г. Пермь |
|
09 января 2024 г. |
Дело N А60-41592/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 января 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дружининой О.Г., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мухаметовой Д.Р.,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2023 года
по делу N А60-41592/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (ИНН 6671229632, ОГРН 1226600040820)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588)
о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов незаконным, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее заявитель) обратилось в суд с иском к Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным решения Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, изложенного в письме N 17-01-25/11393 от 05.05.2023, об отказе в предоставлении ООО "Вектор" в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0605013:140, 66:41:0605013:139.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2023 года заявленные требования удовлетворены, отказ Министерства признан незаконным, на Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки в 14-дневный срок в трех экземплярах, подписания и выдачи проектов договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0605013:140, 66:41:0605013:139.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, судом неверно применены нормы материального права, нарушен порядок применения подпункта "б" пункта 1 Постановления N° 629, строго определяющего цель использования земельного участка, предоставляемого в аренду без проведения торгов, установленный статьей 39.14 ЗК РФ порядок, предусматривающий последовательность процедур предварительного согласования предоставления земельного участка и предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Отмечает, что процедура оказания государственной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка завершена, по результатам издан приказ (решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка), вид продукции, для производства которой приказом предварительно согласовано предоставление земельного участка, соответствует цели использования земельного участка, указанной в заявлении общества. Земельные участки сформированы и постановлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров на основании решений Министерства о предварительном согласовании предоставления земельных участков с целью строительства производственных баз (комплексов) по производству продукции "Инструмент" (код 25.73 по ОКПД 2). Поскольку цель использования участка, указанная в заявлении о предоставлении участка в аренду, не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о предварительном согласовании предоставления участка, оснований для предоставления земельного участка в аренду не имеется. По мнению Министерства, судом сделан неверный вывод об отсутствии препятствий в заключении договора аренды при несоответствии цели использования участка, указанной в заявлении о предварительном согласовании предоставления участка и в заявлении о предоставлении участка в аренду. Кроме того, Министерство считает невозможным получение в аренду земельных участков для осуществления деятельности в рамках импортозамещения лишь со ссылкой на намерение использовать его в определенных целях, без подтверждения фактической возможности осуществления соответствующей деятельности. Фактически земельные участки испрашивается обществом для строительства объектов, в которых намеревается осуществлять предпринимательскую деятельность, однако обоснование площади земельного участка, необходимой для осуществления деятельности, заявитель не представил. Осуществление на земельных участках иного вида деятельности, отличающегося от ранее заявленного в решении о предварительном согласовании предоставления земельных участков требует, по мнению Министерства, предоставления документов и материалов, обосновывающих испрашиваемую площадь. Полагает, что в целях соблюдения принципа рационального использования земель, заявителю необходимо было представить проект, определяющий параметры объекта капитального строительства, подлежащего размещению на образуемом земельном участке. Указывает, что общество, вопреки доводам заявителя, не создано для достижения целей, определенных в пояснительной записке, а указанная деятельность фактически обществом не осуществляется. Соответственно, отсутствует совокупность условий для признания решения Министерства недействительным, в действиях заявителя усматривается недобросовестное поведение.
До начала судебного разбирательства от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
В суд 09.01.2024 поступило ходатайство заявителя об отложении судебного разбирательства.
Ходатайство рассмотрено судом в порядке ст. 159 АПК РФ и отклонено в связи с отсутствием оснований для отложения судебного разбирательства (ст. 158 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Вектор", являясь российским юридическим лицом, обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с заявлениями N 23- 5/04/23, N 23-6/04/23 от 23.04.2023 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровым номером 66:41:0605013:140 площадью 5118 кв.м, с кадастровым номером 66:41:0605013:139 площадью 1842 кв.м для строительства производственных баз (комплексов) в целях производства продукции "Спортивные товары, включая снаряды, инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах, а также спортом или для игр на открытом воздухе" (коды 32.30.14, 32.30.15 по ОКПД 2), входящей в Перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 534-ПП (в ред. постановлений Правительства Свердловской области от 27.12.2022 N 979-ПП, от 08.06.2023 N 404-ПП).
Уполномоченный орган письмом N 17-01-25/11393 от 05.05.2023 отказал заявителю в просьбе предоставить в аренду без проведения торгов земельные участки для строительства производственных баз (комплексов) в целях производства продукции "Спортивные товары, включая снаряды, инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах, а также спортом или для игр на открытом воздухе" со ссылкой на подпункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.
Полагая отказ Министерства, изложенный в письме N 17-01-25/11393 от 05.05.2023, в предоставлении земельных участков незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд указал, что оспариваемые отказы уполномоченного органа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов является незаконными, в качестве основания предоставления земельного участка заявитель ссылался на постановление Правительства РФ от 9 апреля 2022 года N 629, предоставил все необходимые для рассмотрения заявления по существу документы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подп. 1).
Оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка без торгов, оформленный письмом N 17-01-25/11393 от 05.05.2023, мотивирован заинтересованным лицом отсутствием у заявителя права на получение земельных участков в аренду без проведения торгов.
Судом установлено, что заявитель обратился в Министерство с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0605013:140 и 66:41:0605013:139 для строительства производственных баз (комплексов) в целях производства продукции "Спортивные товары, включая снаряды, инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах, а также спортом или для игр на открытом воздухе" (коды 32.30.14, 32.30.15 по ОКПД 2), включенных в Перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 534-ПП.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2022 и 2023 годах при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков;
Постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы" установлено, что в 2022 и 2023 годах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом определенных особенностей. В частности наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подп. б, п. 1).
В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по основаниям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 1 настоящего постановления, должен предусматривать запрет на изменение вида разрешенного использования такого земельного участка и условие об одностороннем отказе арендодателя от такого договора в случае неиспользования земельного участка для целей, указанных в подпункте "б" пункта 1 настоящего постановления. Арендодатель обязан направить арендатору уведомление об отказе от указанного договора.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 предоставление земельных участков в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте "б" пункта 1 настоящего постановления, может осуществляться независимо от содержания документации по планировке территории (за исключением документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов федерального значения), документов территориального планирования (за исключением документов территориального планирования Российской Федерации), документов градостроительного зонирования, за исключением случаев, если осуществление указанной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
Перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 534-ПП "Об установлении Перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций".
В указанный перечень (п. 48) включена продукция "Спортивные товары, включая снаряды, инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах, а также спортом или для игр на открытом воздухе" (коды 32.30.14, 32.30.15 по ОКПД 2).
Вид экономической деятельности "Производство спортивных товаров" является дополнительным видом экономической деятельности Общества, включен в ЕГРЮЛ (ОКВЭД 32.30).
Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о наличии у заявителя права на предоставление земельных участков без торгов в целях производства продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, включенной в соответствующий Перечень, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 534-ПП, суда первой инстанции пришел к обоснованным выводам о несоответствии оспариваемого отказа закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Доводы заинтересованного лица о том, ранее заявителю было предварительно согласовано предоставление земельных участков для иных целей, в частности производства продукции, которая исключена из перечня, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 534-ПП, не свидетельствуют о соответствии оспариваемого решения заинтересованного лица закону, поскольку испрашиваемый вид продукции из Перечня не исключен.
При этом процедура предварительного согласования предоставления земельных участков проведена в соответствии с требованиями ст. 39.15 ЗК РФ. Указанная процедура предполагает рассмотрение заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка на предмет его соответствия требованиям ст. 39.15 ЗК РФ и обоснованности, наличия или отсутствия оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Как указано в п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка если, земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса. В п. 14 ст. 39.15 ЗК РФ указано, что срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
Исключение из утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 534-ПП Перечня продукции "инструмент" не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку не соответствует положениям приведенных выше нормативных актов.
Несоответствие испрашиваемых земельных участков тем видам деятельности, которую заявитель намерен осуществлять для производства продукции в условиях импортозамещения, заинтересованным лицом не доказано. При этом действующее законодательство не предусматривает предоставление заявителем доказательств фактической возможности осуществления соответствующей деятельности, проекта, определяющего параметры объекта капитального строительства, подлежащего размещению на образуемом земельном участке.
Поскольку на момент предварительного согласования предоставления земельных участков заявитель обладал правом на заключение договоров аренды без торгов, вид продукции, указанный заявителем, включен в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 534-ПП, срок действия решений не истек, суд обоснованно указал на отсутствие у заинтересованного лица оснований для отказа в предоставлении земельных участков.
Реализация заявителем предоставленного постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 права на получение земельного участка в аренду без торгов не может признаваться злоупотреблением правом по смыслу ст. 10 ГК РФ и разъяснений п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", поскольку отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения не установлено.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2023 года по делу N А60-41592/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
О.Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-41592/2023
Истец: ООО "ВЕКТОР"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ