город Ростов-на-Дону |
|
31 августа 2018 г. |
дело N А32-6011/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Малыхиной М.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комиссаровым Д.Г.,
при участии:
от истца: представителя Сибилевой Т.М. по доверенности от 10.04.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15 июня 2018 года по делу N А32-6011/2017
по иску администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края
к ответчику Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
при участии третьих лиц: Министерства природных ресурсов Краснодарского края, государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу", администрации муниципального образования Туапсинский район, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании права собственности, обязании согласовать границы земельных участков,
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
УСТАНОВИЛ:
администрация Небугского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - ответчик), в котором просила:
1) Признать право муниципальной собственности на:
- земельный участок, сформированный в границах кадастрового квартала 23:33:0907001, площадью 14 000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапскинский район, Небугское сельское поселение, с. Агой, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - Сп2 (зона размещения кладбищ традиционного захоронения), вид разрешенного использования - действующие кладбища, кладбища закрытые на период консервации, захоронения, крематории, мемориальные парки и комплексы);
- земельный участок, сформированный в границах кадастрового квартала 23:33:1702001, площадью 10 800 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапскинский район, Небугское сельское поселение, аул. Агуй-Шапсунг, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - Сп2 (зона размещения кладбищ традиционного захоронения), вид разрешенного использования - действующие кладбища, кладбища закрытые на период консервации, захоронения, крематории, мемориальные парки и комплексы);
- земельный участок, сформированный в границах кадастрового квартала 23:33:0907002, площадью 1170 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапскинский район, Небугское сельское поселение, 54 км. + 0,02 автодороги Джубга-Сочи, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - Р4 (прочие земли), вид разрешенного использования - монументы, памятники, объекты монументально-декоративного искусства).
2) Считать согласованными границы:
- земельного участка, сформированного в границах кадастрового квартала 23:33:0907001, площадью 14 000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапскинский район, Небугское сельское поселение, с. Агой, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - Сп2 (зона размещения кладбищ традиционного захоронения), вид разрешенного использования - действующие кладбища, кладбища закрытые на период консервации, захоронения, крематории, мемориальные парки и комплексы) с границами земельного участка с кадастровым номером 23:33:0907001:594 земель лесного фонда;
- земельного участка, сформированного в границах кадастрового квартала 23:33:1702001, площадью 10 800 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапскинский район, Небугское сельское поселение, аул. Агуй-Шапсунг, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - Сп2 (зона размещения кладбищ традиционного захоронения), вид разрешенного использования - действующие кладбища, кладбища закрытые на период консервации, захоронения, крематории, мемориальные парки и комплексы) с границами земельного участка с кадастровым номером 23:33:1702001:129 земель лесного фонда;
- земельного участка, сформированного в границах кадастрового квартала 23:33:0907002, площадью 1170 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапскинский район, Небугское сельское поселение, 54 км. + 0,02 автодороги Джубга-Сочи, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - Р4 (прочие земли), вид разрешенного использования - монументы, памятники, объекты монументально-декоративного искусства) с границами земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0907002:61 и 23:33:0907002:65 земель лесного фонда.
Указанная редакция исковых требований, уточненная истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, была принята определением суда от 26.07.2017.
Исковые требования мотивированы следующим. В собственность Небугского сельского поселения на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Краснодарского края от 29.12.2006 N 1177-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Туапсинский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Туапсинский район, в состав которого они входят", постановления главы муниципального образования Туапсинский район от 01.02.2007 N 89 "О безвозмездной передачи имущества муниципального образования Туапсинский район вновь образованным городским. Сельским поселениям Туапскинского района" передано имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (кладбища), а также объекты культурного наследия. Вместе с тем, правоустанавливающие документы и техническая документация на кладбища и объекты культуры отсутствуют. Зарегистрировать право муниципальной собственности на спорные земельные участки не представилось возможным, в связи с их пересечениями с другими земельными участками, которые относятся к лесному фонду. В 2016 году на основании муниципального контракта были подготовлены схемы расположения земельных участков, в утверждении которых отказано Теруправлением Росимущества в Краснодарском крае. Вследствие этого регистрация права муниципальной собственности на земельные участки мест захоронения в с. Агой, а. Агой-Шапсуг и под объектом культурного наследия не представляется возможной.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов Краснодарского края, государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу", администрация муниципального образования Туапсинский район, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд первой инстанции указал на то, что материалами дела подтвержден факт того, что спорные земельные участки полностью расположены на землях лесного фонда, которые в силу закона отнесены к собственности Российской Федерации и на которые право федеральной собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Материалами дела не подтвержден перевод земель лесного фонда в спорной части в земли населенных пунктов. Изменение границ населенного пункта путем включения спорных участков в границы муниципального образования не может быть признано достаточным правовым основанием для признания данных участков находящимися в собственности муниципального образования в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти. Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 05.08.2016 N 309-ЭС16-8754, согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае включения в границы населенного пункта земельных участков из земель лесного фонда является обязательным.
Администрация Небугского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила его отменить, заявленные требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- суд не учел, что использование участков лесного фонда в качестве места погребения является недопустимым и противоречащим требованиям федерального законодательства;
- в силу норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
- суд не учел, что на объект культурного наследия - памятный знак героям легендарного похода Красной Таманской Армии, зарегистрировано право муниципальной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АК N 388456 от 30.12.2011.
В отзыве Министерство природных ресурсов Краснодарского края просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривалась в отношении указанных лиц в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Представитель подтвердила, что в настоящее время спорные земельные участки не входят в границы населенных пунктов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по акту приема-передачи недвижимого имущества, передаваемого из собственности муниципального образования Туапсинский район в собственность муниципального образования Небугское сельское поселение от 01.02.2007, муниципальное образование Туапсинский район передало муниципальному образованию Небугское сельское поселение имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, в том числе, кладбища в с. Небуг, с. Агой, ауле Агуй-Шапсуг, памятный знак героям легендарного похода Красной Таманской Армии, обозначенные в акте приема-передачи как сооружения (том 1, л.д. 70).
Основанием для передачи данных объектов явились Закон Краснодарского края от 29.12.2006 N 1177-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Туапсинский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Туапсинский район, в состав которого они входят", постановление главы муниципального образования Туапсинский район от 01.02.2007 N 89 "О безвозмездной передаче имущества муниципального образования Туапсинский район вновь образованным городским, сельским поселениям Туапсинского района" (т. 1, л.д. 70-73).
В Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности муниципального образования Небугское сельское поселение Туапсинского района на объект "Памятный знак героям легендарного похода Красной Таманской Армии", назначение: нежилое, площадь: общая 1022,4 кв. м., инвентарный номер: 16494, литер: 1, адрес: Краснодарский край, Туапсинский район, в районе 54 км + 0,02 федеральной трассы "Джубга-Сочи", кадастровый номер объекта: 23:33:0907002:0:23", право собственности зарегистрировано 30.12.2011 на основании акта приема-передачи недвижимого имущества от 11.02.2007, постановления главы муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края N 89 от 01.02.2007, договора о безвозмездной передаче имущества N 6 от 01.02.2007 (т. 1, л.д. 62).
Из письма главы Небугского сельского поселения Туапсинского района от 13.02.2017 N 361 следует, что объект недвижимого имущества - кладбище, площадью 2 га, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, аул Агуй-Шапсуг, зарегистрирован в реестре собственности Небугского сельского поселения Туапсинского района (т. 1, л.д. 61).
Теруправление Росимущества в Краснодарском крае в письме от 16.06.2016 N 04/8976 отказало в согласовании местоположения вновь образуемых земельных участков для размещения кладбища с. Агой площадью 14 000 кв. м., для размещения кладбища а. Агуй-Шапсуг, площадью 10 800 кв. м. и памятного знака героям легендарного похода Красной Таманской Армии площадью 1170 кв. м., поскольку не представлены доказательства соблюдения процедуры согласования с собственником земель лесного фонда - Российской Федерацией в лице Федерального агентства лесного хозяйства перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов.
Вследствие этого, как указала администрация, регистрация права муниципальной собственности на земельные участки мест захоронения в с. Агой, в а. Агуй-Шапсунг, а также под объектом культурного наследия не представляется возможной.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Земельное законодательство Российской Федерации основывается, среди прочего, на принципе деления земель по целевому назначению на категории, а также на разграничении государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В свою очередь, правовые основы и порядок разграничения государственной собственности на землю устанавливаются федеральными законами (пункт 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из целевого назначения земли в Российской Федерации подразделяются, в частности, на земли населенных пунктов и земли лесного фонда (подпункты 2, 5 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункты 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статььи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (статья 6 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 04.12.2006).
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (части 1, 2 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 04.12.2006).
В результате натурного обследования спорных земельных участков, проведенного ГКУ КК "Комитет по лесу" совместно с представителем администрации Небугского сельского поселения и кадастровым инженером, установлено, что земельный участок площадью 0,1170 га, расположенный в кадастровом квартале 23:33:0907002, земельный участок площадью 1,08 га, расположенный в кадастровом квартале 23:33:1702001, и земельный участок площадью 1,4 га, расположенный в кадастровом квартале 23:33:0907001, полностью (100%) накладываются на территорию государственного лесного фонда соответственно Туапсинского лесничества Небугского участкового лесничества в квартале 124А выдел 16 и квартале 108Б выдел 2, Джубгского лесничества Лермонтовского участкового лесничества в квартале 49Б, часть выдела 8, Джубгского лесничества Лермонтовского участкового лесничества в квартале 453 Б, части выделов 19, 21 (т. 2, л.д. 34-47).
Право собственности Российской Федерации на лесные участки площадью 23 141 га и 29 823 га, расположенные в Туапсинском районе Краснодарского края, Джубгское лесничество, Лермонтовское участковое лесничество, кварталы 1А-240А, 1Б-54Б, и в Туапсинском лесничестве, Небугском участковом лесничестве, кварталы 1А-126А, 1Б-134Б, зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости в 2009 году на основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (т. 1, л.д. 152-153).
В соответствии с письмами ФГУП "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича" кадастровая ошибка в расположении земельных участков не выявлена (т. 1, л.д. 47-50).
В отношении земель, находящихся в федеральной собственности, перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (статья 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение 5 дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории (статья 5 Закона N 172-ФЗ).
Как правильно указал суд первой инстанции, изменение границ населенного пункта путем включения спорных земельных участков в границы муниципального образования не может быть признано достаточным правовым основанием для внесения изменений в сведения государственный кадастр недвижимости в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти, представляющего интересы Российской Федерации.
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (статья 8 Закона N 172-ФЗ).
Вместе с тем, действовавшее до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года законодательство предусматривало, что городские леса (леса в пределах городской черты) входят в лесной фонд (статьи 4, 5, 13, 15, 23, 38 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, статьи 4, 5, 29, 54, 60, 92 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьи 2, 14, 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года).
Из содержания статей 7, 10, 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года следует, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений, - городские леса.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Этот же подход подтвержден законодателем при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Нахождение на территории земель лесного фонда кладбищ и памятного знака героям легендарного похода Красной Таманской Армии не может само по себе являться достаточным основанием для отнесения спорных участков к собственности муниципального образования, поскольку отсутствуют доказательства соблюдения процедуры согласования с федеральным органом исполнительной власти изменения границ населенного пункта Небугское сельское поселение в части включения в его границы земель лесного фонда.
С учетом изложенного, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об оставлении иска без удовлетворения.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15 июня 2018 года по делу N А32-6011/2017 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.