г. Вологда |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А05-17872/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного автономного учреждения Архангельской области "Молодежный центр" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2018 года по делу N А05-17872/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Козьмина С.В.),
установил:
государственное автономное учреждение Архангельской области "Молодежный центр" (ОГРН 1082901006396, ИНН 2901179501; место нахождения: 163001, город Архангельск, улица Федота Шубина, дом 9; далее - ГАУ АО "Молодежный центр", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2/142; далее - УФАС, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 08.12.2017 по делу N 195юл-17а, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление учреждения рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2018 года по делу N А05-17872/2017 постановление управления от 08.12.2017 по делу N 195юл-17а признано незаконным и изменено в части назначения наказания в виде штрафа в размере, превышающем 50 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что административное правонарушение допущено заявителем в состоянии крайней необходимости, при этом совершенное деяние обладает признаками малозначительности.
УФАС в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Архангельска проведена проверка исполнения учреждением законодательства в сфере осуществления закупок для государственных нужд, в ходе которой установлено, что ГАУ АО "Молодежный центр" и индивидуальный предприниматель Щукина Н.А. с учетом положений требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках) и подпункта 17 пункта 11.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного автономного учреждения Архангельской области "Молодежный центр", утвержденного решением наблюдательного совета ГАУ АО "Молодежный центр" (далее - Положение), 02.03.2017 заключили договор N 31704847430 на оказание услуг по реализации комплекса мероприятий для организации и проведения третьего международного образовательного форума "Арктика. Сделано в России" (в рамках международного арктического форума "Арктика - территория диалога") на сумму 20 000 000 руб.
Техническим заданием, являющимся приложением к договору от 02.03.2017 N 31704847430, предусмотрен ряд мероприятий, во исполнение которых индивидуальным предпринимателем Щукиной Н.А. заключены иные договоры.
При этом предмет некоторых из заключенных договоров не соответствует требованиям подпункта 17 пункта 11.1 Положения.
В связи с этим материалы проверки с сопроводительным письмом от 25.09.2017 N 7-10-2017 направлены в управление для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Заместителем руководителя УФАС вынесено определением от 31.10.2017 о возбуждении в отношении ГАУ АО "Молодежный центр" дела об административном правонарушении N 195юл-17а и о проведении административного расследования, по итогам которого составлен протокол по делу N 195юл-17а об административном правонарушении, а также вынесено постановление от 08.12.2017, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
При изложении противоправного деяния УФАС в данном постановлении отметило, что Положение распространяется на закупки любой продукции для нужд и за счет средств ГАУ АО "Молодежный центр", и содержит, в том числе, требования к организации и управлению закупочной деятельностью, общий порядок проведения закупок, условия выбора различных способов закупок, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок проведения закупок указанными способами.
Из Положения следует, что закупки могут проводится такими способами как конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика
Подпунктом 17 пункта 11.1 Положения установлены случаи, когда Заказчик вправе провести закупку у единственного поставщика, а именно при осуществлении закупки на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов главы государства, глав правительств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств, приглашенных лиц иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания).
Заказчиком 01.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение и документация о проведении закупки у единственного поставщика на оказание услуг по реализации комплекса мероприятий для организации и проведения третьего международного образовательного форума "Арктика. Сделано в России" (в рамках международного арктического форума "Арктика - территория диалога").
Заказчиком и предпринимателем Щукиной Н.А. 02.03.2017 заключен договор N 31704847430 на оказание услуг по реализации комплекса мероприятий для организации и проведения третьего международного образовательного форума.
В соответствии с пунктом 10.4 Договора от 02.03.2017 Техническое задание (Приложение N 1) является неотъемлемой частью Договора.
Техническим заданием предусмотрено оказание комплекса административных, организационных и технических услуг по подготовке и проведению третьего международного образовательного форума "Арктика. Сделано в России", а именно таких как: комплексная подготовка площадки проведения Форума, всех мест активности; подготовка дорог для передвижения транспорта до места проведения Форума; подготовка дорог для передвижения пешеходов на территории проведения Форума; подготовка мест для проведения квестов и активностей на территории Форума; подготовка места под установку шатров и палаток; подготовка снежных горок; услуги по организации временных электрических сетей для функционирования инфраструктурных объектов Форума; установка ограждения по периметру Форума; устройство деревянных поддонов для установок палаток на территории Форума; изготовление арт-объекта (скульптуры) из ледяных блоков (льда); обеспечение доступа в сеть Интернет и последующая оплата трафика; оказание услуг по обеспечению санитарно-гигиеническим и душевым оборудованием и обеспечение его функционирования на все время проведения Форума; доставка, монтаж и введение в эксплуатацию блок-контейнеры (санузлы) на месте проведения Форума; организация инфраструктуры для использования естественного ландшафта площадки проведения Форума для катания на тюбингах; обеспечение услуг по вывозу ТБО и других отходов (очистка санузлов) с территории площадки проведения Форума; обеспечение складского помещения на территории проведения Форума; формирование службы клининга и организация уборки внутренних помещений, жилых палаток, служебных помещений и санитарной зоны Форума; обеспечение логистики транспортного обеспечения участников, экспертов, почетных гостей и организаторов Форума.
Во исполнение договора от 02.03.2017 предпринимателем Щукиной Н.А. заключены следующие договоры: от 01.03.2017 N 229000052571 с ПАО "Ростелеком" на оказание услуг связи; от 03.03.2017 N 01/2017 с предпринимателем Боярской С.А. на оказание услуг по изготовлению, перевозке, монтажу арт-объекта из ледяных блоков; от 03.03.2017 N 02/2017 с предпринимателем Смолиным А.О. на производство отделочных работ в здании бани N 18 по адресу: г. Архангельск, ул. Тарасова, д. 11; от 03.03.2017 N 03/2017 с предпринимателем Медведевым П.А. на выполнение работ по подготовке и содержанию площадки для проведения форума "Арктика. Сделано в России"; от 06.03.2017 N 0603/17 с ООО "Северстрой" поставки, монтирования и ведения в эксплуатацию мобильных зданий; от 14.03.2017 N 05/2017 с предпринимателем Котовым П.Н. на оказание услуг по обеспечению уборки территории, техническому обеспечению и др.; от 14.03.2017 N 06/2017 с предпринимателем Шахновой Е.А. на оказание услуг организации службы клининга в период проведения третьего международного образовательного форума "Арктика. Сделано в России"; от 20.03.2017 N 08/2017 с предпринимателем Мусинским Ф.Ю. на оказание услуг по обеспечению логистики, транспортного обеспечения участников, экспертов, почетных гостей и организаторов форума "Арктика. Сделано в России"; от 21.03.2017 N 04/2017 с МУП Городские бани" по оказанию услуг бани; от 23.03.2017 N 09/2017 с предпринимателем Плотниковым С.С. на оказание услуг по печати баннеров; от 23.03.2017 N 022/03ЮМ/2017 с ООО "МРТС - Строймонтаж" на оказание услуг ДЭС БАЭСК-У.500 (дизельная электростанция); от 24.03.2017 N 10/2017 с ООО "Вега" по фрахтованию транспортных средств с экипажем; от 24.03.2017 N 11/2017 с предпринимателе Шахновой Е.А. на оказание услуг по организации инфраструктуры для обеспечения катания на лыжах участников форума "Арктика. Сделано в России".
УФАС пришло к выводу о том, что предметы договоров от 03.03.2017 N 01/2017 на оказание услуг по изготовлению, перевозке, монтажу арт-объекта из ледяных блоков, от 23.03.2017 N 09/2017 на оказание услуг по печати баннеров, от 24.03.2017 N 11/2017 на оказание услуг по организации инфраструктуры для обеспечения катания на лыжах участников форума "Арктика. Сделано в России" не соответствуют подпункту 17 пункта 11.1 Положения, следовательно, закупки на данные услуги необходимо было проводить не в рамках подпункта 17 пункта 11.1 Положения о закупке, а выбрать иной способ определения исполнителя (подрядчика).
Таким образом, заказчиком неправомерно выбран способ закупки, что нарушаем часть 1 статьи 2 Закона о закупках и подпункт 17 пункта 11.1 Положения о закупке.
Не согласившись с названным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, установив в деянии заявителя событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения размера назначенного учреждению наказания до 50 000 рублей штрафа.
Вместе с тем, апелляционная инстанция исходит из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 названного Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с положениями части 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из буквального толкования объективной стороны нормы об ответственности следует, что основанием для ее применения является несоблюдение формы сделки при закупках, выразившееся в том, что при обязанности применить электронную форму закупки она не применяется.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" утвержден Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (далее - Перечень товаров, работ и услуг), в частности, определены наименования товаров, работ и услуг и соответствующие им коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП 2).
Обязанность применения электронной формы закупки обусловлена требованиями Закона N 223-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616, при этом электронная форма закупки подразумевает осуществление лицами, участвующими в закупке, всех действий при помощи электронных средств и исключает возможность использования бумажного документооборота.
В рассматриваемом же случае, из постановления УФАС от 08.12.2017 следует, что фактически допущенное ГАУ АО "Молодежный центр" правонарушение выразилось не в том, что при проведении закупки при обязательности ее электронной формы, таковая не соблюдалась, а в том, что в том, что закупку не следовало проводить на основании подпункта 17 пункта 11.1 Положения, как у единственного источника, поскольку надлежало выбрать иной способ определения исполнителя (подрядчика), установленного этим Положением, применяемым учреждением при проведении закупок.
Из постановления также следует, что управления процедура проведения закупок не исследовалась, проводились ли они на электронных торгах или иным способом не отмечено.
В связи с этим апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что вмененное ГАУ АО "Молодежный центр" деяние, изложенное в постановлении от 08.12.2017 по делу N 195юл-17а, отсутствует.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Исходя из изложенного, поскольку апелляционная инстанция пришла к выводу об отсутствии в деянии учреждения события и состава вмененного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, то согласно части 2 статьи 211 АПК РФ постановление УФАС от 08.12.2017 по делу N 195юл-17а является незаконным, и, соответственно, решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2018 года по делу N А05-17872/2017 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 08.12.2017 по делу N 195юл-17а о привлечении государственного автономного учреждения Архангельской области "Молодежный центр" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.