город Ростов-на-Дону |
|
20 августа 2018 г. |
дело N А32-35409/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоноваой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от ИП Ченокалова А.А.: адвокат Баштовая К.Н. по доверенности от 11.04.2018, удостоверение N 4128;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.05.2018 по делу N А32-35409/2017, принятое судьей Данько М.М.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Ченокалова Александра Александровича
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица: Администрации муниципального образования Щербиновский район
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду на новый срок земельного участка; об обязании принять решение о предоставлении,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ченокалов Александр Александрович (далее - заявитель, ИП Ченокалов А.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных отношений Краснодарского края по отказу в предоставлении КФХ Ченокалову в аренду на новый срок земельного участка кадастровым номером 23:36:0601007:12, оформленные письмом от N 52-21957/17-32-20 от 05.07.2017;
об обязании Департамент имущественных отношений Краснодарского края в двухнедельный срок с даты принятия судом постановления по настоящему делу принять решение о предоставлении КФХ Ченокалову в аренду на новый срок земельного участка кадастровым номером 23:36:0601007:12, сроком на 5 (пять) лет, и направить КФХ Ченокалову проект договора аренды земельного участка кадастровым номером 23:36:0601007:12.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2018 признаны незаконными действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар по отказу в предоставлении КФХ Ченокалова Александра Александровича в аренду на новый срок земельного участка с кадастровым номером 23:36:0601007:12, оформленные письмом от N 52-21957\17-32-20 от 05.07.2017. Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар в течение месяца с момента вступления в силу настоящего решения опубликовать в уполномоченном печатном издании и в сети Интернет информацию о предстоящем предоставлении главе КФХ Ченокалову Александру Александровичу, пос. Щербиновский в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:36:0601007:12. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, полагает, что для возможности соблюдения департаментом публичной процедуры, заявитель должен был обратиться с заявлением о заключении договора аренды в порядке подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ. Данные условия заявителем не соблюдены, в связи с чем, ему было отказано.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ИП Ченокалова А.А. возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Администрации муниципального образования Щербиновский район.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.08.1998 в аренду Крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Русь" в лице главы КФХ Ченокалова А.А. был предоставлен земельный участок общей площадью 30 га.
30.12.2002 хозяйству был предоставлен земельный участок площадью 10 га сроком на 10 лет.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края в адрес Ченокалова А.А. было направлено письмо от 07.10.2015, которым департамент отказался от договоров от 01.01.2007 N 8836000061 и от 13.08.1998 N 8836000059 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:36:0601007:12.
Письмом без номера и даты глава хозяйства обратился в департамент, в котором сообщал о том, что департаментом на официальном сайте было размещено объявление о торгах права аренды земельного участка с кадастровым номером 23:36:0601007:12, установлен срок подачи заявок с 19.02.2016 по 19.03.2016. В связи с отсутствием претендентов, предприниматель просил подписать направленный им договор аренды этого земельного участка или осуществить подготовку проекта договора и передать его для подписания заявителю.
Письмом от 05.07.2017 департамент разъяснил главе хозяйства действующее законодательство. В частности было указано, что на его заявление необходимо опубликовать извещение о предоставлении участка в аренду. Поскольку заявителем требования закона не соблюдены, он не имеет право на приобретение участка в аренду без проведения торгов. Кроме того, к заявлению не был приложен документ, удостоверяющий личность заявителя.
Не согласившись с отказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края, ИП Ченокалов А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым решением управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого решения управления закону или иному нормативному правовому акту.
Апелляционной коллегией не принимается довод департамента о том, что для возможности соблюдения департаментом публичной процедуры, заявитель должен был обратиться с заявлением о заключении договора аренды в порядке подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, в виду следующего.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В пункте 2 этой статьи указана информация, которую извещение должно содержать.
В силу пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Подпунктом 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при получении соответствующего заявления, департамент должен был в установленный законом срок обеспечить информирование заинтересованных лиц о возможном предоставлении участка заявителю по делу.
Судом первой инстанции правомерно не принят во внимание довод департамента о том, что к заявлению не был приложен документ, удостоверяющий личность заявителя в силу следующего.
Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (ред. от 12.10.2016) "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36258) не содержит информации о том, что заявитель должен представлять со своим обращением документ, удостоверяющий личность. Указанным приказом установлен исчерпывающий перечень предоставляемых документов.
Представитель заявителя на вопрос суда пояснила, что глава хозяйства рассчитывал на опубликование департаментом соответствующей информации в установленном порядке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2018 по делу N А32-35409/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.