г. Москва |
|
06 сентября 2018 г. |
Дело N А40-53572/18 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Д.В. Каменецкий,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
Центрального банка Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.06.2018 по делу N А40-53572/18, принятое в порядке упрощенного производства судьей И.А. Блинниковой (120-583),
по заявлению Центрального банка Российской Федерации
о привлечении САО "ВСК" к административной ответственности
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (заявитель, Банк России, ЦБ РФ) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении САО "ВСК" (ответчик, общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 19.02.2018 N С3-06-ЮЛ-18-2245/1020-1.
Решением от 04.06.2018 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав на отсутствие в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, ЦБ РФ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на наличие события и состава вменяемого административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами заявителя, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, САО "ВСК" осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензии от 11.09.2015 ОС N 0621-03.
В Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации в ДФО поступило обращение Джафарова Т.И. (Страхователь) (вх. N ОЭТ-4268 от 29.09.2017) на незаконные действия страховой организации САО "ВСК", выразившиеся в невозможности заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа на официальном сайте САО "ВСК".
Согласно материалам жалобы, при обращении страхователя 30.09.2017 на официальный сайт САО "ВСК" (www.vsk.ru) с целью заключения договора ОСАГО заключить указанный договор не представилось возможным, страхователю было предложено перейти на сайт замещающего страховщика.
Согласно документам и сведениям, представленным САО "ВСК" (исх. от 26.10.2017 N 00-70-32/6500), страхователь 30.09.2017 обращался к официальному сайту страховщика с целью заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, однако, на завершающем этапе оформления полиса возникла непредвиденная ошибка. Указанная ошибка была идентифицирована системой Страховщика как угроза бесперебойному функционированию работы системы (БФС), в связи с чем, активизировалась система замещения и страхователю в рамках текущей сессии было предложено перейти на сайт замещающего страховщика.
Причиной возникновения данной ситуации, как указало САО "ВСК", является системная ошибка программного обеспечения. При этом возникновение угрозы БФС в процессе осуществления Джафаровым Т.И. действий по заключению договора ОСАГО ответчиком не зафиксировано.
Из представленной САО "ВСК" сеансовой информации (л.д. 35-38) следует, что 30.09.2017 на официальном сайте Страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при осуществлении страхователем действий, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа, в 09:28:15 зафиксирована ошибка на стороне сайта: "Ошибка при создании полиса; Повторите попытку оформления договора" (код 130), а в 09:28:22 заявителю предоставлена ссылка на сайт замещающего страховщика (код 38), после чего оформление договора ОСАГО в виде электронного документа было прекращено.
Таким образом, оформление договора ОСАГО в форме электронного документа Джафаровым Т.И. 30.09.2017 прекращено по причине возникшей технической ошибки на стороне официального сайта Страховщика.
В указанной связи, Банк России пришел к выводу, что в нарушение п. 7.2 ст. 15, п. 1.1 ст. 22 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", п. 22 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45034) САО "ВСК" 30.09.2017 при обращении потребителя к официальному сайту Страховщика не обеспечило бесперебойное функционирование указанного сайта, повлекшее отсутствие возможности у Джафарова Т.И. заключить договор ОСАГО в форме электронного документа.
19.02.2018 уполномоченным лицом Банка России в присутствии представителя общества по доверенности составлен протокол об административном правонарушении N С3-06-ЮЛ-18-2245/1020-1 в отношении САО "ВСК" по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В указанной связи, Банк России обратился 21.03.2018 в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении САО "ВСК" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлены п. 81 ч. 2 и ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ, Указанием Центрального банка Российской Федерации от 27.02.2017 N 4300-У (зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2017 N 46375).
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
Извещение законного представителя общества о времени и месте составления протокола подтверждается материалами дела (л.д. 19-21).
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) на момент рассмотрения дела не истек.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, не установил нарушений процедуры привлечения САО "ВСК" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" на территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования и иных предусмотренных федеральными законами случаев) интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном настоящим Законом порядке.
Нормой п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что субъекты страхового дела обязаны: соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства.
В соответствии с п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке Федерального закона N 40-ФЗ.
В силу п. 1.1 ст. 22 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, в том числе путем осуществления деятельности, направленной на исключение случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению таких договоров вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем.
Согласно п. 22 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У, страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена в соответствии с настоящим Указанием.
Являясь субъектом страхового дела, имеющим лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, САО "ВСК" обязано соблюдать требования страхового законодательства, в частности, обеспечивать бесперебойное функционирование сайта при обращении потребителя за оказанием услуги по заключению договора ОСАГО в форме электронного документа.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции, что объективной стороной вменяемого ответчику административного правонарушения является нарушение бесперебойности и непрерывности функционирования сайта Страховщика с длительностью перерывов более 30 минут в сутки.
В соответствии с п. 1 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4191-У "О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов" (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45035) страховщики, профессиональное объединение страховщиков для обеспечения бесперебойности и непрерывности функционирования сайтов в целях заключения договоров обязаны:
иметь резервные технологические и операционные средства, обладающие необходимым для заключения договоров функционалом, и обеспечивать их надлежащее функционирование;
не допускать суммарную длительность перерывов в работе своих сайтов более 30 минут в сутки. При необходимости проведения плановых технических работ, в ходе которых время отсутствия возможности доступа пользователей к сайту для совершения действий, предусмотренных Указанием Банка России от 14.11.2016 N 4190-У превысит лимит, установленный в настоящем абзаце, уведомление об этом должно быть размещено на главной странице официального сайта не менее чем за сутки до начала работ с указанием даты и времени их начала и окончания. Указанные в настоящем абзаце работы могут проводиться в период с 22.00 до 08.00 по московскому времени не чаще одного раза в календарный месяц.
Судом первой инстанции не учтена императивная норма п. 1 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4191-У, обязывающая страховщика иметь резервные технологические и операционные средства, обладающие необходимым для заключения договоров функционалом, и обеспечивать их надлежащее функционирование.
В нарушение именно данного требования ответчиком не обеспечено бесперебойное функционирование сайта при обращении конкретного потребителя за оказанием услуги по заключению договора ОСАГО в форме электронного документа.
Необоснованны выводы суда о недоказанности события вменяемого САО "ВСК" административного правонарушения и отсутствии доказательств невозможности приобретения полиса ОСАГО в электронном виде на сайте САО "ВСК".
Факт правонарушения и незаключения договора ОСАГО с Джафаровым Т.И. подтвержден объяснениями САО "ВСК" от 26.10.2017 N 00-70-32/6500 (л.д. 33-34) и приложенной к ним сеансовой информацией, представленными по запросу Банка России.
Таким образом, событие вменяемого САО "ВСК" административного правонарушения подтверждено материалами административного дела, в том числе: ответом общества от 26.10.2017 N 00-70-32/6500 с приложением сеансовой информации, протоколом об административном правонарушении от 19.02.2018.
Представленные заявителем, собранные в установленном законом порядке доказательства, согласуются между собой и в своей совокупности, вопреки доводам ответчика и ошибочным выводам суда первой инстанции, подтверждают событие вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, собранные Банком России в ходе производства по делу об административном правонарушении, свидетельствуют о том, что у САО "ВСК" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную законодательством обязанность по соблюдению требований страхового законодательства САО "ВСК" не представлено.
Таким образом, вина общества подтверждается материалами административного дела.
Изложенное доказывает наличие в действиях САО "ВСК" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, в настоящем случае имеются все необходимые основания для привлечения САО "ВСК" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Оценив представленные суду доказательства и руководствуясь нормами ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции находит возможным ограничиться наложением на САО "ВСК" штрафа в минимальном размере санкции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - 30000 (тридцать тысяч) руб.
Руководствуясь ст. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.06.2018 по делу N А40-53572/18 отменить.
Привлечь САО "ВСК" (ОГРН 1027700186062) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) руб.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Межрегиональное операционное УФК (Банк России), операционный департамент Банка россии г. Москва 701,
ИНН 7702235133, КПП 770201001,
р/с 40101810500000001901, БИК 044501002,
ОКТМО 45379000, КБК 99911690010016000140,
УИН 0355262500559190218022451,
ЕИП 27710026574773101001.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.