Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 декабря 2018 г. N Ф07-15697/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А26-3358/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Кубасова М.С. по доверенности от 01.01.2018
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18519/2018) АО "ТНС энерго Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.05.2018 по делу N А26-3358/2018 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению АО "ТНС энерго Карелия"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
о признании недействительным предписания
установил:
акционерное общество "ТНС энерго Карелия" (ОГРН 1051000000050, адрес: 185016, Республика Карелия, г. Петрозаводск, б-р Интернационалистов (р-н Древлянка), д. 17А; далее - АО "ТНС энерго Карелия", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания N 011/1301, выданного Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (ОГРН 1091001011265, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса (Центр р-н), д. 4; далее - Комитет, заинтересованное лицо).
Решением от 28.05.2018 суд перовой инстанции в удовлетворении заявления Обществу отказал.
Не согласившись с решением суда, АО "ТНС энерго Карелия" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, собственники жилых помещений воспользовались своим правом определения объемов потребляемой электроэнергии и расчетов за данные объемы исходя из показаний приборов учета, а не нормативов потребления.
В судебном заседании представитель АО "ТНС энерго Карелия" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Комитет, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, с сентября 2016 года АО "ТНС энерго Карелия" поставляет электрическую энергию в многоквартирный дом N 16 по переулку Новому в поселке Лоухи Республики Карелия.
В связи с обращением жильцов этого дома о неудовлетворительном состоянии дома и необходимости использования электрических приборов (конвекторов) для отопления жилых помещений, на основании распоряжения от 22.12.2017 N 011/14-08/Р/1477 сотрудник Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, в чьи полномочия входит региональный государственный жилищный надзор за соблюдением юридическими лицами установленных в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к деятельности юридических лиц, предоставляющих коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (подпункт 2 пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 368-П) - государственный жилищный инспектор Республики Карелия Минакова И.А. провела внеплановую проверку в отношении заявителя.
По результатам проверки составлен акт от 26.12.2017 N 011/14-08/А/1477, в котором указано, что способ управления домом N 16 по переулку Новому в поселке Лоухи - непосредственное управление, распоряжением Администрации Лоухского городского поселения от 22.09.2016 N 118-а данный дом признан аварийным и подлежащим сносу, плата за поставленную в жилые помещения электрическую энергию начисляется жильцам по показаниям индивидуальных приборов учета.
Посчитав, что с момента признания многоквартирного дома аварийным начисление платы за индивидуальное электропотребление следует производить по нормативу, 26.12.2017 Минакова И.А. выдала заявителю оспариваемое предписание, которым обязала АО "ТНС энерго Карелия" произвести за период с сентября 2016 года по ноябрь 2017 года корректировку начисленной платы за коммунальную услугу по индивидуальному электроснабжению по утвержденным нормативам и с декабря 2017 года начислять данную плату по нормативу потребления.
Предписание получено заявителем 15.01.2018.
АО "ТНС энерго Карелия", посчитав выставленные в предписании требования необоснованными, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, посчитав законным и обоснованным предписание Комитета, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013.
Согласно материалам дела заключением N 149 от 06.09.2016 о несоответствии жилого дома установленным требованиям Государственная жилищная инспекция Республики Карелия установила, что уровень технического состояния жилого дома N 126 по пер.Новый в п.Лоухи не позволяет сделать вывод об обеспечении приемлемых условий проживания, безопасности жизни и здоровья граждан, безопасности эксплуатации здания (л.д.48).
Распоряжением N 118-а от 22.09.2016 Администрации Лоухского городского поселения многоквартирный дом по адресу: Республика Карелия, Лоухский район, птг Лоухи, пер.Новый, дом 16 признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.47).
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016 (далее - Обзор судебной практики от 06.07.2016 N 2), принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
При изложенных обстоятельствах подлежит отклонению довод подателя апелляционной жалобы о том, что собственники жилых помещений воспользовались своим правом определения объемов потребляемой электроэнергии и расчетов за данные объемы исходя из показаний приборов учета, а не нормативов потребления.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности предписания Комитета с возложением на заявителя обязанности произвести корректировку платы, начиная с сентября 2016 года - месяца, в котором было принято решение о признании спорного дома аварийным, поскольку в силу статьи 155 Жилищного кодекса плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Соответственно, начисление платы за сентябрь 2016 года заявителю следовало производить с учетом решения о признании дома аварийным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ заявителю из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в размере 1500 руб., излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 26.06.2018 N 4604.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28 мая 2018 года по делу N А26-3358/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "ТНС энерго Карелия" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу "ТНС энерго Карелия" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.