Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 декабря 2018 г. N Ф07-13908/18 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
21 августа 2018 г. |
Дело N А21-463/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15790/2018) Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2018 по делу N А21-463/2018(судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "УКБР 1"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
о признании предписания недействительным
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УКБР 1" (ИНН 3906337753, ОГРН 1143926034680) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и принятым судом к рассмотрению заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН 3906999637, ОГРН 1163926082253) (далее - Министерство) о признании недействительным вынесенного Министерством в отношении Общества предписания от 05.12.2017 N ЖК-2/928/ЖСА по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением от 28.04.2018 спорное предписание Министерства признано судом незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе, административный орган, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании протокола общество собрания собственников помещений от 28.08.2015 и договора управления многоквартирным домом от 01.09.2015 Общество является управляющей организацией по управлению многоквартирным домом N 9 по улице Судостроительной в городе Калининграде (далее - МКД, дом).
Судом установлено, что в Министерство поступило обращение жильца указанного дома по вопросу соблюдения Обществом лицензионных требований в части правильности начисления размера платы за коммунальные ресурсы электроэнергия, холодное водоснабжение, водоотведение в целях содержания общего имущества в таком доме.
На основании указанного обращения и приказа от 03.11.2017 N 2651 Министерство осуществило в отношении Общества внеплановую документарную проверку соблюдения лицензионных требований в части правильности начисления размера платы за коммунальные ресурсы электроэнергия, холодное водоснабжение, водоотведение в целях содержания общего имущества в МКД, по результатам которой составлен акт проверки от 04.11.2017 N ЖК-1/2651/ЖСА.
Министерство пришло к выводу о нарушении Обществом части 7 статьи 156, части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110; подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, пункта 17 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
По факту установленных нарушений Министерство выдало Обществу оспариваемое предписание от 05.12.2017 N ЖК-2/928/ЖСА по устранению выявленных нарушений лицензионных требований (далее - предписание), согласно которому Обществу в срок до 10.01.2018 необходимо произвести перерасчет платы за содержание жилья согласно утвержденному собственниками тарифу 14,08 руб. за 1 кв.м. по многоквартирному дому 2-6 по пер. Киевский, 5-11, по ул. Судостроительной в г. Калининграде, за весь период производившихся начислений с августа 2017 года, а также произвести перерасчет платы за электроэнергию, водоотведение за август 2017 года, холодное водоснабжение за январь 2017 года - август 2017 года в соответствии с нормативами потребления и правильным применением в расчетах мест общего пользования и жилых помещений, после чего представить в Министерство копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении такого перерасчета.
Не согласившись с выданным Министерством предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 162 ЖК РФ управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества осуществляется по договору управления многоквартирным домом, который заключается между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местное самоуправления (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
Действующее законодательство не предусматривает возможности самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в МКД без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, так же как и введение в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установления органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещений в МКД размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не определен.
Согласно материалам дела, решением от 28.08.2015 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Калининград, пер. Киевский 2-6, ул. Судостроительная, 5-11 выбран способ управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 161 ЖК РФ - управление управляющей организацией, в качестве управляющей организации выбрано Общество, утвержден договор управления многоквартирным домом, объем и перечни работ и услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме согласно договору управления; утвержден размер платы за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в размере 14,08 руб. за 1 кв.м., порядок её индексации и изменения, порядок внесения данных платежей.
Данное решение общего собрания является действующим, в порядке части 6 статьи 46 ЖК РФ никем из собственников дома не обжаловалось.
Исходя из содержания договора управления, утвержденного решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Калининград, пер. Киевский 2-6, ул. Судостроительная, 5-11, состав платы за работы и услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в данном доме отражен в приложении N 5 к договору управления и установлен в размере 14,08 руб. за 1 кв. м. по состоянию на 01.08.2015.
Пунктом 4.5 договора управления предусмотрено, что размер платы за услуги и работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме установлен на период действия договора, начиная с даты утверждения его условий на общем собрании собственников, с ежегодным индексированием.
Пунктом 4.6 договора управления определено, что по истечении года с даты последнего установления решением предыдущего собрания собственников цен (тарифов) на работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД цены (тарифы) за указанные виды работ и услуг ежегодно устанавливаются методом индексирования данных цен (тарифов) в соответствии с изменением с уровнем потребительских цен за каждый истекший год в форме базового индекса потребительских цен, рассчитываемого территориальным органом Росстата в соответствии с "Основными положениями определения индекса потребительских цен". При этом ежегодное оформление решениями общих собраний собственниками изменений данных цен (тарифов) не осуществляется.
Договор управления многоквартирным домом по адресу: г. Калининград, пер. Киевский 2-6, ул. Судостроительная, 5-11, утвержден собственниками помещений дома на общем собрании 28.08.2015 в редакции, предусматривающей наличие пунктов 4.5 и 4.6 договора управления.
На основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (статистический бюллетень Калининградстата за декабрь 2016 года) Обществом произведена индексация размера платы за содержание жилья на 5,3% с 01.02.2017.
Собственники дома по пер. Киевский 2-6, ул. Судостроительная, 5-11 г. Калининграда о предстоящем применении индексации платы были проинформированы в установленном порядке, соответствующая информация была размещена ООО "РИВЦ ЖКХ" на оборотных сторонах квитанций за январь 2017 года.
На основании вышеизложенного и с учетом того обстоятельства, что собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании 28 августа 2015 года принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в сумме 14.08 руб. за 1 кв.м., и определен порядок её индексации и изменения, утвержден договор управления многоквартирным домом, возложение оспариваемым предписанием на заявителя обязанности произвести перерасчет платы за содержание жилья согласно утверждённому тарифу 14,08 руб. за 1 кв.м. по многоквартирному дому 2-6 по пер. Киевский, 5-11, по ул. Судостроительной в г. Калининграде, за весь период производившихся начислений с августа 2017 года, не основано на указанных правовых нормах.
Как указано выше, договор управления многоквартирным домом по адресу: г. Калининград, пер. Киевский 2-6, ул. Судостроительная, 5-11, утвержден собственниками помещений дома на общем собрании 28.08.2015 года в редакции, предусматривающей наличие пунктов 4.5 и 4.6.
Изменения в установленном законом порядке в указанный договор не вносились, решения общего собрания, утвердившего индексацию размера платы и договор управления, недействительными не признаны, договор в установленном порядке не оспорен.
Принимая решения на общих собраниях об утверждении договора управления с пунктами 4.5 и 4.6 в приведенной выше редакции, собственники помещений в многоквартирном доме фактически приняли решение об индексации платы на индекс потребительских цен, рассчитываемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, за каждый предыдущий год по Калининградской области.
Кроме того, такое решение принято собственниками и по отдельному вопросу повестки дня общего собрания, и подробно утверждено в качестве условия договора управления домом.
В связи с чем, ссылка в акте проверки на то, что собственниками на общем собрании не утвержден и не указан порядок индексации, является ошибочной и не соответствует фактическим обстоятельствам.
Как верно указал суд, пункты 4.5 и 4.6 договора управления носят оспоримый, а не ничтожный характер, и обязательны для исполнения в силу норм ЖК РФ сторонами договора - собственниками и управляющей организацией (Обществом).
В соответствии с частью 1 статьи Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон N 294-ФЗ) по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (часть 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В оспариваемом предписании указано, что проверка проводилась в период с 07.11.2017 по 04.12.2017, однако датой акта проведенной проверки является 04.11.2017. Акт проверки от 04.11.2017 получен Обществом только 19.12.2017, в связи с чем, у Общества отсутствовала возможность ознакомления с актом проверки в установленные законом сроки.
Несвоевременное составление акта также подтверждается конвертом почтовой корреспонденции, полученным от Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, на котором стоит отметка о получении ФГУП "Почта России" указанного акта только 15.12.2017.
При таких обстоятельствах, нарушение административным органом положений Закона N 294-ФЗ носит существенный характер, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и является самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого акта.
В этой связи оспариваемое предписание, выданное Министерством по результатам такой проверки, обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2018 по делу N А21-463/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-463/2018
Истец: ООО "УКБР 1"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-463/18
10.12.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13908/18
21.08.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15790/18
28.04.2018 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-463/18