Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 ноября 2018 г. N Ф03-4832/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А51-28239/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптиксервис",
апелляционное производство N 05АП-5544/2018
на решение от 19.06.2018
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-28239/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оптиксервис" (ИНН 5405346944, ОГРН 1075405015542)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
об оспаривании решений,
при участии:
от ООО "Оптиксервис": Бикмушев Ю.А., доверенность от 08.11.2017 сроком на 3 года, паспорт; Синицын Н.Н., решение N 2 от 10.04.2017, приказ N 1К от 14.06.2007, протокол N 1 от 05.06.2007, паспорт,
от Владивостокской таможни: Токарчук Д.А., доверенность от 30.08.2018 сроком до 29.08.2019, паспорт; Кипер Н.В., доверенность от 16.01.2018 сроком до 31.12.2018, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Оптиксервис" (далее - заявитель, декларант, общество, ООО "Оптиксервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительными решения об отказе во внесении изменений в декларации на товары (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров от 06.10.2017 N 10702000/205/061017/А0176) и об отказе в возврате НДС (в связи с представлением льгот) по товару N 3 в ДТ N 10702030/060617/0046361 и товару N 4 в ДТ N 10702030/120717/0007565 (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что ввезенные товары включены в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень, Постановление N 1042). Считает необоснованным вывод суда о том, что задекларированные обществом в ДТ N 10702030/060617/0046361 и N 10702030/120717/0007565 спорные товары не являются товаром медицинского назначения, в силу того, что являются косметическими линзами и не предназначены для коррекции зрения. Поясняет, что Постановление N 1042 не содержит каких-либо исключений относительно свойств товаров с нулевыми диоптриями. Настаивает на том, что спорные товары являются изделиями медицинского назначения, поскольку линзы с диоптриями 0,00 предназначены для коррекции зрения. Полагает, что данный факт подтверждается, в том числе регистрационным удостоверением от 01.12.2010 N ФСЗ 2010/08424, письмами Росздравнадзора РФ от 28.03.2017 N 04-15656/17 и ФГБУ "МНИИ ГБ им. Гемгольца" Минздрава России N 780/2017 от 05.05.2017. Также ссылается на представленные производителем товаров - компанией INTEROJO. INC (Корея) сертификаты, согласно которым спорная экспортируемая продукция является медицинскими приборами.
В судебном заседании представители общества доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, ходатайствовали о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: письма исх. N 62 от 06.06.2018, письма от 18.07.2018 N 10-32358/18.
Таможенный орган в представленном в материалы дела отзыве, поддержанном представителями в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит. Возражал по ходатайству о приобщении данных документов к материалам дела.
Судебная коллегия, рассмотрев ходатайство представителя общества, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ, отказала в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, ввиду его необоснованности.
Из материалов дела коллегия установила следующее.
Во исполнение внешнеторгового контракта от 27.02.2017 N IR-201702, заключенного между заявителем и иностранной компанией INTEROJO, обществом на таможенную территорию Таможенного союза был ввезен товар - контактные линзы на условиях EXW PYEONGTAEK (Республика Корея) и помещен под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления, в том числе:
- по ДТ N 10702030/060617/0046361 товар N 3 "мягкие гидрогелевые контактные линзы плановой замены для коррекции зрения, модели "ADRIA", диоптрии 0,00 в индивидуальной стерильной упаковке с жидкостью код ОКП 94887, всего 100540 упаковок, 194 480 штук", классифицируемый товарной подсубпозицией 9001300000, страна происхождения - Корея;
- по ДТ 10702070/120717/0007565 товар N 4 "мягкие гидрогелевые цветные контактные линзы плановой замены для коррекции зрения, модели "ADRIA", диоптрии 0,00 в индивидуальной стерильной упаковке с 4 А51-28239/2017 жидкостью код ОКП 94 8870, код ОКПД 2 32.50.41.110, всего 30757 упаковок, 30757 штук", классифицируемый товарной подсубпозицией 9001300000, страна происхождения - Корея.
При декларировании спорных товаров в графах 33 указанных ДТ декларантом был заявлен классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 9001300000 со ставкой таможенной пошлины 5% и ставкой НДС - 18%.
В этой связи обществом был уплачен НДС по ДТ N 10702030/060617/0046361 в размере 2795752,13 руб. и по ДТ N 10702030/120717/0007565 в размере 919227,27 руб. Товар выпущен в свободное обращение.
Полагая, что ввезенные товары подлежат освобождению от уплаты НДС на основании статьи 150 НК РФ и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ ООО "Оптиксервис" обратилось в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в декларацию на товары и возврате денежных средств от 31.08.2017 вх. N 40610.
Одновременно декларантом были представлены КДТ N 10702030/060617/0046361, коносамент N MLVLVMCT709623, ДТ N 10702030/060617/0046361, ДТС N 10702030/060617/0046361, платежное поручение N 1305, КДТ N 10702030/12077/0007565, коносамент N MLVLVMCT74599, ДТ N 10702030/120717/0007565, ДТС N 10702030/120717/0007565, платежное поручение N 4593, платежное поручение N 4873, платежное поручение N 5032, платежное поручение N 896, платежное поручение N 1873, регистрационное удостоверение N ФСЗ2010/08424 и иные документы.
Письмом N 25-34/55536 от 14.09.2017 таможенный орган сообщил обществу о том, что заявление о возврате денежных средств подано до принятия таможенным органом решения о внесении изменений в сведения, указанные в декларациях на товары. На момент поступления заявления решение о внесении изменений в сведения, указанные в декларациях на товары, таможенным органом не принимались, формы корректировки таможенной стоимости не составлялись.
Письмом N 25-33/603726 от 10.10.2015 таможня проинформировала ООО "Оптиксервис" о том, что по результатам рассмотрения заявления принято решение об отказе во внесении изменений в ДТ N 10702030/060617/0046361 и N 10702030/120717/0007565, с приложением акта проверки документов и сведений после выпуска товаров от 06.10.2017 N 10702000/205/061017/А0176.
Так, согласно акту N 10702000/205/061017/А0176 в ходе проведенной после выпуска товаров проверки документов и сведений выявлено, что описание товаров указанных в ДТ N 10702030/060617/0046361 и N 10702030/120717/0007565 не соответствует наименованию товара, указанного в Постановлении N 1042.
Посчитав, что решение об отказе во внесении изменений в декларации на товары (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров от 06.10.2017 N 10702000/205/061017/А0176) и отказ в возврате НДС (в связи с представлением льгот) по товару N 3 в ДТ N 10702030/060617/0046361 и товару N 4 в ДТ N 10702030/120717/0007565 не отвечают требованиям закона и нарушают права общества, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при помещении спорных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подлежащие уплате суммы НДС обществом обоснованно исчислены по ставке, установленной пунктом 3 статьи 164 НК РФ - 18%, в связи с чем основания для внесения изменений в декларации у таможенного органа отсутствовали.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С 01.07.2010 на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС, Кодекс). В соответствии с пунктом 1 статьи 366 ТК ТС данный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу.
В соответствии со статьей 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (подпункт 1 пункта 1 статьи 180, статья 181 ТК ТС).
Перечень сведений, указываемых в декларации на товары, приведен в пункте 2 статьи 181 ТК ТС.
Статьей 191 ТК ТС предусмотрена возможность изменения и дополнения сведений, заявленных в таможенной декларации, в том числе и после выпуска товара.
Так, пунктом 2 статьи 191 ТК ТС установлено, что внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Случаи и порядок внесения изменений и дополнений в декларацию на товары установлены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, которым утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, разделом III которого регламентировано внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров.
Согласно пункту 2 Порядка N 289 при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (далее - КДТ), за исключением случаев, указанных в пункте 9, абзаце втором пункта 14, пунктах 20 и 26 настоящего Порядка. КДТ является неотъемлемой частью ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 289 внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или документов, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, в случаях, когда обращение декларанта не представляется.
Обращение и документы, указанные в абзаце третьем настоящего пункта, подаются в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ.
Согласно пункту 13 Порядка N 289 обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений.
В случае если обращение содержит сведения, необходимые в соответствии с законодательством государства-члена для возврата (зачета) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей, оно рассматривается в качестве заявления на возврат (зачет), если в соответствии с законодательством государства-члена возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей производится по заявлению плательщика.
К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия (пункт 14 Порядка N 289).
Пунктом 18 Порядка N 289 установлено, что таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях: а) обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 Кодекса; б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка; в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка.
В иных случаях таможенный орган принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ. Принятие решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, осуществляется должностным лицом в переделах сроков, установленных в соответствии с абзацами вторым - четвертым пункта 16 настоящего Порядка. Такое решение принимается путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера. При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также в ДТС (пункт 19 Порядка N 289).
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться, в том числе: платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (часть 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления (часть 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 18), квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
В пункте 13 Постановления Пленума ВС РФ N 18 установлено, что внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) после выпуска товаров по инициативе декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 2 статьи 191 ТК ТС и пункт 11 Порядка N 289).
В силу пункта 30 Постановления Пленума ВС РФ N 18 в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется.
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Таким образом, из содержания указанных норм и разъяснений Постановления Пленума ВС РФ N 18 следует, что заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Как следует из материалов дела, одновременно с подачей заявления о возврате налога на добавленную стоимость ООО "Оптиксервис" инициировало процедуру внесения изменений в ДТ N 10702030/060617/0046361 (товар N 3) и ДТ N 10702030/120717/0007565 (товар N 4) в части таможенных платежей налога на добавленную стоимость по ДТ N 10702030/060617/0046361 - 2795752,13 руб. и по ДТ N 10702030/120717/0007565 - 919227,27 руб., в связи с применением ставки налога на добавленную стоимость 0% в отношении товара "мягких гидрогелевых контактных линз плановой замены для коррекции зрения модель "ADRIA" с диоприей 0,00.
При этом, изначально обществом поданы указанные ДТ, в которых в отношении товара "мягких гидрогелевых контактных линз плановой замены для коррекции зрения модель "ADRIA" с диоприей 0,00" самостоятельно исчислены суммы подлежащего уплате НДС по ставке 18%, в графе "В" ДТ заявлены сведения об уплате данных сумм НДС с указанием соответствующих платежных документов.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обществом не доказано наличие факта излишней уплаты таможенных платежей (НДС), исчисленных по ДТ N 10702030/060617/0046361 (товар N 3) и ДТ N 10702030/120717/0007565 (товар N 4), а именно: необходимости применения ставки НДС 0%.
В соответствии с пунктом 1 статьи 76 ТК ТС исчисление таможенных пошлин, налогов осуществляется плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Пунктом 7 статьи 190 ТК ТС установлено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно пункту 1 статьи 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Как следует из части 4 статьи 4 Закона N 311-ФЗ, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в частности очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель распространяет действие подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не на все медицинские товары, а на те, которые поименованы в соответствующем перечне, утверждаемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 утвержден перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
В разделах I - IV Перечня, обозначенных согласно категориям медицинских товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, Правительством РФ определены товары, в отношении которых действует режим налогообложения данной статьи Кодекса:
- раздел I "Медицинские изделия", включающий, в частности, инструменты (механизированные, колющие, режущие и ударные, оттесняющие, зажимные), приборы для диагностики, радиационные установки, приборы и аппараты для лечения, оборудование санитарногигиеническое, средства перемещения и перевозки, оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек, весы медицинские, слуховые аппараты, кресла-коляски и тележки для инвалидов, трости, костыли, опоры;
- раздел II "Линзы для коррекции зрения, оправы для очков корригирующих (для коррекции зрения)", включающий линзы для коррекции зрения (линзы контактные, линзы для очков корригирующих (для коррекции зрения), оправы для очков корригирующих (для коррекции зрения);
- раздел III "Технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов";
- раздел IV "Протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним".
В пункте 22 раздела II "Линзы для коррекции зрения, оправы для очков корригирующих (для коррекции зрения)" Перечня поименованы линзы для коррекции зрения, относящиеся к группе кодов по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 94 8000 (линзы контактные, линзы для очков корригирующих (для коррекции зрения), код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014-32.50.41, коды ТН ВЭД ЕАЭС 9001 30 000 0, 9001 40, 9001 50.
В данном случае указание в скобке после общего обозначения "линзы для коррекции зрения 94 8000" понятий "линзы контактные" и "линзы для очков корригирующих (для коррекции зрения") является уточнением того, какие именно линзы для коррекции зрения кода ОКП 94 8000 подпадают под действия Перечня - линзы контактные, линзы для очков корригирующих. Все эти линзы должны обладать свойством изначально указанного изделия - линзы для коррекции зрения.
Согласно примечанию 2 к Перечню для целей применения разделов II - IV настоящего перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).
В соответствии с пунктом 9 Положения о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Следовательно, отнесение обществом товаров, ввезенных по ДТ N 10702030/060617/0046361 (товар N 3) и ДТ N 10702030/120717/0007565 (товар N 4) к коду ОКП 948870 "Линзы для коррекции зрения контактные мягкие" не может однозначно свидетельствовать о наличии у данных товаров свойств корректирующих линз.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Как следует из пояснений таможенного органа, ввезенные обществом по спорным ДТ цветные линзы ADRIA (ЗТ 2РК, 2Т 2РК, 1Т 2 РК, 2Т Glamorous HD 2РК, IT Glamorous HD 2PK и др.) предназначены для изменения природного цвета глаз (с различной степенью яркости и контрастности), согласно информации, представленной на официальном сайте производителя (www.interojo.ru), данные линзы предлагаются как пациентам с близорукостью, так и клиентам, имеющим хорошее зрение.
Линзы ADRIA (crazy hd) являются карнавальными линзами (декоративными). Карнавальные декоративные линзы - это линзы, не имеющие ничего общего с естественностью, предназначены для создания образов, как правило, это линзы ярких цветов, красных, черных, желтых, имеют рисунок в виде полосок, картинок, имитируют глаз рептилий, чудовищ.
Контактные линзы ADRIA (sclera pro hd), являются склеральными линзами. Склеральные линзы - это линзы, которые покрываю глаз полностью, как радужку так и белок. Согласно информации, размещенной на сайте производителя, линзы ADRIA sclera pro - не предусматривают коррекцию зрения и предназначены только для декоративного эффекта.
Кроме того, согласно ответу ФГАУ "НМИЦ "МНТК "Микрохирургия глаза" им. Акад. С.Н. Федорова Миндзрава России N 01-10/266 на запрос таможни N 08-18/12429, для коррекции зрения с помощью контактных линз обязательно применяется оптическая линза, различной силой преломления измеряемая в диоптриях, а коррекция может быть положительной или отрицательной. При этом контактные линзы с 0,00 диоптрией не обладают силой преломления и не могут корректировать зрение.
Из письма ФТС РФ от 05.08.2016 N 05-17/39317 "О налогообложении НДС ввоза в РФ контактных линз с нулевой рефракцией" (том 1, л.д. 118-119), также следует, что цветные контактные линзы с нулевой рефракцией (без диоптрий) не являются линзами, корректирующими зрение.
В свою очередь, возможность использования "нулевых линз" именно для коррекции зрения, то есть для изменения оптической силы роговицы глаза, обществом не подтверждена.
При таких обстоятельствах, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что товар, задекларированный обществом по ДТ N 10702030/060617/0046361 (товар N 3) и ДТ N 10702030/120717/0007565 (товар N 4), подлежит налогообложению в общем порядке.
Указание заявителя на ГОСТ 28956-91, ГОСТ ISO 10993-1-2011 правомерно отклонено судом первой инстанции ввиду того, что подтверждают только то обстоятельство, что товар "контактные линзы с диоприей 0.00" является медицинским изделием, на которое требуется обязательно удостоверение о медицинском назначении.
Так, в подтверждение того факта, что спорные товары являются медицинскими изделиями обществом среди прочих документов были представлены регистрационное удостоверение от 01.12.2010 N ФСЗ 2010/08424, декларации о соответствии N РОСС KR.ИМ28.ДО 1612 и N РОСС KR.ИМ20.ДО 2238, сертификат соответствия N 1015, а также письмо Росздравнадзора РФ от 28.03.2017 N 04-15656/17.
Вместе с тем, ввезенный обществом по спорным ДТ товар "мягкие гидрогелевые контактные цветные линзы плановой замены для коррекции зрения, диоптрии 0,00" вне зависимости от возможности его отнесения к категории медицинских изделий не подлежит освобождению от налогообложения по подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, поскольку не поименован в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042, и не обладает функцией коррекции зрения.
В этой связи, представленные заявителем документы не могут рассматриваться как подтверждающие факт излишней уплаты НДС в отношении товаров по ДТ N 10702030/060617/0046361 (товар N 3) и ДТ N 10702030/120717/0007565 (товар N 4), поскольку не содержат об этих товарах необходимой информации, обуславливающей возможность освобождения от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а именно - о наличии функции коррекции зрения.
По изложенному также подлежит отклонению ссылка общества на представленные производителем товаров - компанией INTEROJO. INC (Корея) сертификаты, согласно которым спорная экспортируемая продукция является медицинскими приборами, как не имеющая правового значения.
Довод заявителя жалобы о том, что линзы с диоптриями 0,00 предназначены для коррекции зрения, а также для косметической коррекции, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
По своим функциям контактные линзы делятся на 4 вида оптические, терапевтические, косметические и оттеночные - не все из перечисленных линз корректируют зрение.
Однако, спорный товар, ввезенный обществом, а именно контактные линзы с артикулом ADRIA (sclera pro hd), линзы модель ADRIA, артикул ADRIA (crazy hd), нe относится к линзам для косметической коррекции зрения, в связи с тем, что линзы с артикулом ADRIA (sclera pro hd) являются склеральными контактными линзами, линзы модель ADRIA артикул ADRIA (crazy hd) являются карнавальными линзами (декоративными).
Как указала таможня, согласно информации размещенной на официальном сайте производителя (www.interojo.ru), указанные линзы - не предусматривают коррекцию зрения и предназначены только для декоративного эффекта.
Из материалов дела видно, что таможней 20.03.2018 был сделан запрос в Хабаровский филиал ФГАУ "МНТК" "Микрохирургия глаза" им. акад. С.Н. Федоров исх. N 08-18/12429 (том 2, л.д. 7-8), в котором таможенный орган просит разъяснить следующие вопросы: что в офтальмологии понимается под коррекцией зрения; являются ли линзы карнавальные (декоративные), склеральные линзы, линзами для коррекции зрения; могут ли корректировать зрения линзы с 0,00 диоптрией.
Из ответа, представленного Хабаровским филиалом ФГАУ "МНТК" "Микрохирургия глаза" им. акад. С.Н. Федорова от 04.04.2018 N 01-10/266 (том 2, л.д. 6), следует, что под коррекцией зрения в офтальмологии подразумеваются различные мероприятия, направленные на восстановления остроты зрения. Целью коррекции зрения является улучшение качества жизни пациента и приведение его зрения в зону максимального комфорта. В настоящее время доступно множество видов контактных линз, которые используется не только в лечебных целях, но и в эстетических (декоративных).
Декоративные контактные линзы, какими и является часть товара ввезенного обществом, не могут быть использованы для коррекции зрения.
Также, исходя из ответа, следует, что для коррекции зрения с помощью контактных линз обязательно применяется оптическая линза, с различной силой преломления, измеряемая в диоптриях, а коррекция может быть положительной или отрицательной, контактные линзы с 0,00 диоптрией не могут корректировать зрение, так как не обладают силой преломления.
При таких обстоятельствах, выводы таможни, изложенные в решении об отказе во внесении изменений в декларации на товары (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров от 06.10.2017 N 10702000/205/061017/А0176), являются правомерными.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно посчитал, что решение об отказе во внесении изменений в декларации на товары (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров от 06.10.2017 N 10702000/205/061017/А0176) и отказ в возврате НДС (в связи с представлением льгот) являются законными и обоснованными, в связи с чем, требования заявителя обоснованно оставлены судом без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Судебные расходы по оплате госпошлины в силу статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя.
Излишне уплаченная ООО "Оптиксервис" при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 3859 от 10.07.2018 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату обществу на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.06.2018 по делу N А51-28239/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Оптиксервис" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 3859 от 10.07.2018 через филиал Банка ГПБ (АО) "Западно-Сибирский" г. Новосибирск. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-28239/2017
Истец: ООО "ОПТИКСЕРВИС"
Ответчик: Владивостокская таможня