город Ростов-на-Дону |
|
04 сентября 2018 г. |
дело N А53-6039/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от заявителя: представителя Козина Г.Ш. по доверенности от 28.02.2018;
от заинтересованного лица: представителя Коньшина Ю.В. по доверенности от 11.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии при администрации Советского района на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.07.2018 по делу N А53-6039/2018 по заявлению товарищества собственников жилья "Смена" к Административной комиссии при администрации Советского района о признании незаконным постановления о назначении административного наказания, принятое в составе судьи Андриановой Ю.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Смена" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Административной комиссии при Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону (далее - комиссия) с заявлением об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС.
Решением суда от 04.07.18г. заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконным и отменил постановление комиссии от 21.02.2018 N 177 о назначении товариществу административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что товарищество не было надлежащим образом извещено о рассмотрении административного дела, почтовым органом не соблюден порядок вручения почтовых отправлений, установленный Правилами оказания услуг почтовой связи N 234.
Не согласившись с принятым судебным актом, комиссия подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований товарищества. Жалоба мотивирована тем, что комиссией предприняты все меры по надлежащему уведомлению товарищества. Нарушение сотрудниками "Пота России" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, что свидетельствует о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 13.26 КоАП РФ. Председатель товарищества в суде первой инстанции упоминала о том, что специалист администрации связывался с ней по средствам телефонной связи. Также сообщила, что конверт с постановлением об административном наказании, она обнаружила в своем почтовом ящике, хотя на самом конверте, указано только наименование юридического лица, и его почтовый адрес полностью, совпадающий с выпиской из ЕГРЮЛ.
В отзыве на апелляционную жалобу товарищество просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель товарищества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей администрации и товарищества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и следует из материалов дела, 16.01.2018 в ходе проведения проверки административным органом установлено, что по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический, 38/5, товарищество не обеспечило проведение работ по уборке отведенной территории многоквартирного дома от снега, что является нарушением п. 1 гл. 6 "Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону", принятых решением Ростовской-на-Дону городской думы от 24.10.2017 г. N 398, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 г. N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
16.01.2018 составлен акт проверки.
06.02.2018 специалистом первой категории сектора инспектирования в рамках осуществления своих полномочий в отношении товарищества составлен протокол об административном правонарушении N 6 по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 года N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
21.02.2018 комиссией было вынесено постановление N 177 о привлечении товарищества к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, товарищество обжаловало его в суд.
Обращаясь в суд с заявлением, товарищество ссылалось на ненадлежащее уведомление комиссией о рассмотрении административного дела.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не нашел достаточных оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о правомерности требований товарищества ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, в том числе составление протокола об административном правонарушении в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии со статьей 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу согласно статье 26.2 КоАП РФ.
В силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии законного представителя юридического лица. При составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица должны быть разъяснены права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.
Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанное лицо наделено правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов административного дела.
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении вправе участвовать при составлении протокола об административном правонарушении. При этом неявка лица, уведомленного о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела, не является препятствием для совершения данных процессуальных действий административным органом.
Как установлено судом первой инстанции, что уведомление о дате и времени составления протокола об административном правонарушении направлено почтовой корреспонденцией по юридическому адресу товарищества: 344091, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, пр-кт Коммунистический, 38/5.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 19.01.2018 также направлено почтовой корреспонденцией по юридическому адресу товарищества.
Согласно данным, полученным с официального сайта ФГУП "Почта России" в разделе отслеживания почтовых отправлений указанная почтовая корреспонденция получена адресатом.
Товарищество ссылается, что указанную корреспонденцию не получало.
Определением от 30.05.2018 суд первой инстанции запросил у органа почтовой связи информацию об обстоятельствах вручения (невручения) заказной корреспонденции с почтовыми идентификаторами N 34409118052401, N 34410318036979, направленной Администрацией Советского района г. Ростова-на-Дону по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический, 38/5, адресованной товариществу собственников жилья "Смена".
Согласно ответу органа почтовой связи, указанные письма вручены адресату простым порядком, документы подтверждающие вручение отсутствуют.
Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее - Правила N 234), регулирующие взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
Пунктом 10 Правил N 234 установлено, что по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории: простые и регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой 6 настоящих Правил.
Регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (в международном почтовом обмене - с уведомлением о получении) (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).
В соответствии с пунктом 31 Правил регистрируемые почтовые отправления, за исключением заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, и почтовые переводы принимаются в объектах почтовой связи с обязательным указанием адреса отправителя.
При приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода).
В силу пункта 32 Правил почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи.
Порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.
В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи:
а) простые почтовые отправления;
б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах;
в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов;
г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
Пунктом 33 Правил установлено, что вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае порядок вручения почтовых отправлений, установленный названными Правилами, не соблюден органом почтовой связи.
Из буквального толкования части 1 статьи 25.15 КоАП РФ следует, что независимо от избранного способа направления уведомления (посредством почтовой связи, телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки), в любом случае должно быть обеспечено фиксирование извещения и его вручение адресату.
Нарушение органом почтовой связи порядка извещения не может влечь негативные последствия для заявителя.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что товарищество было лишено возможности участвовать в составлении протокола об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, тем самым реализовать свои права установленные законодательством об административных правонарушениях.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В данном случае допущенные нарушения не могут быть устранены в ходе рассмотрения дела судом, являются существенными, нарушающими права лица, привлекаемого к административной ответственности.
Ссылка подателя жалобы на то, что председатель товарищества в суде первой инстанции упоминала о том, что специалист администрации связывался с ней по средствам телефонной связи, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, ввиду того, что данное обстоятельство не подтверждает надлежащее извещение товарищества о рассмотрении административного дела, документальных доказательств подтверждающих данный факт, административной комиссией не представлено.
Довод административной комиссии о том, что нарушение сотрудниками ФГУП "Почта России" Правил оказания услуг почтовой связи N 234, также отклоняется судом апелляционной инстанции, ввиду того, что данное обстоятельство не относится к рассмотрению настоящего спора.
Довод подателя жалобы о недостаточности денежных средств для отправки корреспонденции способом, обеспечивающим более надежную фиксацию получения, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, так как в административном законодательстве отсутствуют нормы, ставящее надлежащее исполнение обязанности по уведомлению лиц, в зависимости от имущественного положения органа, в производстве которого находится административное дело.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что порядок привлечения к административной ответственности существенно нарушен, в связи с чем заявленные товариществом требования обоснованно удовлетворены.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы административного органа судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные доводы не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства и не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.07.2018 по делу N А53-6039/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.