Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 ноября 2018 г. N Ф08-10408/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
06 сентября 2018 г. |
дело N А53-1831/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от Муниципального бюджетного учреждения Ростовский-на-Дону зоопарк: представителя Архипкиной Л.С. по доверенности от 29.06.2018;
от индивидуального предпринимателя Оганяна Эдуарда Эдуардовича: представителя Луганцевой С.Л. по доверенности от 11.09.2017;
от Исиченко Артема Владимировича: представителя Луганцевой С.Л. по доверенности от 11.09.2017;
от общества с ограниченной ответственностью "Онли": представителя Крутова О.А. по доверенности от 08.05.2018;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: представителя Кочарян О.С. по доверенности от 22.03.2018;
от Прокуратуры Октябрьского района г. Ростова-на-Дону: Еремеев Е.С., удостоверение;
в отсутствие иных лиц, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2018 по делу N А53-1831/2018 по заявлению Муниципального бюджетного учреждения Ростовский-на-Дону зоопарк, индивидуального предпринимателя Оганяна Эдуарда Эдуардовича, Исиченко Артема Владимировича, Ильяшенкова Евгения Валерьевича; общества с ограниченной ответственностью "Онли" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области третьи лица: индивидуальный предприниматель Амбарцумян Владимир Владимирович, индивидуальный предприниматель Егоров Владимир Валерьевич, индивидуальный предприниматель Чернышев Юрий Александрович, Прокуратура Октябрьского района г. Ростова-на-Дону
о признании недействительным, принятое в составе судьи Ерёмина Ф.Ф.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение "Ростовский-на-Дону зоопарк", индивидуальный предприниматель Оганян Эдуард Эдуардович, индивидуальный предприниматель Исиченко Артем Владимирович, индивидуальный предприниматель Ильяшенков Евгений Валерьевич, общество с ограниченной ответственностью "Онли" обратились в Арбитражный суд Ростовской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту Управление) о признании недействительным пункта 1 решения от 05.12.2017 N 22409/04.
Судом дела N N А53-1831/2018, А53-5233/2018, А53-5476/2018, А53-5855/2018, А53-6040/2018 объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен номер А53-1831/2018.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2018 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, Управлением не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что договоры направлены на создание условий для определенных хозяйствующих субъектов, при которых они получают преимущества перед другими хозяйствующими субъектами.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что договоры, заключенные между Зоопарком и указанными хозяйствующими субъектами, по своей сути, являются договорами аренды земельного участка. Зоопарк, заключая договоры на оказание услуг населению с использованием НТО с конкретными хозсубъектами, без доведения информации о такой возможности до неопределенного круга лиц, фактически распорядился земельным участком, предоставленным в постоянное (бессрочное) пользование в отношении хозяйствующих субъектов без проведения публичных процедур.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебное заседание Исиченко Артем Владимирович, Ильяшенков Евгений Валерьевич, индивидуальный предприниматель Амбарцумян Владимир Владимирович, индивидуальный предприниматель Егоров Владимир Валерьевич, индивидуальный предприниматель Чернышев Юрий Александрович, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции в обжалованной части отменить.
Представитель Прокуратуры Октябрьского района г. Ростова-на-Дону поддержал апелляционную жалобу.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда в обжалованное части оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывы на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Управление поступила информация прокуратуры Октябрьского района г. Ростова-на-Дону (вх. N 8071) о рассмотрении вопроса о правомерности заключения МБУ "Ростовский-на-Дону зоопарк" с ИП Амбарцумян В.В., ИП Егоровым В.В, ИП Ильяшенковым Е.В., ИП Исиченко А.В., ИП Оганян Э.Э., ООО "ОНЛИ", ИП Чернышевым Ю.А. антиконкурентных соглашений.
05 декабря 2017 года по результатам рассмотрения дела N 2084/04 комиссия Управления приняла решение, в соответствии с которым МБУ Ростовский-на-Дону зоопарк, ИП Амбарцумян В.В., ИП Егорова В.В, ИП Ильяшенкова Е.В., ИП Исиченко А.В., ИП Оганян Э.Э., ООО "ОНЛИ", ИП Чернышев Ю.А. признаны нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с пунктом 1 указанного решения антимонопольного органа, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявители обратились в Арбитражный суд Ростовской области с заявлениями.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не нашел достаточных оснований для отмены решения суда и удовлетворении апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым актом Управления прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого акта Управления закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии со статьёй 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Закрепленный данной нормой запрет распространяется на заключение названных соглашений органами власти и управления (то есть органами, наделенными властными полномочиями), иными органами или организациями, осуществляющими административные и распорядительные функции этих органов, в целях предупреждения негативного вмешательства указанных органов (организаций) в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Из материалов дела следует, что согласно Уставу, утвержденному начальником управления культуры города Ростова-на-Дону, МБУ "Ростовский-на-Дону зоопарк" является некоммерческой организацией; зоопарк для достижения целей своей деятельности вправе приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; предметом деятельности зоопарка является оказание муниципальных услуг по изучению, сохранению и разведению в искусственных условиях диких животных (особенного редких и исчезающих видов), имеющих большое научное и культурно-просветительное значение, с целью сохранения этих видов путем создания искусственных популяций, резервных генофондов и формирования условий для последующего восстановления природных популяций; обеспечение территориальной целостности природного комплекса как естественного градостроительного рубежа, создающего психологически и экологически комфортное пространство для населения в сфере культуры.
Заявители не осуществляют функции органа власти, им не передавались и они не наделены отдельными функциями органов власти, в связи с чем не являются субъектами нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции. При этом, учредителем МБУ "Ростовский-на-Дону зоопарк" является муниципальное образование город Ростов-на-Дону, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление культуры города Ростова-на-Дону, что само по себе не свидетельствует о возможности отнесения МБУ "Ростовский-на-Дону зоопарк" к субъектам, указанным в статье 16 Закона о защите конкуренции.
В силу положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения (в области культуры) в частности относятся создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам и др. (статья 14).
Перечень муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией города Ростова-на-Дону и её органами, утвержден постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 13.11.2015 N 1060.
Согласно указанному постановлению Управление культуры города Ростова-на-Дону оказывает муниципальную услугу по предоставлению информации об объектах культурного наследия (муниципальных памятниках монументального искусства и воинской славы); ДИЗО - муниципальные услуги в области имущественно-земельных отношений, в том числе, по предоставлению муниципального имущества (включая земельные участки) в аренду или собственность граждан и юридических лиц на торгах и без проведения торгов.
Следовательно, антимонопольным органом неправильно квалифицированы действия МБУ Ростовский-на-Дону зоопарк, ИП Амбарцумян В.В., ИП Егорова В.В, ИП Ильяшенкова Е.В., ИП Исиченко А.В., ИП Оганян Э.Э., ООО "ОНЛИ", ИП Чернышева Ю.А., выразившиеся, по мнению антимонопольного органа, в заключениях договоров, на основании которых муниципальное имущество, закрепленное за МБУ Зоопарк на праве постоянного (бессрочного) пользования было передано хозяйствующим субъектам, заключены без проведения процедуры торгов.
Имущество бюджетного учреждения формируется собственником, а также приобретается самим учреждением на основании гражданско-правовых сделок.
Для осуществления бюджетным учреждением (уставной) деятельности собственник (в данном случае муниципальное образование) предоставляет последнему имущество на праве оперативного управления (статья 296 ГК РФ), а земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 268 ГК РФ, 39.9. ЗК РФ), а также выделяет целевые бюджетные средства для приобретения имущества.
Для достижения целей, ради которых оно создано, бюджетное учреждение вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доходы деятельность, соответствующую этим целям (статья 24 Закона о некоммерческих организациях). Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и учитываются на отдельном балансе (пункт 3 статьи 298 ГК РФ, пункт 4.9. устава).
Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет бюджетных средств, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 298 ГК РФ, пункт 10 статьи 9.2. Закона о некоммерческих организациях).
Закон не запрещает бюджетному учреждению также заключать гражданско-правовые сделки и приобретать в результате таких сделок имущество на ином праве (безвозмездное пользование, пожертвование и пр.).
Земельные участки, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются бюджетному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование на основании решения уполномоченного органа (статья 39.9. ЗК РФ).
Предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок не может быть предметом аукционов (часть 7 пункта 8 статьи 39.11. ЗК РФ).
По смыслу вышесказанного и положений Гражданского (статья 269) и Земельного (статья 41) кодексов предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок полностью переходит во владение и пользование бюджетного учреждения. Собственник имущества бюджетного учреждения в свою очередь утрачивает право пользования и право распоряжения таким земельным участком, а сам земельный участок (пока он не изъят у бюджетного учреждения по любым основаниям) не может быть предметом торгов и аукционов, как целиком, так и по частям (статья 39.11 ЗК РФ).
В силу действующего нормативно-правового регулирования в некоторых случаях допускается возможность фактического пользования земельными участками, находящимися в публичной собственности, без заключения договоров аренды. Такими случаями в частности является размещение нестационарных торговых объектов.
В городе Ростове-на-Дону предоставление земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой, утверждаемой в порядке Постановлений Администрации города Ростова-на-Дону от 30 декабря 2015 года N 1351 и от 31 декабря 2015 года N 1379.
Муниципальную функцию по предоставлению земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов и включению в утверждаемую схему выполняет ДИЗО.
Зоопарк муниципальной функцией по предоставлению земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов (на своей территории) не наделен. Кроме того, в силу прямого законодательного запрета зоопарк не вправе распорядиться земельным участком (его частью), предоставив в аренду иным лицам как на торгах (часть 7 пункта 8 статьи 39.11. ЗК РФ), так и без их проведения (пункт 3 статьи 298 ГК РФ, пункт 10 статьи 9.2. Закона о некоммерческих организациях).
Иные функции по организации аукционов (торгов) на право заключения договоров по установке нестационарных торговых объектов третьих лиц на территории единого землепользования, по закупке нестационарных торговых объектов для муниципальных нужд (в собственность муниципального образования) зоопарку не передавались, средства бюджета для таких целей не выделялись.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, каких-либо договоров аренды, либо иных соглашений о предоставлении земельных участков не заключалось, муниципальное имущество кому-либо не передавалось.
Как следует из оспариваемого решения, 25.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Амбарцумян В.В. заключен Договор N 27-ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Амбарцумян В.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору. Приложений к договорам о местах на территории зоопарка не имелось.
29.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Амбарцумян В.В. заключен Договор N 34ТО возмездного оказания услуг по эксплуатации Интерактивной игровой консоли, предметом которого является оказание ИП Амбарцумян В.В. услуги по эксплуатации Интерактивной игровой консоли OCULUS BOX в количестве 1 шт. на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
31.05.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Амбарцумян В.В. заключен Договор N 39ТО возмездного оказания услуг по эксплуатации виртуального 9D аттракциона, предметом которого является оказание ИП Амбарцумян В.В. услуг по эксплуатации виртуального 9D аттракциона в количестве 1 шт. на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
01.08.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Егоровым В.В. заключен Договор N 62-ТО возмездного оказания услуг по эксплуатации виртуального 9 D аттракциона и аренды (смешанный договор), предметом которого является оказание ИП Егоровым В.В. услуг по эксплуатации виртуального 9 D аттракциона в количестве 1 шт. на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
Актом приема передачи имущества от 01.08.2016, во исполнение вышеуказанного договора ИП Егоров В.В. принимает от МБУ Зоопарка виртуальный 9 D аттракцион в количестве 1 шт.
01.08.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Егоровым В.В. заключен Договор N 63-ТО возмездного оказания услуг по организации общественного питания и аренды (смешанный договор), предметом которого является оказание ИП Егоровым В.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
Актом приема передачи имущества от 01.08.2016 во исполнение вышеуказанного договора ИП Егоров В.В. принимает от МБУ Зоопарка следующее имущество: торговая тележка Bubble Tea, в размере 1460x600x2050мм. в торговый шкаф из ДСП, в размере
2000x450x450мм. в количестве 1 шт.; Кулер BIO FAMILI 1000 S в количестве 1 шт.; морозильный ларь Polair Standart SF 130 LF-S в количестве 1 шт.
01.03.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Ильяшенковым Е.В. заключен Договор N 1ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Ильяшенковым Е.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
31.03.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Ильяшенковым Е.В. заключен Договор N 20ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Ильяшенковым Е.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
01.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Ильяшенковым Е.В. заключен Договор N 5ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Ильяшенковым Е.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
01.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Ильяшенковым Е.В. заключен Договор N 7ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Ильяшенковым Е.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
01.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Ильяшенковым Е.В. заключен Договор N 11 -ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Ильяшенковым Е.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
01.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Ильяшенковым Е.В. заключен Договор N 12ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Ильяшенковым Е.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
01.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Ильяшенковым Е.В. заключен Договор N 14ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Ильяшенковым Е.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
01.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Ильяшенковым Е.В, заключен Договор N 17ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Ильяшенковым Е.В, услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
01.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Ильяшенковым Е.В. заключен Договор N 18ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Ильяшенковым Е.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
01.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Ильяшенковым Е.В. заключен Договор N 19ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Ильяшенковым Е.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору
01.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Исиченко А.В. заключен Договор N 6-ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Исиченко А.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
01.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Исиченко А.В. заключен Договор N 8-ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Исиченко А.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
01.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Исиченко А.В. заключен Договор N 9-ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Исиченко А.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
01.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Исиченко А.В. заключен Договор N 10-ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Исиченко А.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
01.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Исиченко А.В. заключен Договор N 13-ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Исиченко А.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
01.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Исиченко А.В. заключен Договор N 16-ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Исиченко А.В. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
29.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Исиченко А.В. заключен Договор оказания услуг по организации торговли сувенирной и фотографической продукцией, предметом, которого является оказание ИП Исиченко А.В. услуг по организации торговли сувенирной и фотографической продукцией на территории Ростовского Зоопарка, в двух точках (местах), определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
15.05.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Исиченко А.В. заключен Договор возмездного оказания услуг по эксплуатации детских трехколесных велосипедов, предметом, которого является оказание ИП Исиченко А.В. услуг по организации эксплуатации детских трехколесных велосипедов на территории Ростовского Зоопарка, в двух точках (местах), определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
19.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Оганян Э.Э. заключен Договор N 21-ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ИП Оганян Э.Э. услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
22.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Оганян Э.Э. заключен Договор N 25-ТО возмездного оказания услуг по эксплуатации детского Аттракциона "Рыбалка", предметом которого является оказание ИП Оганян Э.Э. услуги по эксплуатации двух детских Аттракционов "Рыбалка" на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
Актом приема передачи имущества от 22.04.2016 во исполнение вышеуказанного договора ИП Оганян Э.Э. принимает от МБУ Зоопарка детский аттракцион "Рыбалка" (бассейн в деревянном каркасе диаметром 2,5 метра с искусственными рыбками).
20.04.2016 между МБУ Зоопарк и ООО "ОНЛИ" заключен Договор N 22-ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ООО "ОНЛИ" услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
Актом приема передачи имущества от 20.04.2016 МБУ Зоопарк передал ООО "ОНЛИ" следующее имущество: торговый павильон 4*3 метра с вывеской - 1 шт.; наружный холодильник 2*0,8 - 1 шт.; стол - 2 шт.; лавка - 4 шт.
20.04.2016 между МБУ Зоопарк и ООО "ОНЛИ" заключен Договор N 23-ОП оказания услуг по организации общественного питания, предметом которого является оказание ООО "ОНЛИ" услуг по организации общественного питания на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
Актом приема передачи имущества от 20.04.2016 МБУ Зоопарк передал ООО "ОНЛИ" следующее имущество: торговый павильон 2,2*1,5 метра с вывеской - 1 шт.; наружный холодильник 2*0,8 - 1 шт.
08.04.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Чернышевым Ю.А. заключен Договор N 3ТО возмездного оказания услуг по эксплуатации детского надувного батута, предметом которого является оказание ИП Чернышевым Ю.А. услуг по эксплуатации двух детских надувных батутов на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
Актом приема передачи имущества от 08.04.2016, во исполнение вышеуказанного договора ИП Чернышев Ю.А. принимает от МБУ Зоопарка следующее имущество: надувной батут "Горка" (18-м х 12-м.) - 1 шт.; надувной батут "Мадагаскар" (10-м. х 11-м.) - 1 шт.
18.07.2016 между МБУ Зоопарк и ИП Чернышевым Ю.А. заключен Договор N 51ТО возмездного оказания услуг по эксплуатации детского игрового аттракциона "Рыбалочка" и аренды (смешанный договор), предметом которого является оказание ИП Чернышевым Ю.А. услуги по эксплуатации детского игрового аттракциона "Рыбалочка" на территории Ростовского Зоопарка, в местах, определенных Заказчиком и указанных на схеме, являющейся приложением к настоящему договору.
Актом приема передачи имущества от 18.07.2016 во исполнение вышеуказанного договора ИП Чернышев Ю.А. принимает от МБУ Зоопарка следующее имущество; детский игровой аттракцион "Рыбалочка" в количестве 1 шт.
Антимонопольным органом в обоснование своей позиции указано на то, что заключенные между предпринимателями и зоопарком договоры, по своей сути, являются договорами аренды земельного участка. Указанная позиция Управления отклоняется судом по следующим основаниям.
Муниципальное имущество (в отношении которого законом установлена обязательная процедура проведения торгов) по указанным договорам бюджетным учреждением не передавалось. Зоопарк использовал имущество, переданное ему в безвозмездное временное пользование на находящемся в бессрочном пользовании земельном участке. Земельные участки в аренду или на ином праве хозяйствующим субъектам не передавались, предметом соглашений не являлись. Также, судом установлено, что каких-либо приложений к договорам, касающихся мест, определенных Заказчиком и указанных на схеме, не было.
Кроме того, согласно пункту 2.3 Устава Зоопарка основной деятельностью зоопарка признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых зоопарк создан.
Зоопарк вправе осуществлять иные (неосновные) виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и соответствует указанным целям при условии, что такие виды деятельности указаны в настоящем уставе.
Пункт 2.5 устава, с учетом изменений к уставу N 1 содержит исчерпывающий перечень иной (неосновной) деятельности, который включает в себя в том числе продажу (розничную торговлю) сувениров и изделий народных художественных промыслов, организацию деятельности на территории зоопарка летних площадок, торговых точек, кафе для обслуживания посетителей, прокат спортивного, культурного и игрового инвентаря, фотокиноаппаратуры и принадлежностей к ней, видеодисков и других носителей информации.
Заключение с предпринимателями договоров оказания услуг полностью соответствует уставной детальности зоопарка.
Кроме того, как следует из представленных в материалы дела документов, в частности штатного расписания МБУ Ростовский-на-Дону зоопарк, в штате учреждения отсутствуют работники, которые занимались бы обслуживанием аттракционов, либо торговлей и т.п. (т. 14, л.д. 100-106).
Также судом первой инстанции учтена информация от 06.06.2018 N 335 главного бухгалтера учреждения о том, что денежные средства, полученные Ростовским-на-Дону зоопарком по договорам оказания услуг за период 2016 года, в полном объеме направлены на выплату (увеличение) заработной платы сотрудников МБУ Ростовский зоопарк.
Как следует из материалов дела, спорные договоры, заключенные МБУ Ростовский зоопарк расторгнуты в 2016 году, в связи с чем, Ростовским УФАС России принято решение не выдавать предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием оснований (п.2 резолютивной части спорного решения от 05.12.2017 Ростовского УФАС России).
Как отмечалось ранее, каких-либо договоров аренды, либо иных соглашений о предоставлении земельных участков не заключалось, муниципальное имущество кому-либо не передавалось.
С учетом приведенных доводов, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Управлением не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что договоры направлены на создание условий для определенных хозяйствующих субъектов, при которых они получают преимущества перед другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, апелляционный суд признает верным вывод суда первой инстанции о том, что пункт 1 решения от 05.12.2017 N 22409/04 управления является недействительным по причине того, что заявители не относятся к субъектам, указанным в статье 16 Закона о защите конкуренции, а также по той причине, что Управлением не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что договоры направлены на создание условий для определенных хозяйствующих субъектов, при которых они получают преимущества перед другими хозяйствующими субъектами что, в свою очередь, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Правовых оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается управление в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2018 по делу N А53-1831/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1831/2018
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 ноября 2018 г. N Ф08-10408/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Ильяшенков Е.в., Ильяшенков Евгений Валерьевич, Исиченко А.в., Исиченко Артем Владимирович, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ ЗООПАРК, Оганян Эдуард Эдуардович, Огонян Э.э., ООО "ОНЛИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
Третье лицо: Амбарцумян В.в., Амбарцумян Владимир Владимирович, Егоров В.в., Егоров Владимир Валерьевич, Ильяшенков Евгений Валерьевич, Исиченко Артем Владимирович, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ ЗООПАРК, Оганян Эдуард Эдуардович, ООО "ОНЛИ", ООО "ОНЛИ", Прокуратура Октябрьского района г.Ростова-на-Дону, Чернышев Ю. А., Чернышев Юрий Александрович, Луганцева Светлана Леонидовна, Прокуратура РО, Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону