Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2018 г. N Ф08-8870/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
27 августа 2018 г. |
дело N А32-8854/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от ГУП Краснодарского края "Центр информационных технологий": представитель Беккарюк А.С. по доверенности от 27.03.2018, паспорт;
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель Сергеев Р.М. по доверенности от 22.12.2017, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.06.2018 по делу N А32-8854/2018, принятое судьей Шепель А.А.,
по заявлению Государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Центр информационных технологий"
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа в исключении объектов недвижимого имущества из реестра государственной собственности; об обязании снять с государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования объекты недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Центр информационных технологий" (далее - заявитель, ГУП КК "ЦИТ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением признать недействительным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 12.02.2018 N 52-5978/18-21-07 в исключении объектов недвижимого имущества из реестра государственной собственности Краснодарского края и снятии его с государственного кадастрового учета;
об обязании Департамента имущественных отношений Краснодарского края исключить из реестра государственной собственности Краснодарского края и снять с государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования следующие объекты недвижимого имущества:
- корпус, лит. А, общая площадь 368,4 кв.м. (свидетельство от 17.09.2004 серия 23-АБN 618184);
- дом для отдыха, лит. Б, б, 61, общая площадь 231,6 кв.м. (свидетельство от 17.09.2004 серия 23-АБ N 618185);
- туалет. Площадь: общая 4,7 кв.м. Литер: ГЗ. Этажность: 1 (свидетельство от 05.05.2009 серия 23-АЕ N 750580);
- душевая. Площадь: общая 2,2 кв.м. Литер: Г5. Этажность: 1 (свидетельство от 05.05.2009 серия 23-АЕ N 750578);
- туалет. Площадь: общая 8,0 кв.м. Литер: Г6. Этажность 1 (свидетельство от 05.05.2009 серия 23-АЕ N 750576).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что демонтаж вышеуказанных объектов произведен без соответствующего согласования списания недвижимого имущества с департаментом. Предприятием в нарушение пункта 3 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 29 Закона Краснодарского края от 13.05.1999 N 180-КЗ "Об управлении государственной собственностью Краснодарского края" и пунктов 4.3, 6.3 Приложения к Постановлению 215 распорядилось без согласования с департаментом, числящихся на балансе недвижимым имуществом, осуществив его снос.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУП КК "ЦИТ" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель Государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Центр информационных технологий" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, за государственным унитарным предприятием Краснодарского края "Центр информационных технологий" в реестре государственной собственности Краснодарского края и в Едином государственном реестре недвижимости на праве хозяйственного ведения зарегистрированы следующие объекты недвижимого имущества, ранее располагавшиеся по адресу Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Джубга, ул. Портовая, 14:
1) корпус, лит. А, общая площадь 368,4 кв.м. (свидетельство от 17.09.2004 серия 23-АБN 618184);
2) дом для отдыха, лит. Б, б, 61, общая площадь 231,6 кв.м. (свидетельство от 17.09.2004 серия 23-АБ N 618185);
3) туалет. Площадь: общая 4,7 кв.м. Литер: ГЗ. Этажность: 1 (свидетельство от 05.05.2009 серия 23-АЕ N 750580);
4) душевая. Площадь: общая 2,2 кв.м. Литер: Г5. Этажность: 1 (свидетельство от 05.05.2009 серия 23-АЕ N 750578);
5) туалет. Площадь: общая 8,0 кв.м. Литер: Г6. Этажность 1 (свидетельство от 05.05.2009 серия 23-АЕ N 750576) (далее - объекты недвижимого имущества).
Все вышеперечисленные объекты недвижимого имущества фактически отсутствуют (ликвидированы).
Указанные в пунктах 1-4 объекты недвижимого имущества являлись вкладом предприятия по договору простого товарищества от 03.04.2006, заключенного с согласия департамента имущественных отношений Краснодарского края, целью которого была реконструкция (ремонт, перепланировка) объектов недвижимости и строительство новых объектов недвижимости оздоровительно-курортного и спортивного назначения.
В процессе исполнения договора простого товарищества, предприятие передало объекты недвижимого имущества - ООО "Кубань-Сервис" (инвестор по договору простого товарищества).
В результате исполнения договора простого товарищества (заключение мирового соглашения) была определена доля государственной собственности Краснодарского края в построенной гостинце и ГУП КК "ЦИТ" были переданы нежилые помещения общей площадью 498,9 кв.м. (в настоящее время переданы в департамент информатизации и связи Краснодарского края для дальнейшего учета в составе казны Краснодарского края).
Подпунктом 4 пункта 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.07.2010 N 588-р и пунктом 3 мирового соглашения предусмотрено осуществить завершение строительства объекта, в том числе разборку (демонтаж) зданий и сооружений за счет ООО "Кубань-Сервис".
Согласно соглашению от 01.04.2011 об исполнении договора простого товарищества объекты недвижимого имущества, переданные в качестве вклада, обратно предприятию, не возвращались.
В соответствии с исторической справкой от 06.09.2016 N 1-1760 выданной филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Туапсинскому району, при обследовании базы отдыха, расположенной по ул. Портовая N 14 в пгт. Джубга, в акте регистрации текущих изменений 03.09.2010 указано о сносе объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 -4.
Заявитель неоднократно обращался к заинтересованному лицу с заявлением о согласовании списания объектов недвижимого имущества.
Департамент информатизации и связи Краснодарского края, выполняя функции учредителя предприятия, в соответствии с требованиями постановлением главы администрации Краснодарского края от 15.03.2005 N 215 "Об утверждении Порядка согласования списания государственного имущества Краснодарского края" дважды согласовывал заявителю списание объектов недвижимого имущества и направлял документы для дальнейшего согласования в Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
В соответствии с письмом от 21.10.2016 N 52-29849/16-24-08, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, рассмотрев обращение Департамент информатизации и связи Краснодарского края, не нашел оснований для согласования списания недвижимого имущества в порядке, установленном требованиями постановления главы администрации Краснодарского края от 15.03.2005 N 215.
10.11.2016 заявитель обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о выдаче доверенности для подачи заявления о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости и заявления о прекращении права собственности в связи с ликвидацией объектов недвижимости.
В соответствии с ответом Департамента, предприятием не были представлены документы, обосновывающие законность и необходимость прекращения права собственности Краснодарского края.
Объект недвижимого имущества "туалет. Лит. Г 6" формально не вошел в предмет договора простого товарищества от 03.04.2006, однако также находился на территории земельного участка N 14 по ул. Портовой в пос. Джубга и был демонтирован в результате возведения нового здания гостиницы (согласно техническому заключению от 30.07.2015).
Согласно справки выданной филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация -Краевое БТИ" по Туапсинскому району от 08.09.2010 N 4-933, по состоянию на 02.09.2010 "туалет. Лит. Г 6" был снесен полностью, строительный мусор вывезен.
07.09.2017 предприятие обратилось в департамент с просьбой оказать содействие в вопросе исключения объектов недвижимого имущества из Реестра и прекращения права хозяйственного ведения.
18.12.2017 ГУП КК "ЦИТ" обратилось в Департамент с заявлением об исключении объектов недвижимого имущества из Реестра и снятием их с государственного кадастрового учета.
Письмом от 12.02.2018 N 52-5978/18-21-07 заинтересованное лицо отказало заявителю по причине отсутствия оснований для снятия с кадастрового учета и исключения в установленном порядке из Реестра объектов недвижимого имущества.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения предприятия с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Для признания арбитражным судом действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона о регистрации, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с пунктом 7 Постановления главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 N 403 "О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края" зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, имеющие государственное имущество Краснодарского края в хозяйственном ведении, оперативном управлении, получившие государственное имущество Краснодарского края в аренду, залог и по иным основаниям, имеющие акции (доли, вклады), находящиеся в собственности Краснодарского края, и государственное имущество Краснодарского края, не вошедшее в уставный капитал, а также уполномоченные органы исполнительной власти Краснодарского края по управлению объектами казны Краснодарского края обязаны представлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в департамент имущественных отношений Краснодарского края сведения об указанном имуществе для внесения в Реестр государственной собственности Краснодарского края в сроки, установленные в приложении к настоящему постановлению.
Согласно пункта 8 Постановления о порядке учета краевого имущества, руководитель организации, имеющей на балансе или в пользовании по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, государственное имущество Краснодарского края, а также руководитель хозяйствующего субъекта, имеющего акции (доли), принадлежащие Краснодарскому краю, в уставном капитале, или в пользовании которого находится, государственное имущество Краснодарского края, не вошедшее в уставный капитал, либо на ином основании, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, несет ответственность за полноту и достоверность представленных данных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса РФ установлено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По пункту 3 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 15.03.2005 N 215 "Об утверждении порядка согласования списания государственного имущества Краснодарского края" утвержден порядок согласования списания государственного имущества Краснодарского края (далее - порядок).
Указанный порядок предусматривает списание государственного имущества, которое находится в собственности Краснодарского края и находящегося в оперативном управлении исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, государственных учреждений Краснодарского края и хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Краснодарского края, а также имущества, составляющего казну Краснодарского края.
На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Не принимается доводы апелляционной жалобы о том, что предприятию необходимо было представить Департаменту документы, указанные в пунктах 4,6 Приложения к Постановлению N 215, согласование списания имущества, утраченного вследствие сноса, по следующим основаниям.
Согласно материалам дела объекты недвижимого имущества являлись вкладом предприятия по договору простого товарищества от 03.04.2006, заключенного с согласия департамента имущественных отношений Краснодарского края, целью которого была реконструкция (ремонт, перепланировка) объектов недвижимости и строительство новых объектов недвижимости оздоровительно-курортного и спортивного назначения.
В процессе исполнения договора простого товарищества, предприятие передало объекты недвижимого имущества - ООО "Кубань-Сервис" (инвестор по договору простого товарищества).
В результате исполнения договора простого товарищества (заключение мирового соглашения) была определена доля государственной собственности Краснодарского края в построенной гостинце и ГУП КК "ЦИТ" были переданы нежилые помещения общей площадью 498,9 кв.м. (в настоящее время переданы в департамент информатизации и связи Краснодарского края для дальнейшего учета в составе казны Краснодарского края).
Подпунктом 4 пункта 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.07.2010 N 588-р и пунктом 3 мирового соглашения предусмотрено осуществить завершение строительства объекта, в том числе разборку (демонтаж) зданий и сооружений за счет ООО "Кубань-Сервис".
Согласно соглашению от 01.04.2011 об исполнении договора простого товарищества объекты недвижимого имущества, переданные в качестве вклада, обратно предприятию, не возвращались.
В соответствии с исторической справкой от 06.09.2016 N 1-1760 выданной филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Туапсинскому району, при обследовании базы отдыха, расположенной по ул. Портовая N 14 в пгт. Джубга, в акте регистрации текущих изменений 03.09.2010 указано о сносе объектов недвижимого имущества.
Как правильно установлено судом первой инстанции и не оспаривается участвующими в деле лицами, что спорные объекты перестали существовать в результате их уничтожения (сноса). Сохранение этих объектов в реестре государственной собственности в таком случае противоречит основным принципам правового регулирования вещных прав.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе департамент также указывает, что учреждение не обращалось в департамент с заявлением об исключении объектов из реестра государственной собственности Краснодарского края.
Из материалов дела следует, что 18.12.2017 ГУП КК "ЦИТ" обратилось в Департамент с заявлением об исключении объектов недвижимого имущества из Реестра и снятием их с государственного кадастрового учета.
Письмом от 12.02.2018 N 52-5978/18-21-07 заинтересованное лицо отказало заявителю по причине отсутствия оснований для снятия с кадастрового учета и исключения в установленном порядке из Реестра объектов недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах, с учетом подтверждения физического отсутствия спорных объектов (вследствие их сноса), и отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии правопритязаний каких-либо лиц на объекты, отказ департамента в согласовании списания объектов и исключения из реестра государственной собственности от 12.02.2018 N 52-5978/18-21-07 не соответствует закону и нарушает права заявителя по делу.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав учреждения суд первой инстанции правомерно обязал Департамент исключить из реестра государственной собственности Краснодарского края и снять с государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования следующие объекты недвижимого имущества: корпус, лит. А, общая площадь 368,4 кв.м. (свидетельство от 17.09.2004 серия 23-АБN 618184); дом для отдыха, лит. Б, б, 61, общая площадь 231,6 кв.м. (свидетельство от 17.09.2004 серия 23-АБ N 618185); туалет. Площадь: общая 4,7 кв.м. Литер: ГЗ. Этажность: 1 (свидетельство от 05.05.2009 серия 23-АЕ N 750580); душевая. Площадь: общая 2,2 кв.м. Литер: Г5. Этажность: 1 (свидетельство от 05.05.2009 серия 23-АЕ N 750578); туалет. Площадь: общая 8,0 кв.м. Литер: Г6. Этажность 1 (свидетельство от 05.05.2009 серия 23-АЕ N 750576).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об удовлетворении требований учреждения.
Таким образом, основания для отмены решения суда от 04.06.2018 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2018 по делу N А32-8854/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8854/2018
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2018 г. N Ф08-8870/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУП КК "Центр информационных технологий", ГУП Краснодарского края "Центр информационных технологий"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края