город Омск |
|
31 августа 2018 г. |
Дело N А46-6277/2018 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8033/2018) общества с ограниченной ответственностью "Каремак" на решение Арбитражного суда Омской области от 22.06.2018 по делу N А46-6277/2018 (судья Ярковой С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к обществу с ограниченной ответственностью "Каремак" (ИНН 5502043720, ОГРН 1025500526402) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка N Д-Ц-21-5587 в размере 313 490 руб. 34 коп., пени в размере 139 306 руб. 52 коп.,
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Каремак" (далее - ответчик, ООО "Каремак") задолженности по договору аренды земельного участка N Д-Ц-21-5587 за период с 18.09.2012 по 30.04.2015 в размере 313 490 руб. 34 коп., пени за период с 11.08.2016 по 13.09.2017 в размере 139 306 руб. 52 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.06.2018 по делу N А46-6277/2018 исковые требования Департамента удовлетворены частично. С ООО "Каремак" в пользу Департамента взыскана задолженность по пени по договору аренды земельного участка N Д-Ц-21-5587 за период с 11.08.2016 по 13.09.2017 в размере 139 306 руб. 52 коп.; также государственная пошлина в размере 3 709 руб.
Возражая против принятого по делу судебного акта, ООО "Каремак" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований Департамента отказать.
В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что судом первой инстанции удовлетворено требование о взыскании пени, начисленную на задолженность о взыскании которой было отказано в связи с пропуском срока исковой давности.
ООО "Каремак" поясняет, что Департаментом с марта 2013 года по июль 2016 года начислялась арендная плата в размере 44 808 руб. 09 коп. ежемесячно. Оплата осуществлялась надлежаще, без просрочки, в установленный договором срок, основания для начисления пени отсутствовали.
ООО "Каремак" ссылается на то, что в нарушение условий договора аренды N Д-Ц-21-5587 от 13.09.2017, а именно пункта 2.2 о своевременном уведомлении Департамент только письмом от 26.07.2016 N Исх-ДИО/10663 уведомил ООО "Каремак" о том, что размер ежемесячной арендной платы с 18.09.2012 по 10.05.2015 составил 78 040 руб. 27 коп. В августе 2016 года Департамент начислил арендную плату в размере 425 338 руб. 67 коп. с учетом перерасчета увеличения арендной платы в период с 18.09.2012 по 10.05.2015. Сумма пени в размере 139 306 руб. 52 коп. была начислена Департаментом на сумму задолженности по арендной плате в 425 338 руб. 67 коп. в период с 11.08.2016 по 13.09.2017, но фактически за период с 18.09.2012 по 10.05.2015, то есть период за пределами срока исковой давности. Податель жалобы указывает, что недоимки по арендной плате на конец декабря 2016 года не имелось.
Согласно пункту 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (статьи 261, 262, 267, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 17.07.2018 лицам, участвующим в деле, было предложено представить в канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобу и доказательства его направления другим участникам арбитражного процесса в срок до 17.08.2018.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
06.05.2005 между Департаментом и ООО "ТД "Мемфис" заключен договор аренды N Д-Ц-21-5587 земельного участка из состава земель населенных пунктов в границах города Омска, общей площадью 309 кв. м, с кадастровым номером 55:36:090101:2001, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Ленина, остановка общественного транспорта "Магазин "Яблонька" с местоположением в 7,5 метрах западнее относительно здания музея, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Ленина, д. 23А для размещения торгово-остановочного комплекса. Срок договора аренды составил 3 года.
Границы земельного участка определены в кадастровом паспорте, который является приложением к договору аренды N Д-Ц-21-5587 (далее - договор аренды, договор).
13.03.2006 указанный договор аренды земельного участка зарегистрирован в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области, что подтверждается оттиском печати органа государственной регистрации и подписью государственного регистратора на последнем листе договора.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи земельного участка, который является приложением к договору аренды.
Размер арендной платы определяется согласно расчету, который является приложением к договору аренды, расчет подписан арендатором.
Расчет произведен в соответствии с постановлением Мэра города Омска от 19.04.2004 N 130-п "О ценовом зонировании и порядке расчета ставок арендной платы за землю и поправочных коэффициентов к ним на территории г. Омска" и рассчитывается по следующей формуле:
Ар= Б*Kl*K2*Kn*S / 12, где:
Ар = размер ежемесячной арендной платы;
Б = базовая ставка арендной платы (для оценочной зоны N 2=138,10 руб. в год (приложение N2); Kl = коэффициент учитывающий вид использования ЗУ - 6,00 (пункт 2.1.2 приложения N 3);
К2 = коэффициент, учитывающий категории арендаторов - 1,00 (приложение N 4);
Кп = Кп-1*К - коэффициент увеличения арендной платы, действующий в текущем году, рассчитываемый как произведение поправочных коэффициентов (К), устанавливаемых соответствующими федеральными правовыми актами на очередной календарный год = 1,00 (п - соответствующий год);
S = общая площадь земельного участка 309 кв. м;
12 = количество месяцев в году. Ар = 138,10*6,00*1,00*1,00*309,00/12 - 21 336 руб. 45 коп.
Согласно пунктам 2.3 - 2.5, 5.1 договора аренды арендодатель вправе вносить изменения в арендную плату при принятии нормативных актов, изменяющих значение величин, используемых в расчете арендной платы, новые значения этих величин применяются в расчете арендной платы с указанного в данных актах момента (если такой момент в актах не указан - с момента вступления этих актов в силу).
24.04.2006 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области зарегистрировано соглашение к договору аренды, согласно которому с 13.03.2006 все права и обязанности по договору аренды на стороне арендатора перешли к ООО "Каремак".
25.02.2008 в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области зарегистрировано соглашение от 29.12.2008, согласно которому с 01.12.2008, в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске", расчет арендной платы по договору производится по следующей формуле:
Ап = Б*К1*К2*S/12, где:
Ап - размер ежемесячной арендной платы;
Б - базовая ставка арендной платы для оценочной зоны и подзоны на территории г. Омска N 2: 145,01 руб./кв. м в год;
К1 = коэффициент учитывающий вид использования под временными объектами: 12 (пункт 3 приложения N 4 Постановления N 179-п);
К2 = коэффициент, учитывающий категории арендаторов - 1,0; S = общая площадь земельного участка 309 кв. м; 12 = количество месяцев в году.
Размер ежемесячной арендной платы согласно пункту 2.1 договора (в редакции дополнительного соглашения, зарегистрированного 25.02.2009) составил 44 808 руб. 09 коп. в месяц.
Арендатор уведомлен письмом N исх- ДИО/10663 от 26.07.2016 о том, что в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, размер ежемесячной арендной платы с 18.09.2012 по 10.05.2015 составил 78 040 руб. 27 коп.
С 11.05.2015 составляет 1 739 руб. 95 коп. в месяц.
С 11.05.2016 составляет 1 851 руб. 31 коп. в месяц.
Размер арендной платы рассчитывается по следующей формуле:
Ап = Б*К1*К2*8/12, где:
Ап - размер ежемесячной арендной платы;
Б - базовая ставка арендной платы для оценочной зоны и подзоны на территории г. Омска N 2: 159,51 руб./кв. м в год;
К1 = коэффициент учитывающий вид использования под временными объектами: 19 (пункт 5 приложения N 4 Постановления N 179-п);
К2 = коэффициент, учитывающий категории арендаторов - 1,0;
S = общая площадь земельного участка 309 кв. м; 12 = количество месяцев в году.
В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" размер арендной платы рассчитывается по следующей формуле:
А = Кс*П* И/100%, где:
А - годовая арендная плата;
Кс - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:090101:2001, площадью 309 кв. м составила 1 043 971 руб. 95 коп.;
П - процент от кадастровой стоимости - 2% (подпунктом 4 пункта 3 Постановления N 108-п);
И - коэффициент уровня инфляции, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года с 11.05.2015 - 1, с 11.05.2016 - 1,064 и т.д.
С 11.05.2015 по 10.05.2016 годовой размер арендной платы составил 20 879 руб. 44 коп. Ежемесячный размер арендной платы составил 1 739 руб. 95 коп.
С 11.05.2016 годовой размер арендной платы составил 22 215 руб. 72 коп. Ежемесячный размер арендной платы составил 1 851 руб. 31 коп.
Как указывалось выше, об этом ООО "Каремак" было уведомлено письмом N исх-ДИО/10663 от 26.07.2016.
Кроме того, Департамент уведомил арендатора о том, что в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Согласно пункту 2.3 договора аренды (соглашение от 25.02.2009) с 01.12.2008 арендная плата вносится арендатором за каждый месяц с оплатой до 10-го числа за который производится оплата.
В соответствии с пунктом 7.2 договора аренды (соглашение от 25.02.2009) с 01.07.2006 в случае невнесения арендной платы в установленный срок арендатор уплачивает неустойку в виде пени в размере 0,1 процента от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Письмом от 15.09.2017 N Исх-ДИО/15567 Департамент уведомил арендатора, о том, что по договору аренды N Д-Ц-21-5587 имеется задолженность по арендной плате в сумме 313 490 руб. 34 коп. за период с 18.09.2012 по 30.04.2015, а также пени в сумме 139 306 руб. 52 коп. за период с 11.08.2016 по 13.09.2017.
Письмом от 28.09.2017 N 31 ООО "Каремак" не согласился с требованиями Департамента.
В связи с тем, что ответчик не вносил арендную плату в установленном порядке, у него образовалась задолженность в заявленном размере, в связи с чем Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражным судом Омской области от 22.06.2018 по делу N А46-6277/2018 принято обжалуемое ООО "Каремак" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основание для его отмены, исходя из следующего.
Правоотношения сторон, возникшие на основании договора N Д-Ц-21-5587 от 06.05.2005 (в редакции дополнительных соглашений, зарегистрированных 24.04.2006, 25.02.2009), регулируются нормами раздела III части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, общие положения об обязательствах) и параграфа 1 главы 34 части 2 ГК РФ, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также условиями заключенного договора.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1 статьи 607 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Право аренды земельных участков предусмотрено статьей 22 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
С 01.03.2015 пункт 3 статьи 65 ЗК РФ утратил силу (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ в ЗК РФ введена статья 39.7.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на основании статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется органами местного самоуправления городского округа, в отношении земельного участка расположенного на территории городского округа.
Материалы дела свидетельствуют, что с 18.09.2012 по 10.05.2015 Департаментом осуществлялся расчет ежемесячной арендной платы в размере 78 040 руб. 27 коп. в соответствии с Положением об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п.
В соответствии с абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 10 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" Правительством Омской области принято постановление от 29.10.2008 N 179-п, которым утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске.
Согласно пункту 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, в редакции, подлежащей применению в рассматриваемом случае, размер годовой арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства, а также земельных участков, право аренды которых приобретается (приобретено) в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, за исключением земельных участков, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, определяется по следующей формуле:
Ап = Кс x Сап /12,
где Ап - размер ежемесячной арендной платы; Кс - кадастровая стоимость земельного участка; Сап - среднеарифметическая ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0,015+0,01/2 (пункты 3, 8 приложения N 1 к Положению); 12 - количество месяцев в году.
Значение Сап определяется в соответствии с приложением N 1 к Положению.
При расчете арендной платы за земельный участок с различными видами использования значение ставки арендной платы принимается равным среднеарифметическому значению ставок арендной платы, установленных для соответствующих видов использования земельного участка.
Указанным выше приложением N 1 утверждены значения ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.
Впоследствии кадастровая стоимость (Кс) земельного участка с кадастровым номером 55:36:0900101:2001 изменилась, и размер арендной платы в период с 11.05.2015 по 10.05.2016 составил 1 739 руб. 95 коп. в месяц в силу следующего.
11.05.2015 вступило в силу постановление Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов".
В соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, в случае предоставления земельного участка в аренду для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов в отношении земельного участка, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта и пункте 4 настоящего Порядка.
Пунктом 5 Порядка, утвержденного постановление Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле:
А = С x Р,
где А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка при заключении договора аренды земельного участка уполномоченный орган или орган местного самоуправления Омской области предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Размер арендной платы по договору N Д-Ц-21-5587 от 06.05.2005 за период с 11.05.2015 составил 1 851 руб. 31 коп.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008, пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Следовательно, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с положениями статьи 424 ГК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которому если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Более того, пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 предусмотрено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Факт пользования ООО "Каремак" спорным земельным участком, переданным по акту приема-передачи земельного участка в аренду на основании договора, подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Суд первой инстанции счел требования истца о взыскании задолженности по арендной плате законными и обоснованными, однако, отказал в их удовлетворении в части суммы взыскания по арендной плате в связи с пропуском срока исковой давности.
С позицией суда первой инстанции о признании требований Департамента законными и обоснованными суд апелляционной инстанции не согласен.
Материалы дела свидетельствуют, что за период с 11.05.2015 по 10.05.2016 размер ежемесячной арендной платы по договору аренды N Д-Ц-21-5587 от 06.05.2005 земельного участка рассчитан Департаментом в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п.
Согласно указанному пункту арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3, 4 утвержденного Порядка, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле: А = С x Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Арендная плата по договору за период с 11.05.2015 по 10.05.2016 рассчитана Департаментом в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 5 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, и исходя из величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:090101:2001 в размере 1 739 руб. 95 коп.
Между тем, определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18 пункт 5 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, признан недействующим с даты принятия данного определения.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
При этом в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 АПК РФ в связи с жалобой ООО "Альбатрос" разъяснено, что последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования, и что арбитражный суд должен исходить из того, что нормативный правовой акт в части, признанной не соответствующей иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не может применяться в деле вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим.
Так, в соответствии со статьей 13 ГК РФ а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Одним из предусмотренных статьей 12 ГК РФ способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
С учетом изложенного, руководствуясь приведенным выше конституционно-судебным истолкованием Конституционного Суда Российской Федерации положений действующего законодательства по вопросу о порядке применения нормативного правового акта (его части), признанного недействующим, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что положения пункта 5 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, признанного недействующим в соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18, не могут применяться при рассмотрении настоящего дела по спору об определении объема обязательств ООО "Каремак" по уплате арендных платежей на основании условий договора N Д-Ц-21-5587 от 06.05.2005.
Признание нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно предоставлять лицу, являющемуся получателем платежей на основании соответствующего нормативного акта, возможность получать такие платежи за период до момента вступления в силу решения о признании нормативного акта недействующим.
Данная позиция согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", согласно которому нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествовавший такому решению период, а также с разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", относительно того, что признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 ГК РФ, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Иной подход ведет к возникновению у арендатора права на получение незаконно установленной регулирующим органом цены (стоимости) аренды.
Так, в соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18 не содержится специальных выводов в указанной части, а приводится лишь указание на общее правило, согласно которому нормативный правовой акт может быть признан недействующим с даты принятия судебного постановления.
Кроме того, в мотивировочной части определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18 не изложены выводы, свидетельствующие о том, что признанный недействующим пункт постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п не должен применяться только к правоотношениям, возникшим после даты принятия такого определения.
Учитывая изложенное, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что пункт 5 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, признанный недействующим, не может применяться при рассмотрении настоящего конкретного спора, в том числе, в случае, когда задолженность на основании соответствующего пункта начислена за период, предшествующий дате признания такого пункта постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п недействующим.
Указание в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18 на признание пункта 5 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п недействующим с даты принятия названного определения, а не с даты принятия соответствующего нормативного акта, не является основанием для отказа ответчику в защите прав в рамках предъявленного к нему иска, основанного на упомянутом нормативном акте, и не означает, что до принятия определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18 установленный названным нормативным актом порядок определения размера арендной платы отвечал требованиям экономической обоснованности формирования регулируемой цены аренды.
С учетом установленных обстоятельств позиция суда первой инстанции о правомерности расчета арендной платы по договору за период с 11.05.2015 по 10.05.2016 с применением постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п признается судом апелляционной инстанции ошибочной.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 424 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги, считает возможным применить для осуществления расчета подлежащей внесению ООО "Каремак" по договору аренды от N Д-Ц-21-5587 от 06.05.2005 арендной платы за период с 11.05.2015 по 10.05.2016 нормативный акт, которым определялась формула расчета и ставки арендной платы до момента принятия постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, то есть постановление Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске".
Обозначенная позиция по вопросу определения нормативного акта, подлежащего применению для расчета арендной платы по договору за период с момента вступления в силу постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, пункт 5 которого признан недействующим, согласуется с правовой позицией, сформулированной как в практике окружных арбитражных судов (см., например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.09.2017 по делу N А47-6281/2011, в рамках которого рассмотрен аналогичный спор), так и в практике судов общей юрисдикции, действующих на территории Омской области (см., например, в апелляционное определение Омского областного суда от 31.05.2018 по делу N 33-3056/2018).
Таким образом, суд апелляционной инстанции исходит из того, что арендная плата по договору аренды N Д-Ц-21-5587 от 06.05.2005 за период с 11.05.2015 по 10.05.2016 подлежит расчету в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п в редакции постановления Правительства Омской области от 29.08.2012 N 181-п и с учетом положений приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п.
На стадии рассмотрения дела судом первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
В рамках настоящего дела Департаментом предъявлены требования о взыскании задолженности за период с 18.09.2012 по 30.04.2015 в размере 313 490 руб. 34 коп., пени за период с 11.08.2016 по 13.09.2017 в размере 139 306 руб. 52 коп
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик заявил о том, что задолженность за период с 18.09.2012 по 17.04.2015 взыскана быть не может, так как находится за пределами срока исковой давности.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Под правом лица, подлежащем защите, понимается субъективное право конкретного лица.
Общий срок исковой давности установлен в соответствии со статьей 196 ГК РФ и составляет три года. По общему правилу общий срок исковой давности применяется в отношении всех видов требований, если законом не установлены специальные сроки исковой давности.
Срок исковой давности применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Закон не устанавливает специальные формы заявления, в силу чего признается, что заявление о применении срока исковой давности может быть сделано в письменной форме либо занесено в протокол судебного заседания (пункт 5 Постановления Пленума ВС РФ, ВАС РФ N 15/18). Исковое заявление поступило в суд 17.04.2018.
В соответствии со статьей 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично исковые требования Департамента, начислив пени за период с 11.08.2016 по 13.09.2017, которая составила 139 306 руб. 52 коп.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 7.2 договора N Д-Ц-21-5587 от 06.05.2005 предусмотрена ответственность в виде неустойки (пени) за невнесение арендной платы в установленный срок в размере 0,50 % просроченной суммы за каждый день просрочки.
Истцом за период просрочки с 11.08.2016 по 13.09.2017 ответчику начислены пени в размере 139 306 руб. 52 коп.
Проверив расчет неустойки и принимая во внимание обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что с учетом заявленного ответчиком ходатайства о применении норм об исковой давности требования о взыскании с ответчика пени неправомерно удовлетворены в размере 139 306 руб. 52 коп., начисленные за период просрочки с 11.08.2016 по 13.09.2017.
Из представленного истцом Акта сверки по состоянию на 13.09.2017 по договору аренды N Д-Ц-21-5587 следует что:
- Департаментом начислялась арендная плата за период с марта 2013 по июль 2016 арендная плата в размере 44 808 руб. 09 коп. в месяц;
- арендатором начисленная арендодателем плата за указанный период фактически оплачивалась в предусмотренные договором сроки, обязательства исполнялись надлежаще, без просрочки, соответственно не было оснований для начисления пени.
В августе 2016 года Департаментом начислена арендная плата в размере 425 338 руб. 67 коп., однако, данная сумма задолженности возникла благодаря перерасчету размере арендных платежей за период с 18.09.2012 по 10.05.2015.
В нарушение условий договора о своевременном уведомлении арендодатель письмом от 26.17.2016 N Исх-ДИО/10663 уведомил арендатора о том, что размер ежемесячной арендной платы с 18.09.2012 по 10.05.2015 составил 78 040 руб. 27 коп.
Сумма пени в размере 139 306 руб. 52 коп.. была начислена Департаментом на сумму задолженности по арендной плате в 425 338 руб. 67 коп.; пени начислена в периоде с 11.08.2016 по 13.09.2017, но фактически за период перерасчета арендной платы, то есть в период за пределами срока давности.
Согласно пункту 1 статьи 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство, требование о возмещении неполученных доходов при истечении срока исковой давности по требованию о возвращении неосновательного обогащения и т.п.), в том числе возникшим после начала течения срока исковой давности по главному требованию.
Соответственно, требование о взыскании 139 306 руб. 52 коп.- пени за несвоевременное внесение арендной платы фактически начислено за период с 18.09.2012 по 10.05.2015 и подлежит отклонению, поскольку данная неустойка начислена на сумму долга с истекшим сроком исковой давности.
Таким образом, судом первой инстанции неправомерно взыскана неустойка.
С учетом изложенных обстоятельств, решение Арбитражного суда Омской области от 22.06.2018 по делу N А46-6277/2018 подлежит отмене.
Судебные расходы по иску, апелляционной жалобе в рамках настоящего дела подлежат распределению с учетом правил статьи 110 АПК РФ и результатов рассмотрения дела и жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 1.2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каремак" удовлетворить, решение Арбитражного суда Омской области от 22.06.2018 по делу N А46-6277/2018 - отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента имущественных отношений Администрации города Омска.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Каремак" 3 000 рублей 00 копеек государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение жалобе в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6277/2018
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: ООО "КАРЕМАК"