Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 ноября 2018 г. N Ф05-19685/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
31 августа 2018 г. |
Дело N А40-246434/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей С.Л. Захарова, В.А. Свиридова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЗАО "Оборонэнерго"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.06.2018 по делу N А40-246434/17, принятое судьей О.Ю. Суставовой (108-4456),
по заявлению ЗАО "Оборонэнерго"
к ИФНС России N 4 по г. Москве
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Сергеев Е.В. по дов. от 28.11.2017; |
от ответчика: |
Ерохова О.Д. по дов. от 18.01.2018. |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Оборонэнерго" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 4 по г. Москве (заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 30.05.2017 N 186 об отказе в возврате излишне взысканного налога на прибыль организаций.
Решением от 25.06.2018 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "Оборонэнерго" обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган с доводами заявителя не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с доводами подателя апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителя заинтересованного лица, не усматривает оснований для изменения (отмены) судебного акта, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЗАО "Оборонэнерго" обратилось в ИФНС России N 4 по г. Москве с заявлением от 28.03.2017 N ЦАУ/040/853 о возврате излишне взысканного налога на прибыль организаций в общей сумме 3128150 руб.
30.05.2017 решением инспекции N 186 отказано в осуществлении возврата налога на прибыль организаций по причине истечения трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса российской Федерации (НК РФ).
Заявитель обратился в УФНС России по г. Москве с жалобой на решение инспекции об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога (сбора, пени, штрафа) от 30.05.2017 N 186.
УФНС России по г. Москве 01.11.2017 вынесло решение N 21-19/178290@ об оставлении жалобы без удовлетворения.
Полагая решение от 30.05.2017 незаконным, ЗАО "Оборонэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах.
В силу п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Согласно нормам п. 1 ст. 83 НК РФ, организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В настоящем случае ЗАО "Оборонэнерго" состоит на налоговом учете в ИФНС России N 4 по г. Москве, которая администрирует, в частности, налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, а также в бюджет г. Москвы в отношении головной организации.
Соответственно заявление о возврате рассмотрено инспекцией в отношении доводов заявителя по возврату налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов РФ, относящихся к закрытым обособленным подразделениям, а именно: РЭС "Западный" филиала Центральный (КПП 503045002), ПУ "Клинский" филиала "Центральный" (КПП 502045001), ДГ "Шилово" филиала Сибирский (КПП 543345001), РЭС "Восточный" филиала Центральный (КПП 502745002), ЭСУ "Итурупский" РЭС "Островский" филиала "Дальневосточный" (КПП 651145006), РЭС "Североморский" филиала "Северо-Западный" (КПП 511045002), в связи с администрированием вопроса возврата (зачета) по этим обособленным подразделениям инспекцией по месту учета головной организации.
Заявление о возврате в отношении остальных обособленных подразделений, указанных в заявлении о возврате, письмом от 25.10.2017 N 05-09/039332@ направлено в налоговые органы по месту учета указанных обособленных подразделений для рассмотрения.
По результатам выездной налоговой проверки ЗАО "Оборонэнерго" за 2011-2013 годы инспекцией принято решение от 12.02.2016 N 1384 о привлечении к налоговой ответственности и обществу доначислен налог на прибыль организаций в сумме 163692650 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 177323384 руб., начислены пени по налогу на прибыль в размере 5455128,79 руб., пени по НДС в размере 44968776 руб., а также штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ, по налогу на прибыль организаций в размере 10721176 руб.
Инспекция выставила требование N 3 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.06.2016, в соответствии с которым налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов РФ (по КПП 770401001), составил 34665929,87 руб.
В связи с имеющейся переплатой в КРсБ общества (КПП 770401001) в размере 10342550,17 руб., заявителем уплачен налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов РФ, в размере 24323380 руб. платежным поручением от 07.02.2017 N 66897.
Общество полагает, что уплата указанной суммы налога осуществлена без учета уменьшения по представленной уточненной (кор. N 7) налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2011 год по закрытым обособленным подразделениям на сумму 549335 руб., в т.ч.: РЭС "Западный" филиала Центральный (КПП 503045002) -135585 руб.; ПУ "Клинский" филиала Центральный (КПП 502045001) - 1191 руб.; ДГ "Шилова" филиала Сибирский (КПП 543345001) - 1214 руб.; ЭСУ "Итурупский" РЭС Островский филиала Дальневосточный (КПП 651145006) - 20175 руб.; РЭС "Североморский" филиала Северо-Западный (КПП 511045002) - 376781 руб., РЭС "Восточный" филиала Центральный (КПП 502745002) - 14389 руб., в результате чего, по мнению Заявителя, имеет место излишнее взыскание указанного налога.
Согласно п. 4 ст. 289 НК РФ, определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Юридические основания для возврата переплаты наступают по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с даты представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10).
Зачет либо возврат налогов, исчисленных по уточненной налоговой декларации, в указанном случае ограничивается сроками, определенными ст. 78 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2006 N 11775/05).
В соответствии с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, заявление о возврате излишне уплаченного налога должно быть подано в суд в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога. Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст. 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.
Исходя из того, что срок представления налоговой декларации за 2011 год истек 28.03.2012, заявление о возврате излишне уплаченного налога в порядке п. 7 ст. 78 НК РФ должно быть подано налогоплательщиком за 2011 год не позднее 28.03.2015.
В то же время, заявление о возврате подано ЗАО "Оборонэнерго" 28.03.2017.
Заявителем в период проведения выездной налоговой проверки представлена в инспекцию уточненная (кор. N 7) налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2011 год, в которой налоговая база для исчисления налога на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов РФ, уменьшилась, в том числе по закрытым обособленным подразделениям: РЭС "Западный" филиала Центральный (КПП 503045002) на 135585 руб.; ПУ "Клинский" филиала Центральный (КПП 502045001) на 1191 руб.; ДГ "Шилова" филиала Сибирский (КПП 543345001) на 1214 руб.; ЭСУ "Итурупский" РЭС Островский филиала Дальневосточный (КПП 651145006) на 20175 руб.; РЭС "Североморский" филиала Северо-Западный (КПП 511045002) на 376781 руб.; РЭС "Восточный" филиала Центральный (КПП 502745002) на 14389 руб.
КРсБ по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъектов РФ, переданы в инспекцию по РЭС "Западный" филиала Центральный (КПП 503045002), ПУ "Клинский" филиала Центральный (КПП 502045001), ДГ "Шилова" филиала Сибирский (КПП 543345001), РЭС "Восточный" филиала Центральный (КПП 502745002).
В указанных карточках налоговым органом отражены данные по налогу на прибыль организаций, заявленные в представленной уточненной (кор. N 7) декларации по налогу на прибыль организаций за 2011 год.
Из анализа карточки расчетов с бюджетом по указанным закрытым обособленным подразделениям следует, что уплата налога на прибыль произведена: по РЭС "Западный" филиала Центральный КПП 503045002 28.03.2013; по ПУ "Клинский" филиала "Центральный" КПП 502045001 28.03.2013; по ДГ "Шилово" филиала Волго-Вятский КПП 543345001 23.03.2012; по РЭС "Восточный" филиала Центральный КПП 502745002 28.03.2013.
Таким образом, налогоплательщиком не доказано отсутствие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2011 год.
В силу п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом Российской Федерации.
Принцип самостоятельности исчисления налога основан на предусмотренной пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ обязанности налогоплательщика вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Юридическое основание для возврата излишне уплаченного налога на прибыль наступает с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (Постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 N 17750/10).
Корректировка налогоплательщиком своих налоговых обязательств не изменяет порядка исчисления сроков, установленных п. 7 ст. 78 НК РФ для подачи налогоплательщиком заявления в налоговый орган о зачете или возврате излишне уплаченного налога.
В рассматриваемом случае срок представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2011 год истек 28.03.2012, следовательно, именно с этого момента начал исчисляться срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) налога. Указанный трехлетний срок истек 28.03.2015, в то время как заявление о возврате подано налогоплательщиком 28.03.2017, т.е. с нарушением требований ст. 78 НК РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы об уплате суммы налога по выставленному налоговым органом требованию без учета уменьшения по представленной уточненной налоговой декларации (корр. N 7), требование N 3 вынесено инспекцией по результатам проведения выездной налоговой проверки за период 2011-2013 гг. с учетом уточненной налоговой декларации (корр. N 7).
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
С учетом изложенного, оспариваемое решение налогового органа является законным и обоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.06.2018 по делу N А40-246434/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.