расчетной температуры", а также: "нарушением потребителем договорного режима потребления, сроков оплаты принятой энергии";
- пункты 7.6., 7.8.;
- приложение N 2 в части:
- столбца 10 (количество дней на подогрев воды);
- столбца 11 (Тепловая энергия на подогрев воды, Гкал);
- столбца 12 (Тепловая энергия на подогрев воды, руб.);
- столбца 15 (Тепловая энергия всего, Гкал);
- столбца 16 (Тепловая энергия всего, руб.).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2017 года признаны недействительными следующие условия договоров теплоснабжения N 1181/15 от 27 августа 2015 года, N 28/15 от 27 августа 2015 года, N 308/16 от 18 марта 2016 года, N 309/16 от 18 марта 2016 года, N 310/16 от 18 марта 2016 года: пункты 3.2.18, 3.2.21; пункт 3.3.2 в части - неоплаты платежных документов в установленные договором сроки; самовольного подключения к теплосети новых объектов; -самовольного увеличения потребления тепловой энергии более чем на 10%; -самовольного присоединения иных потребителей к сети ТСО; -недопущения представителей ТСО к тепловым системам потребителя; пункт 4.2.; пункт 4.3. в части слов "с Графиком отпуска тепловой энергии"; пункт 5.1. в части слов: "в пределах договорных величин, согласованных сторонами в рамках настоящего договора"; пункт 6.3; пункт 7.5 в части слов: "-стихийными явлениями, длительным похолоданием, при котором температура наружного воздуха держится более 48 час. ниже на 3 ° С и более расчетной температуры"; пункты 7.6., 7.8.; в удовлетворении остальной части иска отказано (л.д. 96-105 т. 4).
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов апелляционной жалобы, истец просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано на то, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания; вместе с тем при наличии в возражениях на жалобу доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в возражениях на жалобу.
В отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, законность и обоснованность судебного акта проверяются апелляционным судом только в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между ООО "ПСО-Терма" и АО "Истринская теплосеть" заключены договора теплоснабжения N 1181/15 от 27 августа 2015 года, N 28/15 от 27 августа 2015 года, N 308/16 от 18 марта 2016 года, N 309/16 от 18 марта 2016 года, N 310/16 от 18 марта 2016 года.
Однако, считая, что условия договора противоречат нормам действующего законодательства, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Из положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статьи 153 и пункта 1 статьи 160 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
В силу положений пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с пунктом 1 Правил N 124 ими устанавливаются обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договора теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (потребители) коммунальной услуги соответствующего вида.
Договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных этими Правилами (пункт 3 Правил N 124).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (пункт 5 статьи 426 ГК РФ).
В силу статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 разъяснено, что Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки.
Статьей 180 ГК РФ установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Поскольку признание недействительными оспоренных пунктов договоров теплоснабжения не повлияет на исполнение сторонами обязательств по договорам, признание их недействительными не влечет ничтожности прочих условий договора теплоснабжения.
Истец просит признать недействительным пункт 1.1 в части слов: "в количестве (объеме), заявленном потребителем" со ссылкой на пункт 3 статьи 541 ГК РФ где указано, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве".
Следовательно, условие договоров, ограничивающее объем поставляемой тепловой энергии объемом, заявленным потребителем, не соответствует законодательству.
Однако ссылка истца на пункт 3 статьи 541 ГК РФ несостоятельна, т.к. абонентом (потребителем) по данным договорам теплоснабжения является не гражданин, а юридическое лицо.
Так в соответствии с пунктом 35 "Правил организации теплоснабжения" N 808 от 08 августа 2012 года для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения,, содержащую следующие сведения: полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя; место нахождения организации (место жительства физического лица); место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод); тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией; договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1 -го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года; срок действия договора; сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии; сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей);расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией; банковские реквизиты; сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.
Согласно пункту 5 Правил N 124 исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
В силу пункта 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что данное требование не подлежит удовлетворению.
Также истец просит признать недействительным пункт 2.1 в части слов: "договорной годовой" и "в соответствии с Графиком отпуска тепловой энергии (Приложение N 2)" ссылаясь на то, что из Графика отпуска тепловой энергии (Приложение N 2) следует, что расчет количества тепла на отопление определяется по расчетной нагрузки по отоплению, удельной характеристике объекта, расчетной среднемесячной температуре наружного воздуха и другим показателям.
Однако, в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Императивными нормами правил N 124 предусмотрена определение объема тепловой энергии при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии в соответствии с подпунктом а) пункта 21 Правил N124, а в случае отсутствия общедомовых приборов учета - в соответствии с подпунктом в) пункта 21 Правил N 124.
В соответствии с пунктом 21 Правил организации теплоснабжениия договор теплоснабжения содержит следующие существенные условия: договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем; величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).
В силу пункта 8 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ договор теплоснабжения должен определять: объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии. Плановые договорные объемы потребления тепловой энергии отражаются в Графике отпуска тепловой энергии, который является неотъемлемой частью договора.
Таким образом, в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 2.1 в части слов: "договорной годовой" и "в соответствии с Графиком отпуска тепловой энергии (Приложение N 2)" обоснованно отказано.
Истец со ссылкой на пункт 3 статьи 541 ГК РФ также просит признать недействительным пункт 2.2, где указано, что количество тепловой энергии, подаваемой потребителю, устанавливается исходя из величины теплопотребления в соответствии с температурным графиком (Приложение N 3), максимальной тепловой нагрузки и установленной мощности котельной".
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом (в том числе при отсутствии общедомового прибора учета), урегулирован законодательством императивно и не может быть предметом соглашения сторон данных правоотношений.
Правилами N 124 предусмотрено определение объема тепловой энергии при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии в соответствии с подпунктом а) пункта 21 Правил N124, а в случае отсутствия общедомовых приборов учета - в соответствии с подпунктом в) пункта 21 Правил N 124.
Законодательством не предусмотрено определение объема (количества) тепловой энергии, подаваемой в многоквартирный дом, исходя из величины теплопотребления, максимальной тепловой нагрузки или установленной мощности котельной.
Ссылка истца на пункт 3 статьи 541 ГК РФ несостоятельна, поскольку абонентом (потребителем) по данным договорам теплоснабжения является не гражданин, а юридическое лицо.
Кроме того, в соответствии с пунктом 24 Правил организации теплоснабжения" N 808 показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 11 Приказа Госстроя РФ от 21 апреля 2000 года N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" Предусматриваемый в договоре режим отпуска тепловой энергии характеризуется прилагаемым к договору температурным графиком регулирования отпуска тепла в зависимости от температуры наружного воздуха, а также давлениями в подводящем и отводящем трубопроводах.
Согласно пункту 8 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Максимальные тепловые нагрузки отражены в технических условиях.
При таких обстоятельствах в удовлетворении данного требования обоснованно отказано.
Кроме того истцом заявлено требование о признании недействительным пункта 2.4 в части слов: "на подогрев воды - в течение года круглосуточно, за исключением перерывов, предусмотренных действующим законодательством"
Так в обоснование данного требования истец указал, что многоквартирные дома, в которые производится поставки тепловой энергии по договорам теплоснабжения, имеют централизованную систему горячего водоснабжения. Ответчик поставляет в многоквартирные дома готовый ресурс "горячая вода", а не тепловую энергию на подогрев холодной воды.
Законодательством не предусмотрена поставка ресурсоснабжающей организации тепловой энергии на подогрев воды при наличии централизованной системы горячего водоснабжения.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 190-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения".
На основании абзаца 5 пункта 2 Правил N 124 коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо (при наличии печного отопления), используемые для предоставления потребителям коммунальных услуг, а также холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Однако действующим законодательством предусмотрено понятие "тепловая энергия на подогрев воды".
В соответствии с пунктом 9 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, горячая вода состоит из двух ресурсов (компонентов): ресурс "тепловая энергия" для подогрева, которую истец приобретает по договорам теплоснабжения у ответчика, и ресурс "холодная вода" для нужд горячего водоснабжения, которую истец приобретает у поставщика холодной воды МУП "Истринский Водоканал" по заключенным договорам холодного водоснабжения и водоотведения.
При этом правила предоставления коммунальных услуг N 354 также предусматривают понятие "тепловая энергия на подогрев воды"
Представитель истца также просит признать недействительным пункт 3.2.1 договора в части слов: и стоимость потерь тепловой энергии указывая, что приборы учета, установленные на границе эксплуатационной ответственности сторон, фиксируют потери, возникающие в сетях, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, поэтому возложение на управляющую организацию дополнительной оплаты потерь, возникающих в сетях, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, не соответствуют законодательству.
Условие договора, возлагающего на управляющую организацию, обязанность оплачивать потери, возникающие в сетях ресурсоснабжающей организации, также не соответствуют законодательству.
Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования Правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая организация должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам.
Нормы ЖК РФ и положения нормативных актов не предусматривают при определении количества тепловой энергии, подлежащей оплате конечными потребителями, обязанности по оплате потерь, возникших в сетях, не относящихся к общему имуществу собственников - правовые основания для возложения на ТСЖ (ЖСК, УК) обязанности по возмещению теплоснабжающей организации потерь тепловой энергии в указанных сетях отсутствуют.
При этом согласно пункту 21 Правил организации теплоснабжения N 808 договор теплоснабжения должен содержать в том числе следующие существенные условия: объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении данного требования.
Также истец просит признать недействительным пункт 3.2.4. в части слов: принимать поставляемую ТСО тепловую энергию в количестве и с тепловыми нагрузками, установленными в настоящем Договоре. При необходимости изменения тепловой нагрузки, предусмотренной настоящим Договором, не позднее, чем за 30 дней до начала расчетного периода предоставлять ТСО документы для внесения соответствующих изменений в настоящий договор. При уменьшении объема потребления тепловой энергии и в случае несвоевременного уведомления об этом ТСО потребитель не вправе требовать производства перерасчета за тепловую энергию и обязан оплатить количество тепловой энергии, предусмотренное договором".
Согласно гражданскому и жилищному законодательству оплате подлежит фактически потребленный объем тепловой энергии.
Обязанности по оплате не потребленного объема тепловой энергии, у управляющей организации не имеется.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, урегулирован законодательством императивно и не может быть предметом соглашения сторон данных правоотношений.
Правилами N 124 предусмотрено определение объема тепловой энергии при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии в соответствии с подпунктом а) пункта 21 Правил N124, а в случае отсутствия общедомовых приборов учета - в соответствии с подпунктом в) пункта 21 Правил N 124.
Ссылка истца на пункт 3 статьи 541 ГК РФ правомерно отклонен судом первой инстанции, т.к. абонентом (потребителем) по данным договорам теплоснабжения является не гражданин, а юридическое лицо.
Данное требование не соответствует редакции соглашения N 1/01 от 27 июля 2017 года, направленного истцом ответчику в досудебном порядке исх. письмом N 109 от 27 июля 2017 года.
Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора нарушен Истцом.
Кроме того, в соответствии пунктом 9 Приказа Госстроя РФ от 21 апреля 2000 года N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" включаемые в договор количества тепловой энергии и теплоносителей (по видам теплопотребления и теплоносителей), максимальные часовые тепловые нагрузки, максимальные часовые и среднечасовые расходы теплоносителей (в паре и горячей воде) следует устанавливать по проектным данным, паспортам теплопотребляющих установок, другим нормативно-техническим документам. Изменение предусмотренных договором максимальных часовых расходов теплоносителя и расчетных тепловых нагрузок может допускаться по согласованию с теплоснабжающей организацией.
В силу пункта 18 Приказа для присоединения новых, реконструируемых, перепрофилируемых или расширяемых объектов (далее именуются присоединяемые объекты) к системам коммунального теплоснабжения заказчик (абонент) должен получить технические условия на присоединение к системам теплоснабжения (далее именуются технические условия), выдаваемые теплоснабжающей организацией, на основании которых заказчик (абонент) разрабатывает проектную документацию в соответствии с нормативно-техническими документами. Также согласно п.38 Правил N 808 потребитель вправе не менее чем за 90 дней до окончания срока действия договора теплоснабжения направить заявку на изменение заявленного объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя. Изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении данного требования.
Представитель истца также просит признать недействительным пункт 3.3.2: предварительно предупредив, прекратить подачу тепловой энергии частично или полностью в следующих случаях: неоплаты платежных документов в установленные договором сроки; самовольного подключения к теплосети новых объектов; самовольного увеличения потребления тепловой энергии более чем на 10%; самовольного присоединения иных потребителей к сети ТСО; недопущения представителей ТСО к тепловым системам потребителя; неудовлетворительного состояния системы теплопотребления потребителя, угрожающего аварией, создающего угрозу жизни обслуживающему персоналу и населению; в связи с расторжением или прекращением действия настоящего договора; в связи с отсутствием или прекращением действия настоящего договора; в связи с отсутствием акта готовности теплоиспользуещего оборудования потребителя; в иных случаях, предусмотренных законодательством.
В обоснование данного требования истец указал, что согласно 29 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в аварийных ситуациях, в период проведения планово- профилактического ремонта централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 1 расчетный период (расчетный месяц), а также ответственность сторон за нарушение этого порядка. Указанный порядок определяется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг.
В соответствии с абзацем 14 пункта 96 "Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 года N 808 в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством".
В разделе 11 Правил 354 отсутствует возможность прекращения подачи тепловой энергии, а установлены только основания для ограничения или приостановления коммунальных услуг (пункты 115, 117 Правил N 3 54).
При этом возможность приостановления коммунальной услуги по отоплению не предусмотрена (подпункт в) пункта 119 Правил N 3 54).
Согласно пункту 76 Правил N 808 ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях: неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок; прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения; выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения; наличие обращения потребителя о введении ограничения; иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 82 Правил N 808 ограничение режима потребления тепловой энергии может быть полным или частичным. Полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю путем осуществления переключений на тепловых сетях. Частичное ограничение режима потребления влечет за собой снижение объема или температуры теплоносителя, подаваемого потребителю, по сравнению с объемом или температурой, определенными в договоре теплоснабжения, или фактической потребностью (для граждан-потребителей) либо прекращение подачи тепловой энергии или теплоносителя потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца.
В частности пунктом 104 Правил N 808 предусмотрено, что в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения для недопущения длительного и глубокого нарушения температурных и гидравлических режимов систем теплоснабжения, санитарно-гигиенических требований к качеству теплоносителя допускается полное и (или) частичное ограничение режима потребления (далее - аварийное ограничение), в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования о признании пункта 3.3.2 в части слов: в связи с расторжением или прекращением действия настоящего договора; в связи с отсутствием или прекращением действия настоящего договора.
Представитель истца просит признать недействительным пункт 3.4.5 согласно которой изменять объемы потребления тепловой энергии, согласованные настоящим договором, только при наличии технической возможности ТСО и при условии оплаты потребителем всех расходов, понесенных ТСО в связи с изменением количества (объемов тепловой энергии). Соответствующие изменения производятся путем переоформления договора и подписания дополнительного соглашения.
При этом, в обоснование данного требования истец указал, что истец (управляющая организация в многоквартирных жилых домах) приобретает энергию для нужд граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах.
Истец не имеет самостоятельных экономических интересов, отличных от интересов граждан-потребителей, а следовательно, его обязательства перед организациями, осуществляющими поставку соответствующих ресурсов, не должны быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с населением.
Однако ссылка истца на пункт 3 статьи 541 ГК РФ несостоятельна, поскольку абонентом (потребителем) по данным договорам теплоснабжения является не гражданин, а юридическое лицо.
Кроме того, как указывалось выше в соответствии пункте 9 Приказа Госстроя РФ от 21 апреля 2000 года N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" изменение предусмотренных договором максимальных часовых расходов теплоносителя и расчетных тепловых нагрузок может допускаться по согласованию с теплоснабжающей организацией.
Согласно пункту 8 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Максимальные тепловые нагрузки отражены в технических условиях.
Также истец просит признать недействительным пункт 5.6, где указано, что оплата подаваемой потребителю тепловой энергии производится потребителем в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, ссылаясь на то, что императивными нормами пункта 25. Правил N 124 предусмотрен следующий срок оплаты коммунального ресурса, а именно: при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты: в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации".
Следовательно, стороны могут согласовывать только более поздний срок оплаты, а не более ранний.
Однако согласно пункту 2 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Таким образом, Арбитражный суд Московской области обоснованно отказал в удовлетворении данного требования.
Представитель истца также просит признать недействительным 6.4 в части слов: или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи тепловой энергии. ТСО обязана не менее чем за одни сутки сообщить Потребителю день и час прекращения подачи тепловой энергии.
В обоснование данного требования истец указал, что в соответствии с абзацем 14 пункта 96 Правил N 808 в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством".
В разделе 11 Правил 354 отсутствует возможность приостановления либо полного прекращения коммунальной услуги по отоплению (подачи тепловой энергии на отопление - подпункт в) пункта 119 Правил N 354).
Однако пунктом 104 Правил N 808 предусмотрено, что в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения для недопущения длительного и глубокого нарушения температурных и гидравлических режимов систем теплоснабжения, санитарно-гигиенических требований к качеству теплоносителя допускается полное и (или) частичное ограничение режима потребления (далее - аварийное ограничение), в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер. В таком случае аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования резервов тепловой мощности.
Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения.
Таким образом, данный пункт также соответствует нормам действующего законодательства.
Представитель истца также указывая, что данные договоры заключаются в интересах граждан-потребителей и регулируют поставку тепловой энергии на отопление просит признать недействительным пункт 7.5. в части слов: стихийными явлениями, длительным похолоданием, при котором температура наружного воздуха держится более 18 час. ниже на 3°С и более расчетной температуры", а также нарушением потребителем договорного режима потребления, сроков оплаты принятой энергии".
В обоснование данного требования истец указал, что данные договоры заключаются в интересах граждан-потребителей и регулируют поставку тепловой энергии на отопление.
Согласно пункт 13 Правил предоставления коммунальных услуг, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Главой VI Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальной услуги по отоплению.
Из пунктов 14, 15 Главы VI Приложения N 1 указанных правил следует, что отопление должно быть бесперебойным круглосуточным в течение отопительного периода, обеспечивающим нормативную температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C).
Также установлены допустимые отклонения от указанного качества услуги - допускается снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3°C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Правилами предусмотрено, что за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается.
Возможность отклонения от установленных параметров в связи со стихийными явлениями, длительным похолоданием, нарушением режима теплопотребления или неоплатой ресурса, ПравиламиN 354 не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 104 Правил N 808 в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения для недопущения длительного и глубокого нарушения температурных и гидравлических режимов систем теплоснабжения, санитарно-гигиенических требований к качеству теплоносителя допускается полное и (или) частичное ограничение режима потребления (далее - аварийное ограничение), в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер. В соответствии с п.76 Правил N808 ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях: неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок; прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения; выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения; иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.
Представитель истца просит признать недействительным приложение N 2 - в части стоимости тепловой энергии, а также в части объема и стоимости тепловой энергии на подогрев воды, а именно в части:
- столбца 7 (Тепловая энергия, руб.);
- столбца 10 (количество дней на подогрев воды);
- столбца 11 (Тепловая энергия на подогрев воды, Гкал);
- столбца 12 (Тепловая энергия на подогрев воды, руб.);
- столбца 15 (Тепловая энергия всего, Гкал);
- столбца 16 (Тепловая энергия всего, руб.).
В обоснование данного требования истец указал, что в Приложении N 2 в части объема и стоимость тепловой энергии, подаваемой на горячее водоснабжение, тогда как истец не производит самостоятельно горячую воду с использованием тепловой энергии, поставленной ответчиком, а получает горячую воду по централизованным системам ГВС в виде готового коммунального ресурса.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения".
Оспариваемые договоры не являются договорами горячего водоснабжения, в предмете данных договоров отсутствует поставка горячей воды, а также иные существенные условия договора горячего водоснабжения. Определения стоимости тепловой энергии
Однако согласно пункту 21 Правил N 808 договор теплоснабжения должен содержать такие существенные условия как величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение (т.е. подогрев воды)), порядок расчетов по договору). Объемы, заложенные в Графике отпуска тепловой энергии являются плановыми. Учет тепловой энергии расчетным путем производится лишь при отсутствии приборов учета тепловой энергии.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении данного требования.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2018 года по делу N А41-94764/17 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94764/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 декабря 2018 г. N Ф05-20648/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ПСО Терма", ООО "ПСО-ТЕРМА"
Ответчик: АО "ИСТРИНСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"