г. Самара |
|
10 сентября 2018 г. |
дело N А55-5957/2018 |
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Демина Е.Г., рассмотрев без вызова сторон, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дорожное ремонтно-строительное управление" на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.05.2018 по делу N А55-5957/2018 (судья Ястремский Л.Л.), принятое в порядке упрощенного производства,
по иску администрации городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, ИНН 6320001741) к открытому акционерному обществу "Дорожное ремонтно-строительное управление" (ОГРН 1066320170850, ИНН 6323090852), третье лицо: Контрольно-счетная палата городского округа Тольятти о взыскании
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Тольятти (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - ответчик, ООО " ДРСУ") о взыскании 240 400 руб. убытков, причиненных в связи с некачественным выполнением работ по муниципальному контракту от 10.05.2016 N 0842200002116000055_259977.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.05.2018 в виде резолютивной части от 04.05.2018 исковые требования удовлетворены в заявленном размере. Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика.
17.05.2018 суд изготовил мотивированное решение.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, имеющих значение для дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд неправильно оценил акты осмотра дворовых территорий. Акты о приемке выполненных работ формы КС-2, на которые сослался суд, истец в качестве доказательств в материалы дела не приобщил, суд указанные документы не исследовал.
Истец не представил доказательств того, что цена 1 тонны асфальтовой крошки составляет 550 руб.
К выполнению работ по следующим объектам: Въезды с ул.Автостроителей к ж/д Автостроителей, 82 с южной и северной стороны здания Автостроителей, 80 (маг. "Новинка"); Въезд в квартал с ул.Свердлова через арку ж/д Свердлова, 14 к ул.Ворошилова; Проезжая часть и тротуар ж/д Гая, 7 (проезд к поликлинике); ул. Революционная, 72а дорога с восточной и северной стороны; Кв.89-55, тротуар по ул. Мира от д. N 33 до ул. Советской ОАО "ДРСУ" не приступало, в связи с чем и было заключено дополнительное соглашение N 2 от 19.12.2016.
ОАО "ДРСУ" выполнило работы по муниципальному контракту N 0842200002116000055_259977 от 10.05.2016 в полном объеме, что подтверждено актами о приемке выполненных работ. Замечания относительно качества и объема выполненных работ на дату приемки от муниципального заказчика не поступали. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Истец и третье лицо представили отзывы, в которых отклонили доводы жалобы как необоснованные.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывами истца и третьего лица, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
25.04.2016 мэрией городского округа Тольятти был проведен открытый аукцион в электронной форме на право выполнения работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирным домов городского округа Тольятти, по результатам которого ОАО "ДРСУ") признано победителем открытого аукциона в электронной форме.
По итогам открытого аукциона в электронной форме 10.05.2016 между мэрией городского округа Тольятти и ОАО "ДРСУ" был заключен муниципальный контракт N 0842200002116000055_259977, согласно пункту 1.1 которого ответчик принял на себя обязательство по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов городского округа Тольятти согласно ведомости объемов работ (Приложение N 2), перечню объектов (Приложение N 3), расчету цены контракта (Приложение N 4) в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Приложением N 3 к контракту определен перечень 144 объектов с указанием адресов и объемов по видам работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов г.о. Тольятти.
Согласно условиям контракта начало выполнения работ - с момента заключения настоящего контракта, окончание выполнения работ - 31.10.2016
Согласно пункту 4.3.3 контракта ОАО "ДРСУ" вправе распоряжаться отходами, образующимися в результате его деятельности, за исключением асфальтогранулята.
В целях обеспечения надлежащего учета, хранения и эффективного применения асфальтогранулята для нужд г.о. Тольятти распоряжением мэрии г.о. Тольятти от 24.09.2013 N 6262-р/4 был утвержден Порядок учета, хранения и применения асфальтогранулята.
Согласно указанному Порядку асфальтогранулят (асфальтовая крошка) - отходы, полученные в результате холодного фрезерования (срезания) верхних слоев асфальтобетонных дорожных покрытий в результате ремонта и реконструкции автомобильных дорог местного значения, внутриквартальных проездов и дворовых территорий г.о. Тольятти.
Пунктом 2.2. Порядка установлено, что в рамках заключенных муниципальных контрактов по итогам открытого аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения, внутриквартальных проездов и дворовых территорий г.о. Тольятти подрядчик осуществляет фрезерование асфальтобетонных покрытий с одновременной погрузкой асфальтогранулята в транспортные средства и вывоз его с места ремонта автомобильных дорог местного значения, внутриквартальных проездов и дворовых территорий до места складирования, определенного заказчиком до начала производства работ, на основании письменного уведомления подрядчика.
Приемка асфальтогранулята от подрядчика производится заказчиком партиями в натуральных единицах (тоннах) на основании накладной на прием-отпуск асфальтогранулята и акта приема-передачи асфальтогранулята (пункт 2.3. Порядка)..
В соответствии с частью 8 статьи 6 Порядка осуществления контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти ( далее - КСП г.о. Тольятти) полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, утвержденному решением Думы городского округа Тольятти от 19.02.2014 N 197, КСП г.о. Тольятти был составлен отчет по проверке целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета городского округа Тольятти в 2015 и 2016 годах на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Тольятти и на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов и вынесено представление о принятии мер по возмещению потерь в бюджет городского округа в сумме 240 400 руб. по непринятым работам ОАО "ДРСУ".
Согласно указанному отчету (пункт 14 раздела "Выводы по результатам контрольного мероприятия") по департаменту городского хозяйства администрации городского округа Тольятти выявлены нарушения пункта 2.3 порядка учета, хранения и применения асфальтогранулята, утвержденного распоряжением заместителя мэра городского округа
Тольятти от 24.09.2013 N 6262-р/4, а именно: в 2016 году акты приема-передачи на демонтированный асфальтогранулят в количестве 437, 0 тонн с пяти объектов не составлялись, накладные на прием-отпуск асфальтогранулята не оформлялись. В результате чего выявлена потеря бюджета городского округа Тольятти в 2016 году.
Из материалов дела следует, что должностными лицами департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти в ходе проведения контрольного мероприятия были даны пояснения, что фактическое выполнение работ составило 133 объекта из 144. Из числа оставшихся 11 объектов 3 объекта в Автозаводском районе выполнил Департамент дорожного хозяйства и транспорта в рамках ремонта дорог местного значения, по трем объектам ответчик к работе не приступал, по пяти объектам работы не были приняты, в том числе:
1) въезд с ул. Автостроителей к ж/д Автостроителей, 82 с южной и северной стороны здания Автостроителей, 80 (маг. "Новинка") (пункт 42 из Перечня объектов Автозаводского района, приложение N 3 к контракту);
2) въезд в квартал с ул. Свердлова через арку ж/д Свердлова, 14 к ул. Ворошилова (пункт 43 из Перечня объектов Автозаводского района, приложение N 3 к контракту);
3) проезжая часть и тротуар ж/д Гая, 7 (проезд к поликлинике) (пункт 44 из Перечня объектов Автозаводского района, приложение N 3 к контракту);
4) ул. Революционная, 72а дорога с восточной и северной стороны (пункт 25 из Перечня объектов Автозаводского района, приложение N 3 к контракту);
5) кв. 89-55, тротуар по ул. Мира от д.N 33 до ул. Советской (пункт 10 из Перечня объектов Центрального района, приложение N 3 к контракту).
Из актов осмотра дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к многоквартирным домам по Автозаводскому району г.о.Тольятти от 31.05.2017, 01.06.2017, подписанных в том числе представителем ответчика, и пояснительной записки к этим актам следует, что на пяти указанных выше объектах ответчик выполнял демонтаж твердых покрытий проездов и тротуаров. Поскольку дальнейшие работы на этих объектах ответчиком не производились, работы не были оплачены и не были включены в акты о приемке выполненных работ формы КС-2.
Контрольно-счетная палата городского округа Тольятти в письменных пояснениях на иск также указала, что ответчик на данных пяти объектах приступил только к демонтажу твердых покрытий проездов и тротуаров, дальнейшие работы не производились. Оплата за непринятые объекты не производилась. В дополнительное соглашение N 2 от 19.12.2016 к муниципальному контракту работы по данным пяти объектам не включены. Данное количество асфальтогранулята по актам приема-передачи заказчику (Департаменту) от подрядчика (ОАО "ДРСУ") не передавалось.
Согласно сведениям, содержащимся в Приложении N 3 к контракту по вышеперечисленным пяти объектам площадь асфальтобетонного покрытия составила 8568 кв.м.
Согласно представленному истцом расчету объем асфальтогранулята, полученного с указанной площади, составляет 437,0 тн (8 568,0 м2 х 0,03 м = 257,04 м3 х 1,7 (переводной коэффициент для асфальтогранулята) = 437,0 тн). Средняя стоимость мелкой асфальтовой крошки из-под фрезы по городу Тольятти составляет 550 руб. за 1 тн.
Стоимость асфальтогранулята, не переданного администрации городского округа Тольятти, составила 240 400 руб.
Согласно пункту 5.10 контракта убытки заказчика, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, подлежат оплате сверх неустойки.
В адрес ответчика истцом было направлено претензионное письмо N 4490/2.1-0 от 07.11.2017 с требованиями вернуть указанное количество асфальтогранулята, пригодного к использованию на площадку, согласованную с администрацией городского округа Тольятти.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что истцом не представлены доказательства того, что ответчик демонтировал асфальтобетонное покрытие на пяти объектах и получил неосновательное обогащение в количестве 437 тонн на сумму 240 400 руб..
Указанный довод судом первой инстанции обоснованно отклонен, при этом суд исходил из следующего.
В приложении N 3 к муниципальному контракту указан перечень объектов, на которых должны были выполняться работы, а также вид подлежащих выполнению работ и объем работ. Пять спорных объектов были включены в этот перечень (пункты 25, 42, 43, 44 из Перечня объектов Автозаводского района и пункт 10 из Перечня объектов Центрального района).
В соответствии с графиком производства работ (приложение N 7 к муниципальному контракту) работы должны были быть выполнены в период с 10.05.201 6 по 31.10.2016.
Дополнительное соглашение N 2 от 19.12.2016, которым приложение N 3 было изложено в новой редакции, сократившей число подлежащих ремонту объектов до 133, было подписано сторонами через 50 дней после установленной контрактом конечной даты выполнения работ. При этом приложение N 7 к контракту (график выполнения работ) осталось в прежней редакции.
Таким образом, на день подписания дополнительного соглашения N 2 от 19.12.2016 все работы по условиям муниципального контакта должны были быть завершены.
Довод ответчика о том, что он не приступал к выполнению работ на спорных пяти объектах противоречат представленным в материалы дела актам осмотра дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к многоквартирным домам по Автозаводскому району г.о.Тольятти от 31.05.2017, 01.06.2017, подписанных в том числе представителем ответчика.
Кроме того, из письма ответчика от 15.11.2017 N 340, направленного в ответ на претензию истца, следует, что в результате ремонта дворовых территорий г.о. Тольятти в рамках вышеуказанного контракта ответчик получил асфальтогранулят и отгрузил его обществу с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ".
Из справки ответчика от 15.11.2017 также следует, что остатки асфальтогранулята, полученные по результатам деятельности за 201 6 год, в полном объеме были отгружены обществу с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" по накладным.
Копии накладных на прием-отпуск асфальтогранулята и актов приема-передачи асфальтогранулята, подтверждающих факт передачи асфальтогранулята обществу с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" в материалы дела не представлены.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Представленный истцом расчет убытков ответчик не оспорил.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно признал требование истца о взыскании убытков обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что акты о приемке выполненных работ формы КС-2, на которые сослался суд, истец в качестве доказательств в материалы дела не приобщил, суд указанные документы не исследовал, противоречат содержанию обжалуемого решения.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.05.2018 по делу N А55-5957/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дорожное ремонтно-строительное управление" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.