Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 февраля 2005 г. N КА-А40/13347-04-2
(извлечение)
11 октября 2005 г.
ООО "Уренгойгазпром" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МРИ МНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам N 2, правопреемником которой в соответствии с Приказом ФНС России N САЭ-3-15/3@ от 19.10.2004 является МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, о признании недействительным решения налогового органа N 13/53-02 от 30.03.2004.
Решением суда от 29.07.04 заявленные требования удовлетворены на основании положений ст.ст. 87, 89 НК РФ, в связи с недоказанностью размера начисленных пени, а также на основании положений Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", Закона Российской Федерации "О стандартизации" от 10.06.1993 N 5154-1.
Постановлением от 29.11.04 Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда от 29.07.04 отменено в части удовлетворения требований ООО "Уренгойгазпром" о признании недействительным решения налогового органа в части неуплаты налога на реализацию ГСМ в сумме 1003473 руб., пени за несвоевременную уплату доначисленного налога в сумме 828.431 руб., а также штрафа в размере 200.695 руб., в удовлетворении требований в указанной части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд руководствовался положениями Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в РФ" от 18.10.1991 N 1759-1.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационной жалобе ответчика, в которой налоговый орган просит решение и постановление отменить в удовлетворенной части заявленных требований, ссылаясь на обоснованность начисления пени по налогу на реализацию ГСМ и отсутствие пропуска установленных Налоговым кодексом РФ сроков, а также по кассационной жалобе ООО "Уренгой-Газпром", в которой заявитель просит постановление отменить в части отказа в удовлетворении заявления Общества, поскольку считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права и допустил нарушения норм процессуального права.
Сторонами представлены отзывы на кассационные жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что постановление от 29.11.04 подлежит отмене, а решение суда изменению на основании п. 2 ч. 1 ст. 287, ч.ч. 1, 2 ст. 288 АПК РФ, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Девятый арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, не учел положения ст. 87 НК РФ.
В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Выездная налоговая проверка ООО "Уренгойгазпром" проводилась в 2004 году, следовательно, проверкой могли быть охвачены только 2001, 2002, 2003 г.г.
Операции по реализации пропан-бутановой фракции имели место в ноябре-декабре 2000 года, следовательно, они не могли проверяться Инспекцией в 2004 году, поэтому независимо от правильности выводов Инспекции по вопросу о налогообложении указанных операций налогом на реализацию ГСМ, суд не мог придти к выводу об отказе в удовлетворении требований Общества в указанной части.
Суд первой инстанции правомерно сослался на несоблюдение ответчиком ст. 87 Налогового кодекса РФ, поскольку при проведении проверки была охвачена деятельность налогоплательщика за период 1998-2000 г.г., в частности, пени в размере 205.268.594 руб. были начислены на недоимку, образовавшуюся по состоянию на 01.01.1998, нарастающим итогом.
Кроме того, при начислении пени на указанную сумму не были учтены положения ст. 87 Налогового кодекса РФ, запрещающей проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период.
Из материалов дела следует, что выездная налоговая проверка налогов, зачисляемых в дорожные фонды за период с 01.01.98 по 31.10.2000 уже проводилась ИМНС РФ по г. Новый Уренгой, по результатам проверки был составлен акт N 46/168 от 26.04.01 и вынесено решение от 29.06.01 N 46 (т. 3, л.д. 52-119).
При проведении настоящей проверки нарушены также положения ст. 89 НК РФ, поскольку решением руководителя налогового органа, с учетом внесенных в него изменений, была назначена выездная налоговая проверка за период с 01.11.2000 по 31.12.2000 (л.д. 100-103, т. 2), а фактически проверялась деятельность налогоплательщика за период с 1998 по 2000 г.г.
Учитывая изложенное, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не имелось.
Однако, рассматривая вопрос о правомерности начисления налога на реализацию ГСМ, пени и налоговых санкций, связанных с реализацией пропан-бутановой фракции, суд первой инстанции допустил неправильное применение норм материального права, в связи с чем решение суда подлежит изменению с исключением из мотивировочной части судебного акта выводов суда о неправомерности начисления указанного налога, пени и штрафа по доходам от реализации пропан-бутановой фракции.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в РФ" от 18.10.19991 N 1759-1 налог на реализацию горючесмазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов) уплачивают объединения, предприятия, организации и предприниматели независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, реализующие указанные материалы, в том числе ввозимые на территорию РФ, в размере 25 процентов от сумм реализации.
Пропан-бутановая фракция в соответствии с ТУ 0272-042-00151638-00 является сжиженным газом, следовательно, ее реализация в соответствии с упомянутой нормой закона подлежит обложению налогом на реализацию ГСМ.
В Инструкции N 59 от 04.04.2000 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" содержится расширительное толкование указанной нормы закона, поскольку предусмотрено, что плательщиками налога являются юридические лица и предприниматели, реализующие, в том числе, сжатый и сжиженный газ, используемый в качестве моторного топлива.
Таким образом, в соответствии с Инструкцией квалифицирующим признаком для признания объектом налогообложения выручки от реализации указанного товара является возможность использования его в качестве моторного топлива.
Такая возможность подтверждена показаниями свидетелей Уваева В.Ю. и Чебурахина Г.П., полученными на стадии рассмотрения разногласий налогоплательщика. Ссылка на показание свидетелей содержится в оспариваемом решении налогового органа.
Таким образом, несоответствие пропан-бутановой фракции требованиям ГОСТ 27578-87 не может свидетельствовать об отсутствии объекта налогообложения налогом на реализацию ГСМ.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2005 г. N 5308/05 настоящее постановление в части отмены постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2004 г. в отношении отказа обществу с ограниченной ответственностью "Уренгойгазпром" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 30 марта 2004 г. N 13/53-02 о доначислении 1 003 473 рублей налога на реализацию горюче-смазочных материалов и начислении 828 431 рубля пеней за несвоевременную уплату доначисленного налога отменено, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2004 г. в указанной части оставлено без изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление от 29.11.04 N 09АП-3440/04-АК Девятого арбитражного апелляционного суда отменить, решение от 29.07.04 по делу N А40-22198/04-46-299 Арбитражного суда г. Москвы изменить, исключив из мотивировочной части решения выводы суда о неправомерности начисления налога на реализацию ГСМ, пени и штрафа по доходам от реализации пропан-бутановой фракции.
В остальной части решение суда от 29.07.04 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2005 г. N КА-А40/13347-04-2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2005 г. N 5308/05