Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2018 г. N Ф04-5103/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
31 августа 2018 г. |
Дело N А75-5287/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8613/2018) общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.06.2018 по делу N А75-5287/2018 (судья Фёдоров А.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" (ОГРН 1118601000880, ИНН 8601043934)
к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 860101160)
о признании незаконным пункта 1 предписания от 05.04.2018 N ХМ-90
при участии в судебном заседании представителей:
от Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" - представитель не явился.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чистый дом" (далее - заявитель, Общество, ООО "Чистый дом") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Служба) о признании незаконным пункта 1 предписания от 05.04.2018 N ХМ-90.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.06.2018 по делу N А75-5287/2018 в удовлетворении требований Общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Чистый дом" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что предписание от 05.04.2018 N ХМ-90 Службы не содержит конкретных указаний, которые необходимо совершить Обществу, а именно содержание предписания не позволяет определить какое нарушение Обществу необходимо устранить и каким образом, в связи с чем предписание не отвечает принципам конкретности и исполнимости.
Общество указывает, что точный размер платы за работы по содержанию систем теплоснабжения (ВДС инженерных сетей по отоплению) определить невозможно. Полагая, что предписание от 05.04.2018 N ХМ-90 не позволяет определить размер платы за работы по содержанию систем теплоснабжения (ВДС инженерных сетей по отоплению), а равно и способ его определения, то оно подлежит признанию незаконным.
По мнению подателя апелляционной жалобы, в период с октября 2017 по настоящее время, Обществом не было зарегистрировано фактов предоставления в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Чкалова, д. 29/2, коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, актов, свидетельствующих об этом не поступало.
Кроме того, материалы настоящего дела также не содержат сведений, о том, что с октября 2017 по настоящее время, Общество осуществляло в указанный выше МКД предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Таким образом, ООО "Чистый дом" не имеет правовых оснований для осуществления перерасчета с октября 2017 до момента ввода в эксплуатацию ОДПУ ТЭ, следовательно, предписание N ХМ-90, в указанной части незаконно.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу от заинтересованного лица не поступил.
ООО "Чистый дом", заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 02.04.2018 N 88-ЛК/18-ХМ по обращению от 26.03.2018 N 27-ОГ-498 в период с 03.04.2018 по 05.04.2018 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка.
По итогам проверки составлен акт N ХМ-90 от 05.04.2018 и выдано предписание в соответствии с которым в срок до 25.04.2018 предписано:
1. произвести перерасчет абонентской платы собственникам помещений жилого дома N 29/2 по ул. Чкалова в г. Ханты-Мансийске за ненадлежащее содержание общедомового имущества в части содержания и текущего ремонта ВДС инженерных сетей по отоплению за период с октября 2017 года до момента ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, в соответствии с пунктом 3.1.2 договора и частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ);
2. произвести ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на жилом доме N 29/2 по ул. Чкалова в г. Ханты-Мансийске, с оформлением соответствующего акта, в соответствии с пунктом 18 Минимального перечня, пунктом 10 Правил N 491, пунктом 5.2.24. ПиН ТЭЖФ, подпунктом "с" пункта 31 Правил N 354.
Общество, считая указанное предписание незаконным в части пункта 1, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
06.06.2018 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято обжалуемое в апелляционной порядке ООО "Чистый дом" решение.
Статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 154 названного Кодекса плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261- ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно статье 161 ЖК РФ и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно- строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Пунктами 16 и 17 Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
С учетом изложенного, действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке, в том числе общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома.
В соответствии с пунктом 6 ГОСТ Р 56192-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", утвержденного Приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1444-ст, при оказании услуги текущего содержания имущества в составе работ (мероприятий) преобладающими должны быть диагностика технического состояния имущества путем организации и проведения осмотров, в том числе профилактические работы по предупреждению преждевременного износа имущества, а также работы обеспечивающие установку, ввод и эксплуатацию приборов учета.
Пунктом 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) установлено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 названных Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 81(12) Правил N 354, прибор учета считается вышедшим из строя в случае не отображения прибором учета результатов измерений.
Из предоставленного ООО "Чистый дом" акта от 28.09.2017 составленного комиссией из представителей ООО "Чистый дом" и АО "УТС" установлено, что при обследовании электронного блока "Магика" заводской N МТ207030 по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Чкалова, д. 29/2 выявлено, что учет потребления тепла жилым домом расходометрами производится не в полном объеме, нет питания и обратного напряжения расходометра.
Согласно акту от 28.09.2017 и распечатки показаний общедомового прибора учета N МД207030 за период с 20.08.2017 по 19.09.2017 установлено, что в сентябре 2017 года данный прибор учета тепловой энергии уже не показывал расход потребления домом тепловой энергии (показывал ошибку 6), то есть на начало сентября 2017 года прибор находился в нерабочем состоянии. Также согласно показаний прибора учета N МД207030 (распечатки) за период с 20.10.2017 по 19.11.2017 установлено, что данный ОДПУ ТЭ с сентября по 20 декабря 2017 года не демонтирован, не направлен на ремонт и т.д., который согласно акту от 28.09.2017 был признан неисправным.
В соответствии с пунктом 81(13) Правил N 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Чистый дом" было известно о нахождении общедомового прибора учета тепловой энергии с 01.09.2017 в неисправном состоянии, управляющая организация бездействовала, не принимала мер к восстановлению работоспособности данного прибора учета, тем самым оказало услуги ненадлежащего качества, выразившееся в несвоевременной замене общедомового прибора учета тепловой энергии.
Довод апелляционной жалобы ООО "Чистый дом" о том, что материалы дела не содержат сведений, о том, что с октября 2017 по настоящее время, Общество осуществляло в указанный выше МКД предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, отклоняется как несостоятельным.
Факт оказания услуг ненадлежащего качества установлен в рамках проведенной проверки и заключался в несвоевременном принятии мер по замене вышедшего из рабочего состояния прибора учета тепловой энергии на новый, что привело к иному исчислению стоимости коммунальных услуг для собственников жилых помещений.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 491 в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений.
Один из доводов апелляционной жалобы сводится к тому, что предписание от 05.04.2018 N ХМ-90 Службы не содержит конкретных указаний, которые необходимо совершить Обществу, а именно содержание предписания не позволяет определить какое нарушение Обществу необходимо устранить и каким образом.
Отклоняя заявленный довод, суд апелляционной инстанции, указывает следующее.
Из акта проверки N ХМ-90 и предписания N ХМ-90 от 05.04.2018 следует, что Обществу вменяется в вину несвоевременная замена общедомового прибора учета тепловой энергии.
Относительно порядка устранения Обществу предписано произвести перерасчет абонентской платы собственникам помещений жилого дома N 29/2 по ул. Чкалова в г. Ханты-Мансийске за ненадлежащее содержание общедомового имущества в части содержания и текущего ремонта ВДС инженерных сетей по отоплению за период с октября 2017 года до момента ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, в соответствии с пунктом 3.1.2 договора и частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусматривается, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией последняя несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Согласно пункту 3.1.2 договора N 4 об управлении многоквартирным домом N 29/2 по ул. Чкалова в г. Ханты-Мансийск от 23.02.2015 управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с приложением N 2 к настоящему договору. В случае оказания данных услуг и выполнения указанных работ с ненадлежащим качеством управляющая организация обязана устранить все выявленные недостатки за свой счет.
Согласно пункту 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Как указывалось раннее, факт оказания услуг ненадлежащего качества установлен актом проверки N ХМ-90 от 05.04.2018.
На основании пункта 98 Правил N 354 ООО "Чистый дом" обязаны освободить потребителей от оплаты коммунальной услуга с октября 2017 года по момент ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии или уменьшить ее размер на жилом доме N 29/2 по ул. Чкалова в г. Ханты-Мансийске.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, оспариваемое предписание от 05.04.2018 N ХМ-90 содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить ООО "Чистый дом". При этом, такие требования направлены на устранение допущенных нарушений, следовательно содержание предписания ясно позволяет определить какое нарушение Обществу необходимо устранить и каким способом, в связи с чем предписание отвечает принципам конкретности и исполнимости.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае Общество не доказало несоответствие оспариваемого предписания от 05.04.2018 N ХМ-90 нормам действующего законодательства, поэтому основания для удовлетворения рассматриваемого в настоящем случае требования Общества отсутствуют.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении требований ООО "Чистый дом", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба ООО "Чистый дом" удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы, то есть на ООО "Чистый дом".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.06.2018 по делу N А75-5287/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.