Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2018 г. N Ф08-10351/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
06 сентября 2018 г. |
дело N А32-51409/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от МУ РЭП-32: Савощенко А.П., паспорт, по доверенности от 16.11.2017,
от ГЖИ КК: Лазученко С.Г., удостоверение, по доверенности от 04.06.2018,
от Христенко Н.П.: Христенко Н.П., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края и апелляционную жалобу Христенко Надежды Петровны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2018 по делу N А32-51409/2017, принятому судьей Купреевым Д.В.
по заявлению муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 32 муниципального образования город Краснодар
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания,
при участии третьего лица: Христенко Н.П.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 32 муниципального образования город Краснодар (далее - МУП РЭП-32) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - ГЖИ КК) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 29.09.2017 N 1524.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Христенко Н.П.
Решением от 29.05.2018 суд удовлетворил заявленные предприятием требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Госжилинспекция Краснодарского края обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на законность выданного предприятию предписания.
Христенко Н.П. также обжаловала решение суда в суд апелляционной инстанции и просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что протоколы общих собраний по утверждению текста дополнительных соглашений к договору управления вступившим в законную силу Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 25 мая 2016 г. по делу N 2-6727/2016 были признаны недействительными в связи с отсутствием кворума при их проведении.
Представитель Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении требования общества.
Христенко Н.П. в судебном заседании поддержала доводы своей апелляционной жалобы с учетом представленных дополнений.
Представитель МУ РЭП-32 в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании перерыв до 09 час. 30 мин. 30.08.2018. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 04.09.2017 N 1964Л Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края в отношении Муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 32 муниципального образования город Краснодар проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что предприятием неправомерно осуществлялось начисление платы за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом многоквартирного дома N 34 по ул. 70 лет Октября в г. Краснодаре в период с 01.05.2011 по 31.10.2016, исходя из размера, установленного дополнительным соглашением от 01.04.2011 N 1 к договору от 30.01.2009 N 17УСР и дополнительным соглашением от 30.07.2012 N 2 к договору от 30.01.2009 N 17-УСР.
Кроме того, в период с 01.11.2016 по 31.12.2016 предприятие неправомерно осуществляло начисление платы за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом указанного выше многоквартирного дома, исходя из размера, утвержденного постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 19.08.2010 N 908, в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 - постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 30.12.2016 N 6547. Помимо этого, предприятием необоснованно в период с 01.07.2017 по 31.08.2017 взималась плата за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом указанного выше многоквартирного дома в размере 24,08 рубля за 1 м2.
По итогам проверки, уполномоченным должностным лицом Государственной жилищной инспекции Краснодарского края Муниципальному унитарному ремонтно-эксплуатационному предприятию N 32 муниципального образования город Краснодар выдано предписание от 29.09.2017 N 1524, в соответствии с которым заявителю необходимо в срок до 29.11.2017 обеспечить устранение выявленных правонарушений путем:
* осуществления начисления платы собственникам помещений многоквартирного дома за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом, исходя из размера, указанного в подпункте 4.1.3 пункта 4 договора управления от 30.01.2009 N 17-УСР;
* осуществления перерасчета платы за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом многоквартирного дома за период с 01.05.2011 по 31.08.2017 и зачета указанной переплаты в счет будущих платежей собственникам помещений многоквартирного дома.
Считая незаконным предписание инспекции, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Пунктами 30, 31 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств.
При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что собственниками помещений МКД, в соответствии с протоколом общего собрания от 11.01.2009, выбран способ управления общим имуществом -управление управляющей организацией МУ РЭП N 32. Предприятие осуществляет управление указанным МКД в соответствии с заключенным с собственниками договором управления от 30.01.2009 N 17-УСР, текст которого утвержден общим собранием собственников 1 1.01.2009.
МУ РЭП N 32 имеет лицензию от 30.04.2015 N 154 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с требованиями статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, сведения о многоквартирном доме N 340 по ул. 70 лет Октября в г. Краснодаре на момент проверки содержались в реестре лицензий Краснодарского края.
Размер платы за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом МКД в соответствии с подпунктом 4.1.3 пункта 4 договора управления от 30.01.2009 N 17-УСР в период с 01.03.2009 по 30.04.2011 составлял:
* содержание общего имущества - 8,39 рубля с 1 м2 занимаемого помещения в месяц;
* за текущий ремонт - 4,05 рубля с 1 м2 занимаемого помещения в месяц;
- за управление - 1,19 рубля с 1 м2 занимаемого помещения в месяц.
Решением общего собрания собственников (протокол от 01.04.2011) утвержден текст дополнительного соглашения от 01.04.2011 N 1 к договору управления N 17-УСР от 30.01.2009, согласно которому с 01.05.2011 по 31.07.2012 размер платы с 1 м2 в месяц составлял:
* по содержанию общего имущества - 9,52 рубля;
* по текущему ремонту - 4,05 рубля;
* за управление - 1,62 рубля;
* за вывоз ТБО - 2,66 рубля;
* за техническое обслуживание лифтов - 2,25 рубля.
Решением общего собрания собственников (протокол от 03.07.2012) утвержден текст дополнительного соглашения от 03.07.2012 N 2 к договору управления от 30.01.2009 N 17-УСР, согласно которому с 01.08.2012 года по 31.07.2013 размер платы с 1 м2 в месяц составлял:
- по содержанию общего имущества - 15,92 рубля, в том числе вывоз ТБО и техническое обслуживание лифтов);
* по текущему ремонту - 4,05 рубля;
* за управление - 1,76 рубля;
* за капитальный ремонт - 5,48 рубля;
* компенсация председателю совета дома - 0,35 рубля.
Этим же дополнительным соглашением установлена ежегодная индексация размера платы за жилищные услуги.
Размер платы за жилищные услуги, принятый с 01.08.2012 собственниками помещений указанного МКД, был проиндексирован с 01.08.2013 в соответствии с прогнозным индексом потребительских цен на платные услуги населения в сфере ЖКХ, определенным Минэкономразвития РФ на 2013 в размере 9,7%, с 01.10.2014 в соответствии с прогнозным индексом потребительских цен на платные услуги населения в сфере ЖКХ, определенным Минэкономразвития РФ на 2014 в размере 5,3%, с 01.11.2015 в соответствии с прогнозным индексом потребительских цен на платные услуги населения в сфере ЖКХ, определенным Минэкономразвития РФ на 2015 в размере 8,5%
На 01.11.2015 с учетом трех индексаций размер платы по содержанию общего имущества составил - 19,74 рубля за 1 м2 занимаемого жилого помещения в месяц, включая вывоз ТБО и техническое обслуживание лифтов, по текущему ремонту общего имущества -4,92 рубля за 1 м2 занимаемого жилого помещения в месяц, по управленческой услуге -2,57 рубля за 1 м2 занимаемого жилого помещения в месяц.
На основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.07.2014 N 411/пр "Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах", размер платы за содержание и ремонт жилого помещения может определяться на период более одного календарного года с учетом применения указанного в договоре управления индекса к планово-договорной стоимости работ, услуги, установленной в договоре управления на соответствующий год действия такого договора.
В апелляционной жалобе Христенко Н.П. указала, что протоколы общих собраний по утверждению текста дополнительных соглашений к договору управления вступившим в законную силу Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 25 мая 2016 г. по делу N 2-6727/2016 были признаны недействительными в связи с отсутствием кворума при их проведении.
Материалами дела подтверждается, что решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 25.05.2016 протоколы заочных общих собраний собственников помещений в указанном МКД от 01.04.2011 N 2 (по утверждению текста дополнительного соглашения от 01.04.2011 N 1 к договору от 30.01.2009 N 17-УСР) и от 03.07.2012 N 1 (по утверждению текста дополнительного соглашения от 03.07.2012 N 2 к договору от 30.01.2009N 17-УСР) признаны недействительными. Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 01.11.2016 решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 25.05.2016 о признании вышеуказанных протоколов недействительными оставлено без изменения.
Следовательно, МУ РЭП-32 неправомерно производило начисление платы за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом МКД в период с 01.05.2011 по 31.10.2016 исходя из размера платы за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом МКД, установленного дополнительным соглашением от 01.04.2011 N 1 к договору от 30.01.2009 N 17-УСР и дополнительным соглашением от 03.07.2012 N 2 к договору от 30.01.2009 N 17-УСР с учетом индексации, установленной этим же дополнительным соглашением.
В период с 01.11.2016 по 31.12.2016 МУ РЭП-32 применяло размер платы за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом МКД, утвержденный постановлением администрации МО г. Краснодар от 19.08.2010 N 908, а в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 - утвержденный постановлением администрации МО г. Краснодар от 30.12.2016 N 6547.
С 01.07.2017 по 31.08.2017 размер платы за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом МКД согласно платежных документов составлял 24,08 рубля за 1 кв.м, что, согласно доводам ответчика, является нарушением части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 17 Правил N 491.
Предписанием от 29.09.2017 N 1524 заявителю указано на необходимость в срок до 29.11.2017 обеспечить устранение выявленных правонарушений путем:
* осуществления начисления платы собственникам помещений многоквартирного дома за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом, исходя из размера, указанного в подпункте 4.1.3 пункта 4 договора управления от 30.01.2009 N 17-УСР;
* осуществления перерасчета платы за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом многоквартирного дома за период с 01.05.2011 по 31.08.2017 и зачета указанной переплаты в счет будущих платежей собственникам помещений многоквартирного дома.
В силу части 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в МКД. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в МКД, годовое общее собрание собственников помещений в МКД проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном данной статьей.
Если собственники помещений в МКД на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников является волеизъявление собственников помещений в МКД посредством принятия решения об этом на общем собрании.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления МКД должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В обоснование законности оспариваемого предписания ответчик указывает, что основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании. Установление размера платы иным способом противоречит требованиям закона и нарушает права потребителя.
В этой связи, установив, что увеличение размера платы за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом указанного выше многоквартирного дома в период с 01.11.2016 по 30.06.2017 предприятие осуществило без проведения общего собрания собственников помещений МКД, контролирующий орган сделал вывод об отсутствии у предприятия правовых оснований для начисления платы за содержание и ремонт имущества МКД N 34 по ул. 70 лет Октября в г. Краснодаре на основании постановлений администрации муниципального образования г. Краснодар от 19.08.2010 N 908 и от 30.12.2016 N6547.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, договор управления МКД должен содержать порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (подпункт 3 пункта 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктами 4.1.1, 4.1.2 договора на управление, содержание и ремонт МКД от 30.01.2009 N 17-УСР цена договора управления определяется ежегодно и устанавливается в размере стоимости работ, услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества.
Размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД определяется общим собранием собственников с учетом предложений управляющей организации. При отсутствии соответствующего решения размер платы за содержание и текущий ремонт помещения определяется в соответствии с размером оплаты за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленном органами местного самоуправления муниципального образования город Краснодар для нанимателей жилья социального найма.
Таким образом, стороны предусмотрели возможность изменения платы за работы и услуги по непосредственному содержанию и текущему ремонту в соответствии с решениями администрации муниципального образования город Краснодар.
Как установлено судом, собственниками помещений в многоквартирном доме N 34 по ул. 70 лет Октября на общих собраниях, оформленных протоколами общего собрания от 17.06.2014 и 05.08.2015 не принято решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, в связи с чем МУРЭП N 32, руководствуясь пунктом 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, с 01.11.2016 применяло размер платы, установленный постановлением администрации муниципального образования город Краснодар.
Постановлением администрации МО город Краснодар от 19.02.2010 N 908 (в редакции от 17.06.2016) "Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения" для дома, имеющие все виды благоустройства, с мусоропроводом и лифтом, с 01.07.201 6 установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения -23,15 рубля в месяц на 1 м2 общей площади.
Данным постановлением размер платы за сбор и вывоз ТБО утвержден отдельно от платы за содержание и ремонт в размере 376 рублей за 1 м3 ТБО.
Расчет платы для собственников за сбор и вывоз ТБО произведен МУРЭП N 32 следующим образом: 8 подъездов * 0,75 м3 (объем контейнера) * 366 дней (29 дней в феврале 2016 г.) * 376 рублей : 12 мес. : 19 473,9 м2 (площадь мкд) = 3,53 рубля на 1 м2 площади. Таким образом, общий размер платы составил 26,68 рубля на 1 м2.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 30.12.2016 N 6547 "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 19.02.2010 N 908 "Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения" утвержден новый размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - 24,86 рубля. Плата за сбор и вывоз ТБО оставлена без изменений.
Расчет платы за сбор и вывоз ТБО произведен заявителем за период с 01.01.2017 следующим образом: 8 подъездов * 0,75 м3 * 365 дней* 376 рублей : 12 мес: 19 473,9 м2 = 3,52 рубля на 1 м2. Всего размер платы составил: 24,86 рубля + 3,52 рубля = 28,38 рубля.
За ноябрь 2016 года в декабре 2016 года в соответствии с определением Краснодарского краевого суда от 01.11.2016, пунктом 4.1.2. договора управления от 30.01.2009 N 17-УСР и постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 19.02.2010 N 908 "Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения" МУРЭП N 32 произведен перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества МКД N 34 по ул. 70 лет Октября.
Поскольку стороны в договоре на управление, содержание и ремонт МКД от 30.01.2009 N 17-УСР предусмотрели возможность изменения платы за работы и услуги по непосредственному содержанию и текущему ремонту в соответствии с решениями администрации муниципального образования город Краснодар, предписание от 29.09.2017 N 1524 в части указания на необходимость осуществления начисления платы собственникам помещений многоквартирного дома за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом, исходя из размера, указанного в подпункте 4.1.3 пункта 4 договора управления от 30.01.2009 N 17-УСР, подлежит признанию недействительным.
В предписании от 29.09.2017 N 1524 контролирующий орган также указывает, что заявителю необходимо в срок до 29.11.2017 обеспечить устранение выявленных правонарушений путем осуществления перерасчета платы за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом многоквартирного дома за период с 01.05.2011 по 31.08.2017 и зачета указанной переплаты в счет будущих платежей собственникам помещений многоквартирного дома.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконности предписания в указанной части.
В соответствии с пунктом 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Односторонние действия, направленные на осуществление права (зачет, безакцептное списание денежных средств, обращение взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке и т.п.), срок исковой давности для защиты которого истек, не допускаются (пункт 3 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оспариваемое предписание содержит требование к управляющей компании о проведении перерасчета платы за период необоснованных начислений с 01.05.2011 по 31.08.2017.
Из содержания пунктов 19 - 22 Приказа Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению", действовавшего в проверяемый период, следует, что перерасчет платы подразумевает ее уменьшение или доначисление; начисленная плата за содержание и ремонт жилого помещения указывается в платежном документе с учетом произведенного перерасчета.
Таким образом, в результате выполнения предписания и перерасчета, связанного с излишним начислением платы за содержание и ремонт жилья, происходит ее возврат, в том числе путем зачета в счет предстоящих платежей, при этом управляющая компания лишается возможности использовать меры защиты, предоставленные гражданским законодательством, что может свидетельствовать о нарушении ее прав и законных интересов.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.02.2015 N 305-КГ14-2126 по делу N А40-49533/2013, гражданско-правовое требование к исполнителю договора, касающееся возврата полученных им денежных средств за выполненные по договору работы, не может быть обличено в форму предписания государственного органа, носящего обязательный характер, неисполнение которого влечет публично-правовые санкции для исполнителя.
Поскольку оспариваемое предписание содержит гражданско-правовое требование к исполнителю договора, касающееся возврата полученных им денежных средств за выполненные по договору работы, которое не может быть обличено в форму предписания государственного органа, носящего обязательный характер, неисполнение которого влечет публично-правовые санкции для исполнителя, а также требование о перерасчете за весь период необоснованного начисления платы за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом МКД (с 01.05.2011 по 31.08.2017), выходящий за пределы срока исковой давности, предписание подлежит признанию недействительным, так как в этой части нарушает права и законные интересы управляющей компании.
Кроме того, решением Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 19.03.2018 N 561 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. 70 лет Октября 34, исключен из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет МУ РЭП 32. В этой связи предписание после заключения договора с новой управляющей компанией является неисполнимым для МУ РЭП-32, которое не вправе выставлять в адрес собственником какие-либо платежные документы.
При таких обстоятельствах, на основании ст.ст. 198-201 АПК РФ предписание жилищной инспекции является недействительным.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Христенко Н.П. о том, что в судебном заседании, в котором было принято решение, судом были приобщены дополнения к заявлению, не направленные в адрес третьих лиц.
Судом установлено, что Христенко Н.П. присутствовала в судебном заседании 22.05.2018, в связи с чем могла ознакомиться с представляемыми участниками процесса документами, в том числе ходатайствовать перед судом об оглашении приобщенных к делу доказательств.
В силу статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, судом не установлено допущения судом первой инстанции нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционных жалобах, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 29.05.2018 является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции не установлены.
Судебные расходы распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29 мая 2018 года по делу А32-51409/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-51409/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2018 г. N Ф08-10351/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ N 32 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР, Муниципальное-унитарное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 32
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Третье лицо: Христенко Н П