г. Воронеж |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А14-2493/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Ольшанской Н.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Панковой И.Н.,
при участии:
индивидуального предпринимателя Дибцева Михаила Ивановича, паспорт гражданина РФ;
от индивидуального предпринимателя Дибцева Михаила Ивановича:; Гудимов А.М. - адвокат, ордер N 1309 от 28.08.2018, удостоверение N 2479;
от Управления ветеринарии Воронежской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от бюджетного учреждения Воронежской области "Воробьевская районная станция по борьбе с болезнями животных": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дибцева Михаила Ивановича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.06.2018 по делу N А14-2493/2018 (судья Попова Л.В.) по заявлению индивидуального предпринимателя Дибцева Михаила Ивановича (ОГРНИП 306361021300014 ИНН 360800206663) к Управлению Ветеринарии Воронежской области (ОГРН 1063667240075 ИНН 3666134997), к Бюджетному учреждению Воронежской области "Воробьевской районной станции по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1043680000209 ИНН 3608004068) о признании незаконным отказа Управления ветеринарии Воронежской области от 28.12.2017 N 63-11/2657 в подготовке забойщика скота на право подворного убоя скота на мясо, для получения пищевой продукции непромышленного изготовления животного происхождения, предназначенной для реализации на рынках, в населенных пунктах удаленных от имеющихся убойных пунктов на территории воробьевского, Калачеевского и Бутурлиновского районов; о признании незаконным взимания Бюджетным учреждением Воронежской области "Воробьевской районной станции по борьбе с болезнями животных" и Управлением ветеринарии Воронежской области денежных средств с заявителя по квитанциям от 26.12.2017 N 117761, от 09.01.2018 N 117804, от 16.01.2018 N 117858, от 14.02.2018 N 117987, от 12.03.2018 N 118166, за оформление и выдачу ветеринарно-сопроводительных документов; об обязании Управления ветеринарии Воронежской области и Бюджетного учреждения Воронежской области "Воробьевская районная станция по борьбе с болезнями животных" соблюдать действующее законодательство о выдаче ветеринарно-сопроводительных документов (ВСД) на пищевую продукцию непромышленного изготовления животного происхождения, реализуемую на рынках, об обязании Управления ветеринарии Воронежской области провести подготовку забойщика скота на мясо для получения пищевой продукции непромышленного изготовления животного происхождения, предназначенной для реализации на рынках, в хозяйствах граждан населенных пунктах, удаленных от убойных пунктов на территории Воробьевского, Калачеевского и Бутурлиновского районов Воронежской области (с учетом уточнения),
УСТАНОВИЛ :
Индивидуальный предприниматель Дибцев Михаил Иванович (далее - заявитель, ИП Дибцев М.И.) обратился в Арбитражный суд с заявлением к Управлению ветеринарии Воронежской области (далее - Управление, заинтересованное лицо), к Бюджетному учреждению Воронежской области "Воробьевская районная станция по борьбе с болезнями животных" ( далее - БУ ВО "Воробьевская РАЙСББЖ", заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Управления ветеринарии Воронежской области от 28.12.2017 N 63-11/2657 в подготовке забойщика скота на право подворного убоя скота на мясо, для получения пищевой продукции непромышленного изготовления животного происхождения, предназначенной для реализации на рынках, в населенных пунктах удаленных от имеющихся убойных пунктов на территории воробьевского, Калачеевского и Бутурлиновского районов; о признании незаконным взимания БУ ВО "Воробьевская РАЙСББЖ" и Управлением ветеринарии Воронежской области денежных средств с заявителя по квитанциям от 26.12.2017 N 117761, от 09.01.2018 N 117804, от 16.01.2018 N 117858, от 14.02.2018 N 117987, от 12.03.2018 N 118166 за оформление и выдачу ветеринарно-сопроводительных документов; об обязании Управления ветеринарии Воронежской области и БУ ВО "Воробьевская РАЙСББЖ" соблюдать действующее законодательство о выдаче ветеринарно-сопроводительных документов (ВСД) на пищевую продукцию непромышленного изготовления животного происхождения, реализуемую на рынках; об обязании Управления ветеринарии Воронежской области провести подготовку забойщика скота на мясо для получения пищевой продукции непромышленного изготовления животного происхождения, предназначенной для реализации на рынках, в хозяйствах граждан населенных пунктах, удаленных от убойных пунктов на территории Воробьевского, Калачеевского и Бутурлиновского районов Воронежской области (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.06.2018 по делу N А14-2493/2018 заявленные требования ИП Дибцева М.И. удовлетворены частично.
Взимание денежных средств с индивидуального предпринимателя Дибцева Михаила Ивановича по квитанциям от 26.12.2017 N 117761, от 09.01.2018 N 117804, от 16.01.2018 N 117858, от 14.02.2018 N 117987, от 12.03.2018 N 118166, выданным Бюджетным учреждением Воронежской области "Воробьевской районной станции по борьбе с болезнями животных" за выдачу ветеринарных свидетельств формы N 2, баркода, квитанций признано незаконным как несоответствующее положениям Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии".
Суд обязал Бюджетное учреждение Воронежской области "Воробьевская районная станция по борьбе с болезнями животных" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Дибцева М.И. оспариваемыми действиями путем возврата в 30-тидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу денежных средств, незаконно полученных по квитанциям от 26.12.2017 N 117761, от 09.01.2018 N 117804, от 16.01.2018 N 117858, от 14.02.2018 N 117987, от 12.03.2018 N 118166 за выдачу ветеринарного свидетельства формы N 2, баркода, квитанции.
В остальной части заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение в части отказа в удовлетворении требований и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на то, что ТР ТС 021/2011 и 034/2013 не распространяется на закупаемую и реализуемую
индивидуальным предпринимателем пищевую продукцию.
Индивидуальный предприниматель и его представитель в судебном заедании просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.
Другие участники судебного процесса отзывы в суд апелляционной инстанции не представили, явку своих представителей не обеспечили.
В связи с наличием доказательств надлежащего уведомления данных лиц о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке ст.ст.123,156,266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Управление ветеринарии Воронежской области, бюджетное учреждение Воронежской области "Воробьевская районная станция по борьбе с болезнями животных" не заявили возражений относительно пересмотра решения в обжалуемой части.
Таким образом, с учетом отсутствия возражений лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции проверяется законность и обоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 27.06.2018 только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение ИП Дибцева М.И. и его представителя, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Индивидуальный предприниматель Дибцев М.И. 30.11.2017 обратился в Управление ветеринарии Воронежской области с заявлением, в котором, ссылаясь на ст.18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (Закон о ветеринарии), Ветеринарно-санитарные правила внутрихозяйственного убоя скота на мясо, утвержденные Минсельхозом СССР 16.08.1971, просил произвести соответствующую подготовку Савина Виктора Ивановича на право подворного убоя скота на мясо в населенных пунктах на территории Воробьевского, Калачеевского и Бутурлиновского районов Воронежской области, удаленных от убойных пунктов; после прохождения соответствующей подготовки выдать удостоверение или документ на право подворного убоя скота.
30.11.2017 Управление ветеринарии Воронежской области направило в адрес индивидуального предпринимателя письмо от 28.12.2017 N 63-11/2657, в котором сообщило о работающих в указанных районах Воронежской области предприятиях, занимающихся убоем продуктивных животных; о требованиях ст.19 ТР ТС "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011); указало на исключительность случая убоя скота на месте специальным забойщиком в соответствии с п.11 Ветеринарно-санитарных правил внутрихозяйственного убоя скота на мясо, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР, согласованных с Министерством здравоохранения СССР и правлением Центросоюза 16.08.1971 (Правила от 16.08.1971); о возможности направления на обучение Савина В.И. в рамках образовательной программы по профессии "Переработчик скота и мяса", утвержденной приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 N 794.
ИП Дибцев М.И. не согласился с отказом Управления ветеринарии Воронежской области от 28.12.2017 N 63-11/2657 в подготовке забойщика скота на право подворного убоя скота на мясо, для получения пищевой продукции непромышленного изготовления животного происхождения, предназначенной для реализации на рынках, в населенных пунктах удаленных от имеющихся убойных пунктов на территории Воробь евского, Калачеевского и Бутурлиновского районов, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" установлено, что ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства должны создавать условия для выращивания здоровых животных и выпуска продукции в соответствии с санитарно-ветеринарными нормами.
В соответствии с пункта 11 Ветеринарно-санитарных правил внутрихозяйственного убоя скота на мясо, утвержденных Минсельхозом СССР 16.08.1971 (далее - Правила от 16.08.1971), убой скота, принадлежащего гражданам, проживающим в населенных пунктах, расположенных в зоне деятельности боенских предприятий потребительской кооперации, Министерства мясной и молочной промышленности СССР, колхозов и совхозов, должен производиться на этих предприятиях. Только в исключительных случаях разрешается убой скота на месте специальным забойщиком.
Согласно пункту 23 данных Правил в населенных пунктах, удаленных от боенских предприятий, разрешается убой скота на мясо в хозяйствах граждан специально подготовленными забойщиками, выделяемыми колхозами и совхозами в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 20.05.1968 N 352 и работающими под контролем ветеринарного врача (фельдшера).
В силу пункта 28 Правил от 16.08.1971 подготовку забойщиков скота проводят районные конторы потребительской кооперации по специальной программе, утверждаемой главным управлением (управлением) ветеринарии министерства сельского хозяйства союзной республики, не имеющей областного деления, или ветеринарным отделом областного (краевого) управления сельского хозяйства, министерства сельского хозяйства автономной республики и областным, краевым, республиканским потребсоюзом.
Забойщикам скота выдается удостоверение на право подворного убоя скота. Удостоверения выдают организации потребительских союзов за подписями руководителя конторы и главного ветеринарного врача района. Удостоверения скрепляют печатями потребсоюза и организации (учреждения) государственной ветеринарной сети.
Требования к непереработанной мясной продукции непромышленного изготовления, а также к процессам получения указанной продукции установлены Таможенным Регламентом Таможенного Союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
Статьей 19 ТР ТС 021/2011 регламентированы требования к процессам получения непереработанной пищевой продукции животного
происхождения, установлено, что убой продуктивных животных производится в специально отведенных для этой цели местах; что непосредственно перед убоем продуктивные животные подлежат предубойному ветеринарному осмотру.
Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 260203.01 "Переработчик скота и мяса" имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности (п.1.2 Приказа Минобрнауки России от 02.08.2013 N 794 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 260203.01 Переработчик скота и мяса").
В соответствии с Положением об Управлении ветеринарии Воронежской области, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 13.05.2009 N 387, Управление ветеринарии Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в области ветеринарии, осуществляющим государственное управление в сфере деятельности, связанной с безнадзорными животными. Управление создано в целях обеспечения руководства ветеринарной службой области, координации деятельности государственных учреждений ветеринарии в вопросах организации и осуществления мероприятий по предупреждению болезней животных, контроля выпуска полноценных и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и обеспечения защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Основными задачами Управления являются: реализация государственных программ Российской Федерации, государственных программ Воронежской области, направленных на предупреждение и ликвидацию заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, рыб, пчел, и областных планов ветеринарного обслуживания животноводства; охрана территории области от заноса заразных болезней животных из других регионов, в том числе из иностранных государств; защита населения от болезней, общих для человека и животных; - осуществление регионального государственного ветеринарного надзора, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении.
Доказательств того, что Управление является организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и, следовательно, имеет полномочия на совершение действий по осуществлению специальной подготовки забойщика скота на мясо (пищевой продукции непромышленного изготовления животного происхождения), предназначенной для реализации
на рынках, в хозяйствах граждан в населенных пунктах, удаленных от убойных пунктов на территории Воробьевского, Калачеевского и Бутурлиновского районов, как правомерно отметил суд первой инстанции, РФ суду не представлено.
В нарушение требований ст.198 АПК РФ не доказано и нарушение прав предпринимателем оспариваемым отказом. Как следует из сообщения Управления ветеринарии, на территории Воробьевского, Калачеевского и Бутурлиновского районов имеются соответствующие действующим нормам убойные пункты.
ИП Дибцевым М.И. не доказано наличие специально отведенного для убоя продуктивных животных производится места. Кроме того, следует отметить, что ИП Дибцев М.И. оспаривает отказ о подготовке убойщика иного лица, которое не состоит в трудовых, либо иных отношениях с предпринимателем для осуществления деятельности по убою животных.
При таких обстоятельствах, требования ИП Дибцева М.И. в указанной части обоснованно не удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого в части решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Доводы жалобы изучены апелляционным судом, однако они подлежат отклонению, как несостоятельные, опровергаемые материалами дела и установленными судом обстоятельствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная по платежному поручению N 471 от 17.03.2017 госпошлина в сумме 150 рублей подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Воронежской области от 27.06.2018 по делу N А14-2493/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.