г. Владивосток |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А51-1747/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Г.Н. Палагеша
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пермякова Юрия Владимировича
апелляционное производство N 05АП-5457/2018
на решение от 09.06.2018
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-1747/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Пермякова Юрия Владимировича (ИНН 254005309502, ОГРНИП 311254015300012)
к администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955), Главе города Владивостока
о признании недействительным постановления главы города Владивостока от 22.01.2018 N 195 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами: 25:28:050042:5587, 25:28:050042:5586;
при участии:
от предпринимателя: Балацкая А.В., по доверенности от 08.02.2018 сроком действия на 1 год, удостоверение адвоката;
от администрации г. Владивостока: Салыкова Л.В., по доверенности от 28.12.2017 сроком действия до 31.12.2018, служебное удостоверение;
от Главы г. Владивостока: Салыкова Л.В., по доверенности от 18.01.2018 сроком действия до 31.12.2018, служебное удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Пермяков Юрий Владимирович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Пермяков Ю.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации города Владивостока (далее - ответчик, администрация), Главе города Владивостока о признании недействительным Постановления главы города Владивостока от 22.01.2018 N 195 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами: 25:28:050042:5587, 25:28:050042:5586; обязании главы города Владивостока в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении разрешения от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами: 25:28:050042:5587, 25:28:050042:5586.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечен Глава города Владивостока.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 09.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что проведение публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства/реконструкции объекта капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.
Полагает, что постановление главы г. Владивостока от 22.01.2018 N 195 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:050042:5587, 25:28:050042:5586" ничем не мотивировано, не обоснованно и вынесено без учета результатов публичных слушаний и рекомендаций Единой комиссии. Таким образом, оспариваемое постановление не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Настаивает на том, что у него отсутствует возможность соблюсти предельные параметры строительства при реконструкции здания по ул. Русская, 1В, в связи с чем предприниматель и обратился в администрацию г. Владивостока за разрешением на отклонение от таких параметров. При этом в связи с разделом земельного участка на 2 участка, для ввода в эксплуатацию возникла необходимость получить по сути повторное разрешение, только уже на 2 разделенных участка.
В судебном заседании представитель предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации г. Владивостока и Главы г. Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразила, решение суда первой инстанции считает законными и обоснованным, апелляционную жалобу предпринимателя - не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что ИП Пермякову Ю.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 25:28:050042:16, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации здания продовольственного магазина (лит. А), общая площадь 389 кв.м, адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание продовольственного магазина (лит. А), почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Русская, дом 1 В, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимость (далее - ЕГРН) имеются записи от 25.07.2011 о регистрации на долю в праве за
25-25-01/106/2011-212 и от 22.10.2015 на другую
долю в праве за
25-25/001-25//001/011/2015-1210/1.
На основании договора аренды земельного участка от 06.02.2004 N 05-001277-Ю-Д-0891, заключенного во исполнение постановления администрации г. Владивостока от 27.10.2003 N 2579, и последующих заключенных к нему соглашениях: соглашения о передаче прав по договору аренды от 24.06.2011 (запись в ЕГРН от 25.07.2011 N 25-25-01/106/2011-213), соглашения от 19.11.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 06.02.2004 N 05-001277-Ю-Д-0891 (запись в ЕГРН от 11.12.2013 N 25-25-01/191/2013-173), соглашения от 23.12.2014 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 06.02.2004 N 05-001277-Ю-Д-0891 (запись в ЕГРН от 27.01.2015 N 25-25-01/011/001/2015-287/1), соглашения о передаче прав по договору аренды от 09.10.2015 (запись в ЕГРН от 26.10.2015 N 25-25-01/011/001/2015-1260/1) предприниматель Ю.В. Пермяков являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:28:050042:49, общей площадью 686 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты розничной торговли, местонахождение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое строение. Участок находится примерно в 0,2 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Русская, дом 1 В.
Расположенное в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050042:16 и 25:28:050042:49 нежилое здание, по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, дом 1В, принадлежит Ю.В. Пермякову на праве собственности на основании свидетельств о государственной регистрации права на _ долю в праве от 29.10.2014 серии 25-АВ N 354912 и на _ долю в праве от 22.10.2015, запись в ЕГРН N 25-25/001-25/001/011/2015-1213/2.
В целях реконструкции данного нежилого здания по обращению ИП Пермякова Ю.В. постановлением главы города Владивостока от 04.02.2016 N 295 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства при соблюдении требований технических регламентов в части уменьшения процента озелененной территории земельного участка с 30 % до 0 %, в части уменьшения количества парковочных мест из расчета 100 кв.м торговой площади - 3 машино-места на земельном участке площадью 686 кв.м. с кадастровым номером 25:28:050042:49.
Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения процента застройки в границах земельного участка до 100 %, в части уменьшения процента озелененной территории земельного участка с 30 % до 0 %, в части уменьшения количества парковочных мест из расчета 100 кв.м. торговой площади - 0 машино-мест на земельном участке площадью 389 кв.м. с кадастровым номером 25:28:050042:16 предоставлено постановлением Главы города Владивостока от 04.02.2016 N 296.
В соответствии с указанными разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства 03.03.2016 ИП Пермяковым Ю.В. получено разрешение на строительство/реконструкцию объекта капитального строительства N RU25304000-60/2016, на основании которого выполнена реконструкция здания магазина, а именно, надстроен третий (мансардный) этаж.
12.08.2016 Инспекцией регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края выдано заключение N 67/16 о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
После завершения реконструкции здания в целях переоформления права аренды предпринимателя на право собственности земельный участок с кадастровым номером 25:28:050042:49 был разделен на два участка с кадастровыми номерами 25:28:050042:5586 и 25:28:050042:5587.
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:050042:5586 площадью 353 кв.м., разрешенное использование: объекты розничной торговли, цель предоставления: для дальнейшей эксплуатации магазина, был передан предпринимателю в собственность на основании договора купли-продажи земельного участка от 10.05.2016 N 6822, заключенного ИП Пермяковым Ю.В. с Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края, о чем в ЕГРН сделана запись от 26.05.2016 N 25-25/001-25/001/011/2016-5105/1.
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:050042:5587 площадью 333 кв.м., разрешенное использование: объекты розничной торговли, цель предоставления: для дальнейшей эксплуатации магазина, предоставлен предпринимателю в аренду на основании договора от 10.05.2016 N 28-Ю-21553, заключенного ИП Пермяковым Ю.В. с Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края (запись в ЕГРН от 26.05.2016 N 25-25/001-25/001/011/2016-5114/1).
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:050042:49 снят с кадастрового учета 30.05.2016.
В этой связи с целью получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ИП Пермяков Ю.В. обратился к главе города Владивостока с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:050042:5587 и 25:28:050042:5586.
По данному вопросу постановлением Главы города Владивостока от 14.08.2017 N 2012 были назначены публичные слушания, по итогам которых единой комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края от 28.09.2017 NРК/56 (далее - Единая комиссия) предложено рекомендовать предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Вместе с тем, по результатам изучения представленных предпринимателем документов, с учетом рекомендаций Единой комиссии, постановлением Главы города Владивостока от 22.01.2018 N 195 предпринимателю отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в соответствии с частью 2 статьи 40 ГрК РФ, пунктом 4 статьи 1 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462.
Не согласившись с данным постановлением администрации, посчитав его нарушающим права и законные интересы, предприниматель Пермяков Ю.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 4 части 1 статьи 38 ГрК РФ установлено, что предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Кодекса правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 Кодекса).
По правилам части 3 этой же статьи заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Согласно части 4 статьи 40 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 Кодекса.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 ГрК РФ).
Частью 6 данной статьи предусмотрено, что глава местной администрации в течение 7 дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, соответствующее решение Главы города Владивостока о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не может ставиться в зависимость от положительного заключения публичных слушаний и рекомендаций единой комиссии.
Принимая во внимание, что по смыслу статьи 40 ГрК РФ заключение о результатах публичных слушаний и рекомендации соответствующей комиссии носят рекомендательных характер, принятые по итогам рассмотрения обращения предпринимателя рекомендации единой комиссии, не могли послужить безусловным основанием для принятия главой органа местного самоуправления решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства.
Мотивами принятого Главой г. Владивостока отрицательного решения по обращению предпринимателя послужили результаты изучения и оценки представленных документов в сопоставлении с нормами действующего законодательства.
Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее - Правила землепользования и застройки, ПЗЗ), которые применяются наряду с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, сохранения окружающей природной среды и объектов культурного наследия, иными установленными требованиями.
В соответствии с представленным в материалы дела градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером 25:28:050042:49, указанный земельный участок располагался в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 25:28:050042:49 разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 25:28:050042:5586 и 25:28:050042:5587.
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:050042:5586, находящийся в собственности предпринимателя, остался в территориальной зоне Ж-3.
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:050042:5587, предоставленный предпринимателю в аренду, отнесен к территориальной зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3).
Судом первой инстанции учтено, что согласно заключению кадастрового инженера от 28.07.2016, которым подготовлен технический план здания с целью его ввода в эксплуатацию после завершения работ по реконструкции (надстройки мансардного этажа), здание расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050042:16 и 25:28:050042:5586, то есть в территориальной зоне Ж-3 и не пересекает границы иных земельных участков.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 25 Правила землепользования и застройки к основным видам разрешенного использования для зоны Ж-3, предусмотрены: объекты жилищных ремонтно-эксплуатационных, объекты розничной торговли, объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания, объекты дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, объекты амбулаторно-поликлинического назначения, медицинские лаборатории, станции скорой и неотложной помощи, учреждения санитарно-эпидемиологической службы, учреждения судебно-медицинской экспертизы и другие подобные объекты здравоохранения без специальных требований к размещению таких объектов, спортивные объекты и сооружения без трибун для зрителей, объекты культуры и искусства, связанные с проживанием населения, объекты социального обеспечения, почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции, административные здания, предусмотренные для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, объекты охраны общественного порядка.
Однако объекты указанных видов использования могут размещаться только на земельных участках, примыкающим: к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования; к границам зоны объектов автомобильного транспорта; к земельным участкам, отведенным для строительства дорог или их эксплуатации, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования; к техническим зонам охраны инженерных сетей или к установленным для них сервитутам, идущим параллельно красным линиям улиц и дорог всех типов и границ объектов автомобильного транспорта, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.
Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В рассматриваемом случае, реконструированный объект капитального строительства не примыкает к красным линиям автодороги, в располагается непосредственно в его границах. Данное обстоятельство подтверждается схемой планировочной организации земельных участков в районе ул. Русская, 1В в г. Владивостоке, с нанесенными красными линиями.
Кроме того, в соответствии с градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером 25:28:050042:49, среди параметров разрешенного строительства установлены требования к количеству парковочных мест, которое определяется в соответствии с нормативами градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденными постановлением главы г. Владивостока от 10.02.2011 N 111 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа"
Аналогичное требование закреплено в части 3 статьи 25 Правил землепользования и застройки.
Так, минимальное количество парковочных мест для объекта розничной торговли должно устанавливаться из расчета 10 кв.м. торговой площади на 1 машино-место.
Таким образом, для функционирования магазина требуется обеспечить 39 машино-мест.
Указанные требования предпринимателем не соблюдены, что является нарушением требований градостроительного регламента, установленного для территориальной зоны, в которой размещается объект капитального строительства.
Также в случае принятия положительного решения по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения процента озеленения территории до 0 % будут нарушены санитарно-эпидемиологические требования, согласно которым площадь отводимого земельного участка должна обеспечивать возможность благоустройства и озеленения.
Указание предпринимателя на планируемое размещение парковочных мест и озеленения на смежном земельном участке, коллегией не принимается в силу следующих обстоятельств.
Пунктом 21 статьи 1 ГрК РФ определено, что парковкой (парковочным местом) является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Таким образом, применительно к рассматриваемому случаю машино-места (парковочные места) являются частью проектируемой реконструкции объекта капитального строительства и предназначены для кратковременной стоянки автомобилей.
В соответствии с общими требованиями градостроительного законодательства, в том числе существующими СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" проектирование застройки, в том числе и проектирование парковок и озеленения, должно осуществляться в пределах отведенного земельного участка и соответствовать требованиям градостроительного плана.
В этой связи соблюдение параметров разрешенного строительства (реконструкции) относительно земельного участка с кадастровым номером 25:28:050042:5586 не может быть осуществлено за счет смежного земельного участка, находящегося в аренде у заявителя.
Разрешая вопрос раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:050042:49 предприниматель предпринял меры к оформлению в собственность земельного участка, на котором размещается непосредственно реконструируемый объект, при этом прилегающая территория у такого земельного участка отсутствует. Границы находящегося в собственности у заявителя земельного участка совпадают с параметрами объекта недвижимого имущества.
Действующее законодательство не предусматривает возможность обеспечения требований к предельным параметрам разрешенного строительства в части количества парковочных мест и процента озеленения за границами земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства.
Ссылка заявителя на постановление главы г. Владивостока от 04.02.2016 N 295, которым было предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050042:49, правомерно отклонена судом первой инстанции, как не имеющая правового значения применительно к рассматриваемому спору к вновь образованным земельным участкам.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:050042:5587 и 25:28:050042:5586 был принят органом местного самоуправления при наличии к тому правовых оснований, с правильным применением действующего законодательства, в связи с чем оспариваемое постановление не противоречит закону и не нарушает права и законные заявителя.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.06.2018 по делу N А51-1747/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.